Файл: MChP_i_notarialnaya_deyatelnost.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2020

Просмотров: 579

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Цветом выделен текст обязательный для прочтения и заучивания определений и категорий.

Глава Международное частное право и нотариальная деятельность

Законодательство по теме

1. Основные этапы нотариального производства по делам с иностранным элементом

Квалификация правовой ситуации с иностранным элементом

Выбор применимого права

Применение материальных норм компетентного правопорядка

А. Установление содержания иностранного закона

Б. Препятствия для применения иностранного права

2. Правовое положение иностранных граждан и организаций в нотариальном производстве

Компетенция нотариуса по делам с участием иностранных лиц

Установление личности и дееспособности иностранного гражданина

А. Квалификация лица как иностранного гражданина и установление его личности

Б. Установление дееспособности иностранного гражданина

2. Установление тождества иностранной организации, проверка ее правоспособности и полномочий представителя

А. Квалификация организаций как иностранной и установление ее тождества

Б. Проверка правоспособности иностранной организации и полномочий ее представителя

3. Международная действительность юридических документов в нотариальном производстве

Легализация

А. Российские документы, представляемые за границей

Б. Иностранные документы, представляемые в России

Экзекватура

§ 2. Некоторые категории дел с внешним элементом в нотариальной практике

1. Международное наследование

Квалификация наследства как имеющего международный характер и определение компетенции нотариуса

А. Квалификация

Б. Определение компетенции

Определение применимого права и сферы его действия

А. Определение применимого права

Б. Сфера действия применимого права

Урегулирование международного наследства

А. Принятие и отказ от наследства

Б. Передача активов наследства и управление наследством

В. Регулирование пассива наследства

Г. Прекращение режима имущественных отношений супругов и наследование

2. Имущественные отношения супругов в международном частном праве

1. Законный режим имущества супругов

А. Определение применимого права

Б. Сфера действия применимого права

2. Договорной режим имущества супругов

А. Возможность заключения брачного договора

Б. Определение применимого права

В. Сфера действия применимого права


В настоящее время иностранные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно на территории Российской Федерации, включая и торговую деятельность, не создавая для этого каких-либо организационно-правовых структур, если в федеральном законодательстве не предусмотрены специальные изъятия*(115). Следовательно, наличие гражданской правосубъектности иностранной организации не связано, по общему правилу, с фактом ее аккредитации, постановки на налоговый учет и соблюдения иных административных формальностей.

Так же как при определении дееспособности иностранных граждан, нотариус должен устанавливать правоспособность иностранной организации исключительно на основании ее национального закона (ст. 1202, 1203 ГК РФ).

В отношении иностранных организаций также действует общий принцип национального правового режима. За исключениями, прямо предусмотренными в законе, они приравниваются к российским юридическим лицам или иным организациям внутреннего права. Следовательно, они способны пользоваться на ее территории теми же правами, что и российские организации. В то же время иностранные организации не могут иметь правосубъектность более обширную, чем это определяется их национальным правом. Иностранное право должно, как правило, применяться к иностранной организации при определении:

1) статуса в качестве юридического лица;

2) организационно-правовой формы;

3) требований к ее наименованию;

4) условий создания, реорганизации и ликвидации, в том числе вопросов правопреемства;

5) содержания правоспособности;

6) порядка приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренних отношений, в том числе отношений с ее участниками;

8) способности отвечать по своим обязательствам (п. 2 ст. 1202, ст. 1203 ГК РФ).

Единственным документом, исключающим любые сомнения относительно способности организации иметь гражданские права и нести обязанности, является аналог свидетельства о государственной регистрации в иностранном реестре организаций. Кроме того, в целях получения наиболее точной и актуальной информации следует в каждом случае предлагать заинтересованным лицам представить выписку из соответствующего публичного реестра, отражающую юридический статус иностранной организации непосредственно перед совершением конкретного юридического акта. Кроме того, помимо сведений о регистрации организации данный документ содержит зачастую информацию об ее органах, компетентных представлять интересы организации без специального уполномочия.

Об объеме правоспособности иностранной организации и ее ограничениях можно судить в основном исходя из ее учредительных документов: устава и (или) учредительного договора. На их основании нотариус может сделать вывод о возможности участия иностранной организации в определенной юридической операции, а также убедиться в том, что лицо, представляющее ее интересы, назначено в полном соответствии с учредительными документами.


