Файл: ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ - ЭТАП НАЧАЛЬНОГО РАЗУЧИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 1499
Скачиваний: 44
Введение
Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.
В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.
В общеподготовительном направлении задача обучения, предусматривает формирование основного фонда двигательных умений и навыков (бега, ходьбы, прыжков, метаний, плавания и т. п.), а также двигательных действий, посредством которых решают специфические задачи физического воспитания.
В профессионально-прикладном направлении физического воспитания задачи обучения формулируются с учетом особенностей профессиональной деятельности, они определяют группы двигательных действий, подлежащих детализированному разучиванию и служащих средством формирования умений и навыков тонкой дифференцировки усилий по необходимым для этой деятельности параметрам.
В спортивно-подготовительном направлении задача обучения формулируется в соответствии со спецификой соревновательного упражнения – предмета узкой специализации. Типичным для этого направления является максимизация требований: в одних видах спорта от спортсмена требуется проявление физических качеств на максимальном уровне; в других - максимальная точность и выразительность действий при оптимальных уровнях усилий, в третьих – максимальная точность при быстрых изменениях ситуации, но во всех одновременно - максимальная эффективность решения двигательной задачи.
Другая особенность обучения в спортивно-подготовительном направлении физического воспитания возникает в связи с наличием спортивной соревновательной деятельности с присущим ей комплексом факторов, «сбивающих» точность двигательных действий. В связи с этим обобщенная задача обучения требует обеспечения высокой устойчивости формируемых двигательных навыков.
Пути решения обобщенных задач раскрываются в системе задач обучения, каждая из которых предусматривает овладение способом решения двигательной задачи (или методом решения класса двигательных задач - в зависимости от установки обучения).
Таким образом, в работе мы рассматриваем обучение двигательным действиям как составную часть организованного педагогического процесса. В физическом воспитании, по мнению М. М.Богена (1985), основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.
При рассмотрении процесса обучения двигательным действиям в его структуре выделяют три этапа, содержание которых отражает определенные стороны усвоения учебного материала: этап начального разучивания, этап углубленного детализированного разучивания, этап закрепления и совершенствования двигательного навыка.
Вместе с тем успешность обучения во многом зависит от выполнения ряда условий, рассматриваемых как предпосылки обучения. Предпосылками, обеспечивающими готовность обучаемого к освоению учебного материала, являются: физическая подготовленность, двигательная готовность, психологическая готовность.
Цель исследования – рассмотреть особенности методики обучения двигательным действиям на этапе начального разучивания двигательного действия.
Объект исследования – процесс обучения двигательным действиям.
Предмет исследования – начальный этап разучивания двигательного действия.
Задачи исследования:
Выявить по данным современной научно-методической литературы основные проблемы обучения двигательным действиям на начальном этапе.
Определить задачи, методы, особенности методики обучения двигательным действиям на начальном этапе.
Выявить возрастные закономерности обучения двигательным действиям на начальном этапе у.
1. Процесс обучения, его предпосылки и структура
1.1. Готовность обучаемого к освоению действия
В соответствии с теорией поэтапного формирования действия П. Я. Гальперина (1958), при обучении любого действия различают две части: ориентировочную и исполнительную. Ориентировочная часть, или «ориентировочная основа действия» (ООД) включает в себя систему условий, факторов, основных опорных точек (ООТ).
Основные опорные точки (ООТ) - это элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий (М. М.Боген, 1985). Основную задачу формирования действия составляет формирование его ориентировочной части, исполнительная же часть является менее важной [2].
Теория поэтапного формирования действий применительно к обучению физическими упражнениями «помогла существенно скорректировать методику обучения: усилия преподавателя должны быть направлены не на постановку движений, т. е. формирование исполнительной части …. А на руководство формирования ориентировочной основой действий, которая определяет исполнение» (М. М.Боген, 1985).
Для того, чтобы формируемое действие было сознательным и произвольным, процесс его усвоения должен включать ряд этапов.
Этап формирования схемы ООД.
Этап формирования действия в материальной форме.
Этап усвоения действия в форме внешней (громкой) речи.
Этап формирования действия в форме внешней речи про себя(беззвучно).
Этап формирования действия в форме внутренней речи [1].
На первом этапе ученик знакомится с ситуацией, осознает задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности его осуществления.
На втором этапе понятия, которые следует усвоить, должны быть предъявлены обучаемому не в словесной, абстрактной форме, а как вещи, которые можно воспринимать с помощью органов чувств: зрения, осязания, мышечного чувства. В материальной форме, развернуто, с осознаванием всех входящих в действие операций осуществляются ориентировочная и исполнительная части. Материальная форма с самого начала сочетается с громким проговариванием смысла выполняемых операций.
На третьем этапе все понятия, усвоенные, усвоенные в материальной форме, оформляются словесно, терминологически. Речь обучаемого содержит конкретные образы тех ощущений, которые характеризуют изучаемое действие и были осознаны в материальной форме на предыдущем этапе. Здесь речь не только описывает действие, но и содержит его.
На четвертом этапе действие выполняется в форме внешней речи. Но беззвучно, про себя. По остальным характеристикам действие не отличается от действия на предыдущем этапе: оно также развернуто, обобщено, сознательно. Однако, приняв форму беззвучной речи, действие начинает быстро сокращаться, автоматизироваться.
