Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
II. Планируемые результаты обучения
Тема 2. Преступления коррупционной направленности: уголовно-правовые и криминологические аспекты.
Тема 3. Предупреждение коррупции и формирование антикоррупционного поведения.
Тема 4. Международное сотрудничество России в области противодействия коррупции.
Тема 5. Способы преодоления коррупции в государственном и муниципальном управлении.
Тема 6. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции.
Тема 7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
V. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
VII. Материально-техническое обеспечение
X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся
Иностранные публикации:
- Allen D.W. What Are Transaction Costs? //Research in Law and Economics. 1991. 14. pp. 1-18.
- Alou M. T. Corruption in the legal system/ G. Blundo, Olivier de Sardam J-P. (eds.) Everyday corruption and the State. Cape Town. 2006. David Philip. pp. 137-176.
- Aoki M. Toward a Comparative Institutional Analysis. Mit Press, Cambridge (Mass.). 2001.
- Axelrod R. The Evolution of Cooperation. Basic Books. New York. 1984.
- Bako Arifari N. B. ‘We don’t eat the papers’: corruption in transport, customs and the civil forces / G. Blundo and Olivier de Sardam J-P. (eds.). La corruption au quotidien en Afrique de l’Ouest, rsearch report //EHESS-IUEDIRD, Mareseilles. 2006. pp. 178-224.
- Bako Arifari N. La corruption quotidienne au Benin / G. Blundo and Olivier de Sardam J-P. (eds.). La corruption au quotidien en Afrique de l’Ouest, rsearch report //EHESS-IUEDIRD, Mareseilles. 2001. pp. 51-95.
- Bardhan P. Corruption and Development: A Review of the Issues // Journal of Economic Literature. 35. 1997, pp.1320-1346.
- Barzel Y. A theory of the state. /Cambridge. Cambridge University Press. 2002.
- Barzel Y. Economic Analysis of Property Rights. /Cambridge. University Press. Cambridge. 1989.
- Becker G.S., Stigler, G.J. Law Enforcement, Malfeasance, and Compensation of. Enforcers // The Journal of Legal Studies. 1974. 3 (1). pp. 1-18.
- Blundo G., de Sardan, O. J. P. The popular semiology of corruption/ Blundo G., Olivier de Sardam J-P. (eds.) Everyday corruption and the State //Cape Town, David Philip. 2006. pp.110-135.
- Blundo, G. An ordered corruption? The social world of public procurement, in G.Blundo, Olivier de Sardam J.P. (eds.) Everyday corruption and the State //Cape Town. David Philip. 2006. pp.225-262.
- Brief A. H., The Wuhan Court bribery case //China rights foru. 2005. pp. 30-2.
Журналы:
- Актуальные проблемы уголовного права.
- Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.
- Вестник Московского университета МВД России.
- Государство и право.
- Прокурорская и следственная практика.
- Российская юстиция.
- Судебная экспертиза.
- Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал.
- Юридическая мысль. Научно-практический журнал.
Нормативно-правовые акты:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) Собрание законодательства Российской Федерации. 26 июня 2006 г. № 26. Ст. 2780.
- Национальный план противодействия коррупции. Утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 г. Пр. – 1568 // Российская газета. 2008. 5 августа.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. №4.
- Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы».
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. №33 (часть 1). Ст. 3418.
Интернет-ресурсы:
№ |
Наименование портала (издания, курса, документа) |
Ссылка |
Законодательные акты |
||
1. |
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О противодействии коррупции». |
http://base.consultant.ru/ |
2. |
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.12.2012). |
http://base.consultant.ru/ |
3. |
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействии терроризму». |
http://base.consultant.ru/ |
4. |
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности». |
http://base.consultant.ru/ |
5. |
«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 01.12.2012). |
http://base.consultant.ru/ |
6. |
Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». |
http://base.consultant.ru/ |
Порталы |
||
7. |
Информационно-правовой портал. |
http://www.garant.ru/ |
8. |
Официальный сайт компании. |
www.consultant.ru |
9. |
Официальный сайт МВД России. |
http://mvd.ru/ |
10. |
Официальный сайт Верховного суда России. |
http://www.vsrf.ru/ |
VII. Материально-техническое обеспечение
Требования к аудиториям (помещениям) для проведения занятий:
- Лекционные аудитории с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в Интернет и средствами звуковоспроизведения.
- Часть групповых занятий проходит в компьютерных классах с использованием компьютеров и проектора.
Требования к программному обеспечению:
- Программное обеспечение общего назначения Microsoft Office.