Не являются документами, на основании которых может быть установлена правоспособность иностранных организаций, акты российских государственных органов, осуществляющих их государственную аккредитацию, налоговый, таможенный и иной административный учет и контроль. Такие документы могут, тем не менее, использоваться нотариусом как дополнительные источники сведений об иностранной организации.

В нотариальный реестр вносятся реквизиты официальных документов, на основании которых определялась правоспособность иностранной организации и полномочия ее органа (представителя). Подлинники разовых доверенностей остаются в делах нотариуса. Копии всех правоустанавливающих документов на иностранном языке и их переводов также прилагаются к делу.


3. Международная действительность юридических документов в нотариальном производстве


В международных отношениях доказательственная сила документа, происходящего из иностранного государства, подтверждается с использованием процедур легализации. Исполнительная сила документа может распространяться на территорию других государств в рамках судебной процедуры его признания и исполнения - экзекватуры (exequatur).


Легализация


Легализация - это действие, посредством которого публичное должностное лицо свидетельствует достоверность подписи на официальном или частном документе и качество, в котором действовало лицо, подписавшее акт, а равно, в случае необходимости, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот акт, с тем чтобы он мог считаться достоверным везде, где будет представлен.

Эта формальность обязательна для иностранных публичных актов, используемых в нотариальном производстве и имеющих непосредственный правопорождающий эффект (ст. 106 Основ законодательства РФ о нотариате). Точно так же российские нотариальные акты и иные официальные документы, по общему правилу, подлежат легализации для действия за границей.

По общему правилу, если международным договором не установлено иное, легализация осуществляется в стране, где был совершен нотариальный или иной официальный акт, полномочным должностным лицом государства, в котором данный документ должен быть впоследствии представлен, т.е., как правило, консулом соответствующего государства.

Процедура международного оформления документов будет различаться в зависимости от того, идет ли речь о российских документах, представляемых за рубежом, или об иностранных актах, используемых в российском нотариальном производстве.


А. Российские документы, представляемые за границей


В отношении российских документов, предназначенных для действия за границей, нотариус непосредственно не выполняет каких-либо легализационных процедур. Его функция заключается в основном в подготовке таких актов, в том числе нотариальных, для последующей легализации или выполнения иных формальностей. Данная задача реализуется нотариусом при совершении таких нотариальных действий, как:


1) удостоверение копий официальных документов;

2) удостоверение верности перевода;

3) свидетельствование подписи переводчика.

В этом смысле нотариус играет роль передаточного звена в механизме, опосредующем признание действительности российских документов на территории иностранных государств.


Б. Иностранные документы, представляемые в России


Использование в нотариальной процедуре документов, происходящих из иностранного государства, требует от нотариуса оценки соблюдения требований, предъявляемых к их оформлению для действия на территории Российской Федерации. Действия нотариуса при оценке иностранных документов можно представить следующим образом:


┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Проверка соблюдения требований к оформлению иностранного документа для │

действия в России │

└───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Оценка юридического действия иностранного документа при совершении │

нотариального действия │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


Существуют три правовых режима признания юридической действительности иностранных актов на территории России, в том числе - для нотариального производства. Речь идет:

1) о консульской легализации;

2) об апостилировании;

3) об освобождении от формальностей.

1. Консульская легализация. Документы, происходящие из-за границы и предназначенные для использования в России, должны быть легализованы российским консулом на территории соответствующего иностранного государства (см. Инструкцию о консульской легализации, утвержденную МИД СССР 6 июля 1984 г.). При этом консул принимает к легализации документы и акты, удостоверенные властями консульского округа или исходящие от этих властей, образцы подписей и печатей должностных лиц которых он имеет. Таким образом, документ должен быть предварительно удостоверен компетентным органом иностранного государства (Министерством иностранных дел, Министерством юстиции или др.) и только затем передается на легализацию российскому консулу.

Кроме того, официальный документ иностранного происхождения может быть легализован в России консулом государства, где он был совершен. Такие документы также подлежат дополнительному удостоверению в Департаменте консульской службы МИДа России.

