Файл: Физические лица как субъекты международного частного права .1 Правовое положение иностранцев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономическая взаимозависимость государств одна из самых характерных черт современного мира. Активное участие иностранных инвестиций в экономике различных стран, развитие промышленного и научно-технического сотрудничества делает возможным международное использование информационных данных, достижений науки, техники и культуры. Такое развитие и привело к возникновению международного частного права, которое и призвано регулировать имущественные отношения в международном обороте и связанные с ними неимущественные отношения (например, в области авторского и патентного права). Субъекты международного частного права - это участники гражданских правоотношений, в которых присутствует «иностранный элемент». Под «иностранным элементом» понимаются такие имущественные отношения, в которых есть одно из следующих условий: субъект имеет иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект заграницей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей. К числу субъектов международного частного права относятся: )Физические лица - т.е. граждане, лица без гражданства - апатриды, иностранные граждане, лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды; )Юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно - исследовательские и иные организации); )Государства; )Нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (например, Организация Освобождения Палестины); )Международные межправительственные организации; )Государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (например, вольные города и резиденция главы римской католической церкви - Ватикан). Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по международному частному праву независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении. Что касается других субъектов, то они входят в состав правоотношений, регулируемых международным частным правом, только тогда, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое либо юридическое лицо. Отношения между двумя государствами или двумя межправительственными организациями относятся к сфере международного публичного права. Объектом курсовой работы: основные субъекты международного права: физических и юридических лиц, а также государства. Предметом исследования является правовое положение субъектов международного частного права, их специальные юридические категории. Целью работы является изучение правового положения физических и юридических лиц, как субъектов международного частного права В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть правовое положение основных субъектов международного частного права, которыми, прежде всего, являются физические и юридические лица, а также государство. На основе изученного материала, постараюсь определить, какое место занимают субъекты в международном частном праве.