- Специализированное оборудование и специализированное программное обеспечение при изучении дисциплины не используется.
VIII. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины с указанием форм и методов контроля и оценки
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в рамках дисциплины.
№ п/п |
Код контролируемой компетенции и ее формулировка |
Контролируемые дидактические единицы |
Оценочное средство |
ОК-6 Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону ОК-8 Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (в области антикоррупционного поведения) |
Все темы |
Семинар, Дискуссия, Эссе, Практикум по решению задач, Дидактическая игра |
|
ОК-9 Способен анализировать социально значимые явления и процессы (в части, касающейся антикоррупционного поведения). |
Все темы |
Семинар, Дискуссия, Эссе, Практикум по решению задач, Дидактическая игра |
|
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
Все темы |
Семинар, Практикум по решению задач, Дидактическая игра |
|
Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) (в части касающейся антикоррупционного поведения); |
Все темы |
Семинар, Практикум по решению задач |
|
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3) (в части, касающейся антикоррупционного поведения); |
Все темы |
Семинар, Практикум по решению задач, Дидактическая игра |
|
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4) (в части, касающейся антикоррупционного поведения); |
Все темы |
Практикум по решению задач |
|
способен применять нормативно правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК - 5) (в части, касающейся антикоррупционного поведения); |
Темы 1-4, 6-19 |
Практикум по решению задач |
|
ПК-6 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (в части, касающейся антикоррупционного поведения); |
Все темы |
Семинар, Практикум по решению задач |
|
ПК-8 готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (в части касающейся антикоррупционного поведения); |
Все темы |
Семинар, Практикум по решению задач |
|
ПК-9 юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (в части касающейся антикоррупционного поведения); |
|||
ПК-13 способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (в части, касающейся антикоррупционного поведения); |
|||
ПК-15 способен толковать различные правовые акты (в части касающейся антикоррупционного поведения); |
|||
ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных юридической деятельности (в части, касающейся антикоррупционного поведения). |
|||
ОК-6, ОК-8, ОК-9; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-13, ПК-15, ПК-16. |
Все темы |
Экзамен |
Перечень оценочных средств.
№ п/п |
Наименование оценочного средства |
Краткая характеристика оценочного средства |
Шкала и критерии оценки |
Текущий контроль успеваемости |
|||
1 |
Тестовые задания |
Тест состоит из 20 заданий с одним или несколькими вариантами правильного ответа |
«3» - верные ответы составляют более 90% от общего количества; «2» - верные ответы составляют более 80% от общего количества; «1» - более 50% правильных ответов |
2 |
Дидактическая игра |
Включение обучающихся в процесс нахождения путей оптимального решения поставленной задачи в соответствии с выбранной или назначенной ролью |
«2» - активное участие в процессе в заранее определенной роли, выступление логично и аргументировано; «1» - участие в процессе в определенной роли, выступление в основном логично, недостаточная аргументация |
3 |
Эссе |
Умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием методологического инструментария дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме |
«3» - грамотное использование историко-правовой терминологии, свободное изложение рассматриваемой проблемы, логичность и обоснованность выводов; «2» - грамотное использование историко-правовой терминологии, частично верные суждения в рамках рассматриваемой темы, выводы не достаточно обоснованы; «1» - грамотное использование историко-правовой терминологии, способность видения существующей проблемы, необоснованность выводов, неполнота аргументации собственной точки зрения |
4 |
Доклад, |
Самостоятельная работа обучающегося, представляющая собой публичное выступление по представлению полученных результатов изучения темы |
«2» - доклад выполнен в соответствии с заявленной темой, презентация легко читаема и ясна для понимания, грамотное использование историко-правовой терминологии, свободное изложение рассматриваемых проблем, докладчик правильно ответил на все вопросы в ходе дискуссии; «1» - некорректное оформление либо отсутствие презентации, грамотное использование историко-правовой терминологии, в основном свободное изложение рассматриваемых проблем, докладчик частично правильно ответил на все вопросы в ходе дискуссии |
5 |
Семинар |
Включение обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы |
«2» - активное участие в дискуссии, обсуждение 2 и более выступлений, точка зрения аргументирована и обоснована; «1» - обсуждение 1 выступления, ответы построены в основном логично, недостаточная аргументация |
6 |
Практикум по решению задач |
Задачи ориентированы на применение норм права, содержащихся в определенных источниках |
Распределение баллов в зависимости от решенных количества и сложности задач - по 1 баллу 2-3 задачи, но не более 2 баллов всего |
