Файл: Уголовно-правовая характеристика коррупционной преступности.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
Наличие во многих учреждениях ситуативного (а не нормативного) типа управления, позволяющего служащим решать многие вопросы по своему усмотрению, а также распространенность не уведомительного, а разрешительного порядка решения физическими и юридическими лицами тех или иных своих проблем способствует практической реализации чиновниками их корыстной мотивации.
Кроме этого, на коррупционную преступность серьезно влияет и существующая в учреждениях социально-психологическая обстановка, признание коррупции в среде служащих нормальным явлением.
облагаются налогом в 35%.
Тема 3. Характеристика личности должностного и коррупционного преступника
Говоря о характеристике личности[15] преступника, совершающего коррупционное (должностное) преступление, необходимо отметить, что его личность, как и личность человека вообще, оценивается как деятельное существо, образ жизни которого накладывает решающий отпечаток на весь ее облик.
Существует несколько криминологических характеристик, используемых для исследования коррупционных преступников:
1)социально-демографическая (пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, семейное положение, материальное положение, место жительства);
2) нравственно-психологическая (ценностные ориентации, взгляды, интересы, мотивы, волевые свойства, интеллект);
3) уголовно-правовая (мотив преступного поведения, наличие прошлых судимостей, степень тяжести совершенного преступления).
Чаще всего в роли коррупционного преступника предстает мужчина (более 70% совершенных преступлений). Это связано с все еще существующим гендерным неравенством, результатом которого является достаточно низкий процент женщин – должностных лиц во властных структурах. Слабым полом совершается 30% должностных (коррупционных) преступлений, однако стоит отметить, что, согласно показателям удельного веса женщин в качестве коррупционных преступников почти в три раза больше, чем доля женщин среди других категорий преступников.
Коррупционные преступления чаще всего совершаются лицами в возрасте от 30 до 45 лет, т.е. коррупционные преступники, как правило, старше по возрасту, чем лица, осужденные за другие преступления[16].
Несовершеннолетние не могут являться непосредственными исполнителями должностных и коррупционных преступлений, однако судебной практике известны случаи, когда они выступали непосредственными посредниками во взяточничестве или сами давали взятки. Чаще всего несовершеннолетние участвуют в коррупционных преступлениях, совершаемых в сфере образования, во время проведения конкурсных испытаний на поступление в высшие и средние образовательные заведения.
Важной характеристикой личности является уровень имеющегося образования, который неразрывно связан с культурно-нравственными установками личности и воздействует на формирование чувства ответственности за свои поступки, возникновение чувства долга, уважительного отношения к закону и другому человеку. Однако, к сожалению, далеко не всегда высокому уровню образованности соответствует и высокая нравственность, что подтверждается данными о личности коррупционного преступника. Так, доля субъектов рассматриваемых преступлений с высшим образованием составляет около 65%, остальные преступники имеют неполное высшее или средне-специальное образование. Кроме этого, в системе образования нередки случаи коррупционных преступлений, совершаемых лицами с учеными степенями и званиями[17].
Трудовая деятельность коррупционных преступников, как правило, связана с различными направлениями ведения хозяйственной деятельности в государственных организациях и органах местного самоуправления, с работой в контролирующих и правоохранительных органах, с руководством муниципальными предприятиями или предприятиями, входящими в состав государственных корпораций.
Наиболее коррумпированными являются сотрудники органов внутренних дел и таможни, занимающиеся различные должности от рядовых до высшего звена руководящего состава; экономисты и бухгалтеры; военнослужащие; работники налоговых инспекций; медицинские работники; учителя. Эти данные подтверждаются обнародованным Верховным Судом рейтингом взяточников[18]:
Существенное влияние на поведение личности оказывает ее семейный статус, наличие супружеских конфликтов, нравственно-психологический климат в семье[19]. Поэтому семейное положение занимает важное место среди социально-демографических характеристик личности преступника. Более половины преступников, совершающих коррупционные преступления, состоят в браке (около 70%) и, воспитывая детей, являются заботливыми родителями. По месту своего жительства не допускают каких-либо правонарушений и среди соседей слывут высоко порядочными людьми.
Типичный должностной (коррупционный) преступник, в отличие от преступников, совершающих общеуголовные преступления, не злоупотребляет спиртными напитками и не принимает наркотики.
Исходя из нравственно-психологических свойств личности коррупционных преступников, можно сказать, что это лица с достаточно позитивно сформированными ценностными ориентациями и установками, которые осознанно идут на совершение коррупционного преступления как средства обеспечения желаемого красивого образа жизни и высокого уровня материальной обеспеченности. Иными словами, в иерархии их ценностей превалирует готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали и профессиональную честь. Среди характерологических черт коррупционных преступников особо выделяются алчность, жадность, зависть и моральная неустойчивость[20].
Совершению данных преступлений нередко способствует низкий уровень правосознания и нравственности должностных лиц, их слабая юридическая подготовка. Например, некоторые из них считают, что если они выполняют незаконные распоряжения своих начальников, которые, как правило, отдаются устно, то их действия не являются наказуемыми.