2. Апостилирование. В случае если государство происхождения иностранного официального документа является участником Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации*(116), то единственной формальностью, необходимой для признания его действительности, является проставление компетентными органами иностранного государства специального штампа - апостиля. Однако простого наличия апостиля на иностранном документе недостаточно для признания действительности последнего. Необходимо, чтобы сам апостиль являлся действительным.


Для установления действительности апостилирования и, следовательно, действительности самого иностранного документа, нотариусу необходимо:


┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Убедиться в соответствии формы и содержания апостиля требованиям, │

предъявляемым Гаагской конвенцией 1961 г. │

└──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Проверить компетенцию соответствующего органа или должностного лица │

иностранного государства │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


В отношении формы и содержания апостиля нотариусу при их оценке следует напрямую руководствоваться текстом конвенции и прилагаемым к ней образцом апостиля. Для проверки полномочий органа или должностного лица иностранного государства на проставление апостиля следует обращаться на официальный сайт Гаагской конференции по международному частному праву*(117), содержащий официальные тексты всех Гаагских конвенций на английском и французском языках и актуальные сведения о ратификациях и сделанных государствами при этом заявлениях.

3. Освобождение от легализации. Не требуется легализации или проставления апостиля в отношении иностранных официальных документов, происходящих из государств, с которыми Россия заключила соответствующие двусторонние соглашения*(118), или из стран-участниц Минской конвенции *(119). Тем не менее, такое освобождение не предоставляется автоматически и зависит, как правило, от природы документа. Поэтому необходимо в каждом случае использования иностранных документов в нотариальном производстве анализировать текст соответствующего международного соглашения России для определения, на какие именно юридические акты распространяется освобождение от легализации. При этом особое внимание следует уделять понятию официального документа, которое может толковаться неоднозначно в разных государствах и разными международными соглашениями.


Экзекватура


Ряд международных договоров России уже сегодня предусматривают возможность обращения к принудительному исполнению не только судебных, но и иных иностранных официальных документов. Например, п. 2 ст. 52 Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.) приравнивает нотариальные акты, имеющие силу исполнительной надписи по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой они совершены, к судебным решениям. Это позволяет обращать, например, некоторые нотариальные акты, совершенные в Польше, к исполнению, в том числе принудительному, на территории России. Для этого требуется получить экзекватуру такого акта в компетентном суде России*(120). Аналогичные нормы содержатся также в договоре о правовой помощи с Италией (ст. 26). Аналогично ст. 51 Минской конвенции предусматривает, что нотариальные акты в отношении денежных обязательств имеют такую же силу, как судебные решения, и исполняются между государствами - участниками конвенции.


В принципе, принудительное исполнение иностранного официального документа возможно только в случае, если он обладает исполнительной силой в государстве своего происхождения*(121). С учетом наличия дискуссии по вопросу об исполнительной силе российских нотариальных актов во внутренних отношениях, спорной также будет возможность обращения к принудительному исполнению российских нотариальных актов за рубежом.


§ 2. Некоторые категории дел с внешним элементом в нотариальной практике


Из прагматических соображений мы рассматриваем в данной части книги только две категории дел с иностранным элементом. Однако речь идет о сферах "традиционной" компетенции нотариата: наследовании и имущественных отношениях супругов.


1. Международное наследование


Действия нотариуса при ведении международных наследственных дел могут быть систематизированы с использованием общей схемы:


┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Квалификация наследственного дела как включающего иностранный элемент и │

определение компетенции нотариуса │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Выбор применимого материального права и определение сферы его действия │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Урегулирование международного наследства (применение норм компетентного │

правопорядка) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


Квалификация наследства как имеющего международный характер и определение компетенции нотариуса


А. Квалификация


Международное наследование - это наследственное правоотношение с иностранным элементом, подлежащее урегулированию компетентным российским нотариусом. Внешний элемент в наследственном правоотношении может проистекать:

1) из факта нахождения наследственного имущества за рубежом;

2) из факта проживания наследодателя за рубежом;

3) из наличия иностранного гражданства у наследодателя, постоянного проживавшего на территории России.

Кроме того, само нахождение наследников, даже имеющих российское гражданство, за границей способно поставить перед нотариусом дополнительные проблемы при регулировании наследования. Хотя здесь уже не идет речи о международном наследовании в узком смысле, так как внешний элемент в наследственном правоотношении отсутствует.