7 |
Контрольная работа |
Два вопроса, при ответе на которые необходимо аргументировать выбор ответа, и задача |
2- за верные и аргументированные ответы на вопросы и правильное выполнение задания 1 - за верные, но не аргументированные ответы на вопросы и правильное выполнение задания; либо за верный, но не аргументированный ответ на вопрос и правильное выполнение задания; либо за верный, но не аргументированный ответ на вопросы без выполнения задания |
Промежуточная аттестация (критерии ОС определены согласно Стандарту проведения ПА) |
|||
8 |
Экзамен |
Экзамен представляет собой выполнение студентом заданий билета, включающего в себя: Задание №1 - теоретический вопрос на знание базовых понятий предметной области дисциплины; Задание №2 - теоретический вопрос, позволяющий оценить степень владения студента принципами предметной области дисциплины (курса), понимание их особенностей и взаимосвязи между ними; Задание №3 – задание на анализ ситуации из предметной области дисциплины (курса) и выявление способности студента выбирать и применять соответствующие принципы и методы решения практических проблем, близких к профессиональной деятельности; Задания №4 и №5 – задания на проверку умений и навыков, полученных в результате освоения дисциплины (курса) (решение задачи). Задания 4–5 относятся к разным темам дисциплины (курса). |
«5» — 90-100 – ответ правильный, логически выстроен, использована историко-правовая терминология. Задачи решены правильно. Студент правильно интерпретирует полученный результат. «4» — 70 -89 – ответ в целом правильный, логически выстроен, использована историко-правовая терминология. Ход решения задач правильный, ответ неверный. Студент в целом правильно интерпретирует полученный результат. «3» — 50-69 – ответ в основном правильный, логически выстроен, использована историко-правовая терминология. Задача решена частично. «2» — менее 50 баллов – ответы на теоретическую часть неправильные или неполные. Задачи не решены. Выполнение студентом заданий билета оценивается по следующей балльной шкале: 1 вопрос: 0-14; 2 вопрос: 0-18; 3 вопрос: 0-20; 4 вопрос: 0-24; 5 вопрос: 0-24. |
IX. Типовые контрольные задания и/или иные материалы, необходимые для текущей оценки знаний, умений, навыков
Темы эссе:
- Отношение к коррупции в разных слоях общества.
- Динамика массового сознания граждан и коррупция.
- Формирование антикоррупционной мотивации.
- Критерии оценки межличностных отношений.
Темы рефератов:
- Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции.
- Международные нормативные правовые акты по противодействию коррупции.
- Участие России в деятельности международных организаций по противодействию коррупции.
- Организация Объединенных Наций (ООН).
- Совет Европы, Группа государств против коррупции (ГРЕКО).
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
- Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
- Национальное антикоррупционное законодательство: сравнительный анализ и проблемы имплементации норм международных антикоррупционных конвенций.
- Международный и зарубежный опыт организации антикоррупционного обучения. Деятельность Международной антикоррупционной академии.
X. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы антикоррупционного поведения» проводится в форме экзамена
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в рамках дисциплины.
Задание 2 типа.
Теоретические вопросы к зачету
- Коррупция как социально-правовое явление.
- Этапы изучения коррупции в России.
- Современные тенденции коррупции в России и мире в целом.
- Проблемы глобализации и коррупции в современном мире.
- Коррупция как угроза национальной безопасности государства.
- Основные направления противодействия коррупции.
- Нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции.
- Уголовно-правовые средства противодействия коррупции.
- Международное законодательство по противодействию коррупции.
- Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией.
- Взаимосвязь коррупции и организованной преступности.
- Основные принципы противодействия коррупции.
- Система методов изучения коррупции как вида преступности.
- Состояние коррупции в современных условиях Российского государства.
- Динамика преступлений коррупционной направленности.
- Структура коррупции в современной России.
- География преступлений коррупционной направленности.
- Региональные особенности коррупции в России.
- Причины и уровень латентности коррупции.
- Методы выявления латентных преступлений коррупционной направленности.
- Социальные последствия коррупции.
- Основные направления минимизации социальных последствий коррупции.
- Детерминанты коррупции в России.
- Механизм формирования индивидуального преступного поведения лиц, совершающих преступления коррупционной направленности.
- Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления коррупционной направленности.
- Нравственно-психологические особенности личности преступника, совершающего преступления коррупционной направленности.
- Типология лиц, совершающих преступления коррупционной направленности.
- Направления и методы общесоциального предупреждения коррупции.
- Основные задачи государственных и общественных организаций в предупреждении коррупции.
- Система субъектов предупреждения коррупции.