Кроме этого, среди определенных категорий должностных лиц складывается довольно специфический образ жизни, который способствует формированию криминальных традиций и передаче приемникам конкретных сфер влияния. Одними из проявлений такой криминальной субкультуры государственных служащих являются: наличие определенных правил игры; сленг, символика, а так же установившаяся и известная заинтересованным лицам такса услуг и др.[21]
Проведенное с помощью методики многостороннего исследования личности (ММИЛ) изучение личности коррупционных преступников свидетельствует о следующих ее психологических особенностях:
- негативно–пренебрежительное отношение личности преступника к человеку, его важнейшим благам, к собственности;
- общая неудовлетворенность своим социальным положением;
- отсутствие чувства вины за совершаемые противоправные деяния;
- антигосударственные взгляды и представления;
- разрешение возникающих жизненных трудностей противоправным путем[22].
Одним из важных признаков уголовно-правовой характеристики личности преступника, совершающего коррупционное преступление, является наличие судимостей. Судимость характеризует лицо как обладающее повышенной опасностью и устойчивой антисоциальной установкой. Согласно данным Верховного Суда РФ, в 2008 году подавляющее большинство коррупционных преступлений совершались ранее не судимыми лицами (примерно 80% всех зарегистрированных преступлений). Так, например, за взяточничество всего осуждено 1300 человек, - столь низкие показатели объясняются привлечением к ответственности случайных, невысокого ранга взяточников, а не лиц, занимающих в государственном и ином аппарате высокие должности или имеющих высокопоставленных покровителей[23].
Как известно, смысл поведения индивида кроется в его внутренних побуждениях (т.е. в мотивах), которые вызывают у лица активность и стремление к деятельности. Именно мотивы дают ответы на вопросы, почему совершены преступные действия, в чем их смысл для лица, их совершающего, и какие потребности удовлетворяются при этом. Согласно нашим данным, 95% всех коррупционных преступлений совершаются исключительно из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности. Иногда преступниками руководит карьеризм и желание угодить вышестоящим начальникам.
Как правило, должностные (коррупционные) преступления, за исключением халатности, совершаются только умышленно.
Вопрос 3. Типология коррупции
Поскольку формы проявления коррупции, как мы уже убедились, очень многообразны, то и выделяют ее по различным критериям. Например, в зависимости от уровня распространения коррупционных отношений, их степени централизации и регулярности. Однако, представляется более логичным, выделить и классифицировать основные виды коррупции, исходя из особенностей функционирования наиболее социально значимых сфер общества: здравоохранения, образования, взаимоотношений граждан с различными государственными органами и т.д.
Таким образом, в России наибольшее распространение получили следующие виды коррупции:
1. Бытовая коррупция:
Чиновники и сотрудники различных государственных, а также муниципальных предприятий и организаций, завышая требования к рассматриваемым документам, усложняя процедуры их получения и выдавая необоснованные отказы при рассмотрении обращений и т.д., просто вынуждают граждан давать им взятки за совершение действий, прямо предусмотренных должностными обязанностями данных лиц[24].
В тоже время распространению бытовой коррупции способствует и укоренившееся в массовом сознании мнение, что без «стимулирования» того или иного служащего практически невозможно решить ни одной житейской проблемы.
Таким образом, несмотря на то, что такой вид коррупции серьезно деморализует простых граждан и разлагает чиновников, оно, по сути, является повседневным, общепринятым и даже не осуждаемым обществом явлением.
Однако в тоже время гражданами наиболее болезненно воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в сфере здравоохранения, т.к. для большинства населения профессия врача ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого многие иные ценности утрачивают свой смысл.
При этом речь идет не о подношениях врачам за лечение (мелкие суммы денег, алкоголь), а о более опасных коррупционных проявлениях:
а) получение врачами денежных бонусов от фармакологических фирм-производителей за рекомендацию больным лекарств исключительно их производства (разумеется, не самых дешевых и зачастую не самых эффективных);
б) факты вымогательства за проведение формально бесплатных операций. Особенно кощунственны те случаи, когда речь идет о проведении операций в связи с угрозой жизни больных, когда люди продают последнее, лишь бы спасти жизнь себе или своим близким;
в) взятки за:
- получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;
- качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов.
подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего побоев и иных телесных повреждений);
- искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;
- досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, — за продление нахождения пациента в больнице;
- выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента[25].
Во многих исследованиях степени коррупциогенности различных сфер общества, одно из первых мест занимает система образования. Практически на всех уровнях образования: от детских садов до диссертационных советов - коррупция стала нормой и давно перешла в разряд укоренившихся форм отношений. Среди ее основных формы стоит выделить:
- взятки дирекциям детских садов, чтобы устроить в них ребенка. Связано это с тотальной нехваткой мест в дошкольные учреждения и многолетними (!) очередями, чтобы записаться в них;
- просьбы заплатить «вступительный взнос» при приеме ребенка в 1-й класс;
-ежемесячные «поборы» в кассу школы и/или класса. Например, требование классных руководителей на родительских собраниях внести наличными без каких-либо квитанций крупную денежную сумму на ремонт классов, на их оборудование компьютерной техникой, покупку учебных материалов, книг, мебели, телевизоров, отопление и т.д.;