Файл: Уголовно-правовая характеристика коррупционной преступности.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
К административно-хозяйственным функциям относятся полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также полномочия по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Представители власти, исходя из разъяснений, содержащихся в п.2. постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», - это лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.
К представителям власти относятся члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.
Иначе говоря, представителями власти являются лица, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.
Завершая рассмотрение уголовно-правовой характеристики коррупционной преступности, отметим, что признаками коррупционного преступления являются:
- непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы, службы в органах местного самоуправления, непосредственному исполнению функций органов государственной власти), а также непубличной службы (службы в коммерческих и иных организациях);
-незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации преимуществ (имущества, услуг или льгот);
- использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
- наличие у совершившего коррупционное преступление, признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст.285 и ст.201 УК РФ, за исключением дачи взятки должностному лицу (ст.291 УК РФ) и активного подкупа (ч.1 ст.204 УК РФ), которые наказываются вне зависимости от обладания виновным служебным статусом;
- наличие у виновного умысла на совершение действий (акта бездействия), объективно причиняющих ущерб интересам публичной или непубличной службы;
- наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.
Тема 2. Детерминанты коррупционной преступности
Коррупционная преступность во многом предопределяется общими для всей преступности страны криминогенными социально-экономическими, политическими, социально-психологическими и другими факторами. К их числу относятся общие негативные последствия реформирования страны (кризис и нестабильность развития экономики, существование ее «теневой» составляющей, криминального бизнеса, неразвитость форм правового регулирования рыночных отношений, падение нравственности, снижение уровня правосознания населения и т.п.).
В рамках одного социологического опроса о причинах коррупции в стране, были получены следующие результаты[9]:
Таблица 12.
Основные причины коррупции в России (%)
Причины |
Население |
Предприниматели |
Служащие |
Сотрудники правоохранительных органов |
Попустительство властей по отношению к коррупции |
12 |
9 |
14 |
9 |
Общая слабость государственной власти |
9 |
18 |
11 |
12 |
Правонарушения правящих кругов связаны с управленческой деятельностью |
9 |
18 |
11 |
12 |
Правящая элита фактически управляет деятельностью правоохранительных органов и судов, которые не имеют реальной возможности руководствоваться только законом |
17 |
12 |
8 |
8 |
Правящая элита обладает многочисленными методами защиты от разоблачения |
15 |
8 |
8 |
9 |
Правящая элита обычно наделяет себя полной неприкосновенностью |
12 |
7 |
32 |
22 |
В совершаемых деяниях правящей элиты нет непосредственных жертв, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов |
16 |
8 |
16 |
10 |
Коррумпированность высших должностных лиц |
7 |
8 |
8 |
9 |
Несовершенство законов |
8 |
16 |
10 |
8 |
Непомерно высокие налоги |
8 |
8 |
9 |
12 |
Круговая порука чиновников |
7 |
16 |
12 |
13 |
Крайне низкие зарплаты в бюджетной сфере |
13 |
7 |
32 |
22 |
Нынешний финансовый кризис в стране и мире |
7 |
14 |
8 |
11 |
Как видно из данных табл. 12., большинство опрошенных групп респондентов в качестве основных причин коррупции выделяют «попустительство властей по отношению к коррупции» (11%), «общую слабость государственной власти» (12,5%) и коррумпированность высших должностных лиц (8%).
В то же время для анализируемой преступности присущи и особенно значимы специфические причины и условия ее существования и развития. Это обусловлено тем, что коррупция обладает высокой степенью мимикрии, т.е. возможностью приспособления к той или иной социально-экономической ситуации[10].
Такая особенность является результатом того, что ни одно из направлений деятельности человека не содержит в себе такое разнообразие социальных, экономических, производственных, идеологических, психологических, национальных и иных факторов, как это свойственно коррупции. Соответственно, никакая иная сфера общественных отношений столь точно и быстро не повторяет контур, с одной стороны, потребностей граждан, а с другой – объективных возможностей их удовлетворения. Иными словами, коррупция, как зеркало, «отражает» в себе все без исключения макро-и микропроцессы, происходящие в обществе.
