Файл: Телекоммуникация,как средство развития познавательной деятельности учащихся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве рабочей гипотезы нами были выдвинуты следующие предположения:

телекоммуникационная образовательная среда, как составляющая учебного процесса, может являться эффективным средством формирования и развития познавательного интереса учащихся, при этом основным сти-

мулом является новизна содержания и форм;

эффективность применения средств телекоммуникаций в учебном процессе зависит от уровня технической и методической готовности учителя, профессионального становления педагога;

применение новых информационных технологий в учебном процессе обеспечивает процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 46 человек, из них 24 отнесены к экспериментальной группе, а 22 - к контрольной группе. Обучение в экспериментальной группе осуществлялось в телекоммуникационной образовательной среде; были определены психолого-педагогические условия проведения эксперимента: постоянная система педагогического воздействия со стороны педагога, совпадение в экспериментальной и контрольной группах содержания изучаемого материала.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

-констатирующий, включающий наблюдение, анкетирование;

-формирующий, с использованием комплекса методов и приемов по формированию познавательного интереса к -изучению информатики;

-контрольный, предполагающий статистическую обработку результатов.

Обучающий эксперимент основывался на учете ряда разработанных психолого-педагогических условий: введение в учебный процесс комплекса вопросов, проблемных задач, творческих заданий и ситуаций в рамках предметных телевикторин, деловых компьютерных игр, компьютерного тестирования. Разработанная телекоммуникационная система сопровождения образования направлена на достижение информационного оптимума, развивающего познавательный интерес обучаемых. Основной эксперимент был спланирован как диагностирующий. Достижение целей в нем фиксировалось через сравнительный анализ уровней знаний и умений одних и тех же испытуемых в начале и в конце эксперимента. На этом этапе определялись исходный уровень и показатели сформированности познавательного интереса учащихся, отражающие динамику развития. В процессе исследования были определены основные условия и средства, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся, теоретически обоснован и комплекс программных продуктов для проведения экспериментальной работы - телекоммуникационные викторины, компьютерное тестирование по информатике, метод проектов, деловые имитационные компьютерные игры, телеконференции, дистанционное обучение. В системе образования телекоммуникации применяются в 4 основных формах: оперативная связь, переписка; учебные и творческие проекты; конференции; дистанционное обучение, консультации. Из перечисленных выше форм для нас являлись первые две: переписка и творческие проекты. Он включал персональный обмен сообщениями; свободная переписка; глобальный класс; информационный обмен; участие в телекоммуникационной олимпиаде; участие в телекоммуникационной викторине. На основе анализа эксперимента была разработана структура телекоммуникационных средств и методических приемов, влияющих на развитие познавательного интереса и творческого потенциала учащихся в телекоммуникационной образовательной среде.