На пятом этапе в связи с переходом на внутреннюю речь повышается быстрота ориентировки, исполнения, контроля и коррекции. Отдельные операции выходят из-под контроля сознания, действие автоматизируется. Сознание контролирует лишь смысловую направленность действия, общую последовательность операций. Более мелкие детали контролируются сознанием выборочно, по мере необходимости.
При обучении двигательным действиям описанные этапы усвоения действия относятся лишь к ориентировочной части, которая последовательно усваивается в перечисленных формах. При этом, как считает П. Я. Гальперин, когда ориентировочная часть, пройдя поэтапную отработку, претерпевает значительные сокращения, двигательное действие превращается в двигательный навык [4].
Боген М. М. рассматривает предпосылки, которые характеризуют готовность обучаемого к освоению учебного материала [2].
Первая предпосылка - физическая подготовленность обучаемого. Решение двигательной задачи требует определенного уровня развития физических качеств. Научиться влезать по канату, делать шпагат, принимать мяч в игре можно только при условии достаточного уровня развития силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости. Перед началом обучения следует выяснить уровень физических качеств учеников и, если он недостаточен для освоения запрограммированных двигательных действий, спланировать необходимый период предварительной физической подготовки.
Вторая предпосылка - двигательная, в. том числе координационная, готовность. Быстрота овладения новым двигательным действием зависит от быстроты формирования его ориентировочной основы. Если у обучаемого имеются необходимые и достаточные представления по всем ООТ, то дело сводится к их объединению в ООД и запоминанию последней вначале в развернутом, а затем в сокращенном виде. Двигательные представления формируются по мере накопления двигательного опыта и фиксируются в долговременной памяти. Чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия, тем быстрее может сформироваться ориентировочная основа нового действия и соответствующий двигательный навык.
Если же двигательный опыт обучаемого недостаточен для формирования ООД, а осознание некоторых ООТ невозможно при целостном исполнении изучаемого действия из-за его сложности, опасности или по другим причинам, то преподаватель должен предложить такие подводящие упражнения, которые, будучи доступны обучаемому, позволят сформировать необходимые двигательные представления по каждой из ООТ. Такая предварительная подготовка должна быть спланирована заранее на основе анализа двигательного опыта обучаемого по отношению к особенностям структуры двигательного действия, намеченного к изучению.
Третья предпосылка - психическая готовность. Ее ядром является мотивация учебной деятельности. Обучение будет успешным только в том случае, когда достижение цели обучения станет доминирующим мотивом учения. Необходимая структура мотивации должна быть сформирована при активном содействии педагога. Главное условие формирования мотивации - включение обучаемого в соответствующую деятельность. Ответственность за качество продукта деятельности порождает потребность в овладении ее навыками. Эта потребность, конкретизированная знанием о приемах, орудиях деятельности, превращается в мотив учения. Учитель ставит перед обучаемым определенные задачи, связывая решение этих задач не только с потребностями самого обучаемого, но и того коллектива, членом которого он является.
Так мотивы учения становятся доминирующими, а учение - активным, сознательным. Результаты учения полезны не только самому обучаемому, они приносят пользу коллективу, в который он входит, что является сильным стимулирующим фактором учения.
Учитель должен не только стимулировать положительные мотивы учебной деятельности, но и заботиться о блокировании отрицательных. Это достигается, прежде всего, продуманной организацией учебного процесса, четкой и последовательно осуществляемой системой требований к учебной дисциплине обучаемых, ликвидацией возможностей нарушать эти требования.
Если необходимое качество мотивации обеспечено, то успех обучение зависит от настойчивости, смелости, решительности обучаемого, т. е. от тех качеств, которые определяют рабочую активность. Если активность и настойчивость ученика во многом зависят от сложности учебного задания, то смелость и решительность его действий определяются, во-первых, его предшествующим двигательным опытом, а во-вторых, наличием и надежностью мер страховки и безопасности, оберегающих от возможности получить травму при выполнении задания [6].
Чтобы обеспечить достаточный уровень психической готовности, учитель предлагает к изучению только те двигательные действия, которые находятся в зоне стимулирующей сложности (увеличивающейся по мере обогащения двигательного опыта), и гарантирует безопасность при их выполнении. В необходимых случаях следует обучать приемам самостраховки, владение которыми повышает уверенность учащихся.
Подводя итог описанию основных положений теории поэтапного формирования действий, подчеркнем, что она дает принципиальное доказательство возможности освоения двигательных действий с заданным результатом. Данной теорией доказывается определяющая роль сознания в формировании и дальнейшем применении двигательных действий.
Успешность обучения зависит от наличия условий, необходимых и достаточных для освоения учебной программы. При этом имеется в виду готовность: учителя; обучаемого; условий, в которых будет осуществляться обучение.
1.2. Общая характеристика процесса обучения двигательному действию
По своей структуре любое действие включает в себя: цель действия; способ действия; условия действия. В условиях индивидуального развития происходит последовательное совершенствование способов действия по мере их усвоения и тренировки (Матюшкин А. М., 1972). Переход к более высоким уровням мастерства в выполнении тех или иных действий предполагает замену одного способа действия другим, более совершенным способом. Все действия можно рассматривать как состоящие из двух основных частей: а) исполнительной части (собственно действия); б) регуляционной, ориентировочной части. Бернштейн Н. А. (1947) в теории построения движений установил, ...«что в норме человек не делает «просто движений», а всегда с ведущим уровнем сознательного предметного действия» (Донской Д. Д., 1997).