Среди основных криминогенных факторов, обусловливающих коррупционную преступность, следует выделить следующие группы:
- Экономические факторы:
- экономическая нестабильность, проявляющаяся, прежде всего, в неконтролируемых инфляционных скачках, следствием которых является неожиданное обесценивание денежного содержания чиновников, провоцирующих их таким образом искать внебюджетные источники доходов;
-наличие «свободных» деньги для подкупа;
- слабость фискальных служб, что стимулирует уклонение от уплаты налогов и пошлин;
- нестабильность государственной политики в сфере частного сектора экономики;
- противоправная экономическая деятельность юридических и физических лиц, наносящая ущерб экономическим интересам РФ;
-устремления международных и российских преступных формирований, а также отдельных лиц с противоправными намерениями к структурам и сотрудникам различных государственных органов в целях создания благоприятных условий для проведения незаконных операций и совершения преступлений[11].
2. Политические факторы:
- фактическое отчуждение большей части населения страны от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое уже само по себе постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;
- практически монопольный контроль чиновничества за процессом разгосударствления, при котором сравнительно легко можно присвоить часть стоимости трансформированной собственности;
- отсутствие эффективного политического механизма, обеспечивающего быстрое лишение полномочий госслужащих, скомпрометировавших себя в глазах общественности различными коррупционными действиями (присвоение дорогих подарков, устройство близких на высокооплачиваемую работу в подконтрольных организациях и т.п.);
- недостаточно эффективный парламентский контроль за состоянием коррумпированности высших должностных лиц государства;
-ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц[12];
- исторически сложившаяся традиция борьбы за власть с целью получения определенных бонусов и преимуществ;
- расширяющееся проникновение в государственные органы власти представителей организованных преступных групп и преступных сообществ.
3. Правовые факторы:
- дискредитация права, как основного инструмента регулирования жизни личности, общества и государства;
- отсутствие законодательного определения коррупционного поведения;
- недостаток общих административно-правовых запретов на различные виды коррумпированного поведения, которые могли бы выполнять функции мер ранней профилактики коррупционных преступлений;
- многочисленные пробелы в законодательстве, регламентирующем налогообложение госслужащих;
- неоправданно высокий уровень неопределенности норм многих отраслей права и институтов законодательства, создающий объективную основу для неконтролируемого произвола правоприменителей (например, суд без каких-либо однозначно воспринимаемых критериев может назначить за получение взятки в крупном размере наказание в виде лишения свободы сроком и на 7, и на 12 лет);
- нарушение иерархии нормативных правовых актов;
- отсутствие нормативного правового акта, закрепляющего правовой статус, виды органов исполнительной власти, классификацию и правила издания ими актов[13].
4. Факторы организационного и кадрового характера:
- недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины;
- недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.);
- недостатки в подборе и расстановке кадров, изъяны в морально-психологическом климате (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.);
- недостатки учета и контроля;
- бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов);
- расширительное толкование компетенции государственных и муниципальных органов;
-расширительное толкование компетенции государственных и муниципальных органов;
- недостатки в воспитательной работе;
- недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов;
- отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей;
- отсутствие порядка информационного взаимодействия государственных и муниципальных органов с гражданами и организациями;
- нереагирование на факты коррупции.
5. Нравственно-духовные и психологические факторы:
- чрезмерная толерантность к коррупции в обществе (например, допустимость в сознании граждан использования связей и знакомств для продвижения по службе, «устройства», в обход обычной процедуре, детей или своих родственников в хорошую больницу или школу и т.п.);
-искажение норм морали и нравственности (например, отношение к лицам, участвующим во взяточничестве, как к деловым людям, умеющим «грамотно решать вопросы»);
- многовековые традиции мздоимства на государственной службе;
-правовая пассивность и незнание антикоррупционного законодательства значительной части населения;
- психологическая готовность большей части граждан к подкупу госслужащих для реализации как законных, так и незаконных их прав[14].
Кроме вышеуказанных факторов, на развитие коррупционной преступности существенное влияние оказывают и другие факторы, связанные, например, с особенностями служебной среды.
Выделяя служебную среду в качестве фактора, обусловливающего коррупционную преступность, особое внимание необходимо обратить на:
- условия службы;
- существующий тип управления;
- социально - психологическую обстановку в коллективе.
Как уже упоминалось ранее, в настоящее время условия службы большинства чиновников и размер оплаты их труда не позволяет достойно жить им и их семьям, что, к сожалению, зачастую влияют на формирование у них корыстной мотивации, провоцирующей их на совершение преступлений.