Глава 1. Физические лица как субъекты международного частного права

1 Правовое положение иностранцев

С позиций международного частного права к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства, это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется политическое убежище. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституция РФ). В полном соответствии с Конституцией РФ общее правило о национальном режиме в сфере гражданского права было сформулировано в п. 1 ст. 2 ГК РФ, где, в частности, сказано: "Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом". Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают иностранцы, получила название правового режима иностранцев. Иностранцев можно разделить на несколько категорий в зависимости от степени подчиненности юрисдикции страны пребывания: иностранные граждане, обладающие иммунитетом от юрисдикции государства или привилегиями в правовой сфере, и иностранные граждане, иммунитета не имеющие. К иностранным гражданам, обладающим иммунитетом от юрисдикции или привилегиями, относятся лица, временно пребывающие в данной стране: . граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом; . граждане, обладающие консульским иммунитетом; . граждане - военнослужащие военных частей, экипажей военных кораблей, самолетов ВВС; . члены межправительственных и государственных делегаций, миссий; . работники международных организаций; . свидетели, эксперты и другие лица, соответствующий статус которых определен международными договорами. Состав иностранных граждан, не обладающих иммунитетом от юрисдикции данного государства, также является достаточно сложным. К ним относятся: иностранцы, постоянно проживающие в данной стране и иностранцы, временно пребывающие в данной стране. Постоянно проживающие - лица, которые имеют разрешение на постоянное проживание и вид на жительство, но в то же время могут пользоваться дипломатической защитой государства, гражданами которого являются. Все остальные иностранцы считаются временно пребывающими в стране. Независимо от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством пребывания практика государств выработала три основных правовых режима: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный. Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания, действие принципа взаимности при его применении к иностранцам не обязательно. Правовой статус иностранцев приравнивается к правовому статусу собственных граждан, независимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане данного государства в государстве, гражданином которого является иностранец. Национальным законодательством предусмотрены исключения (например: иностранец не имеет право на участие в управлении государственными делами, а также не возлагается обязанность служить в вооруженных силах государства пребывания). Кроме того в отношении своего государства иностранец сохраняет все права и несет обязанности. В Российской Федерации национальный режим для иностранцев действует как общий принцип права. При режиме наибольшего благоприятствования граждане иностранного государства пользуются на территории данного государства таким же правовым режимом, который предоставлен гражданам третьего государства. Режим также представляет собой метод соотношения правового статуса физических и юридических лиц договаривающихся государств и правовым статусом таких же лиц третьего государства на их территории. Такой подход должен быть зафиксирован в международном договоре, по крайней мере, между двумя заинтересованными государствами и предоставляться на взаимных началах. Специальный режим предусматривает предоставление иностранцам на основе национального законодательства или международного договора специальных прав. Этот режим отличается предоставлением определенных привилегий и преимуществ, как правило, в отношениях с соседними странами, например, в области приграничного общения населения. Кроме того, особыми привилегиями могут пользоваться военнослужащие воинских частей и подразделений, расквартированных на территории иностранных государств. В литературе обращалось внимание на то, что в области гражданского права национальный режим применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и деятельностью без образования юридического лица, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с физическими, а также юридическими лицами РФ. В соответствии с п.3 ст.15 Земельного Кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Иностранные граждане могут заниматься определенными видами деятельности при наличии лицензии или лицензионного свидетельства (например, градостроительной деятельностью; деятельностью по предоставлению услуг связи), а также быть членами производственных кооперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Иностранные граждане могут обучаться, а также повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях РФ на основании прямых договоров с этими учреждениями, а также межправительственных и иных соглашений, заключаемых с государственными органами зарубежных стран. В соответствии с соглашениями о признании эквивалентности дипломов в Российской Федерации лица, окончившие высшие учебные заведения за границей считаются имеющими высшее образование наравне с лицами, окончившими высшие учебные заведения на территории РФ при наличии у них подлинника соответствующего документа. Документы об окончании ВУЗов, полученные за границей, имеют юридическую силу в Российской Федерации и не подлежат обмену на дипломы установленного в Российской Федерации образца. Кроме того, следует обратить внимание на возможность установления изъятий в отношении предоставления иностранцам равных прав с российскими гражданами сведенных к двум группам. К первой группе относятся изъятия в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности или заниматься той или иной профессией на равных началах с нашими гражданами. Иностранцы не могут: . находиться на государственной или муниципальной службе; . быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ; . замещать должности в составе экипажа морского судна, плавающего под флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ; . быть командирами воздушного судна гражданской авиации; . заниматься иной деятельностью и занимать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Установлен особый порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит российскому государству. Вторую группу изъятий составляют правила, устанавливающие особый режим прав иностранцев, определяемый характером охраняемых прав, особенностями их юридической природы. Так, в силу территориального характера авторских прав (согласно ст. 5 Закона об авторском праве 1993 г.) национальный режим в отношении авторских прав иностранцев установлен применительно к произведениям, обнародованным на территории РФ либо необнародованным, но находящимся на территории РФ в какой-либо объективной форме. В отношении других произведений иностранцев авторские права признаются в соответствии с международными договорами РФ. Законодательно изъятия могут быть установлены только федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Предоставление национального режима иностранцам означает также возложение на иностранцев как участников гражданских правоотношений обязанностей, вытекающих из правил нашего законодательства. Например, при причинении вреда личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица иностранец обязан возместить вред (ст. 1064 ГК РФ), а также возместить моральный вред (ст. 1099 - 1101 ГК РФ). Законодательство содержит также специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают вследствие того, что в разных странах возраст совершеннолетия разный соответственно наступление дееспособности тоже. Согласно ст. 1197 ГК РФ дееспособность определяется законом гражданства иностранца, но в интересах торгового оборота при совершении сделки с лицом в другой стране применяется закон государства пребывания. Специальные коллизионные нормы имеются, например, в отношении способности лица нести ответственность за вред по обязательствам вследствие причинения вреда. В таком случае к дееспособности будет применяться не личный закон, а право, к которому отсылает соответствующая коллизионная норма. Так, если иностранец во время проживания в России причинит вред российскому гражданину в результате дорожно-транспортного происшествия, то его способность нести ответственность за вред в силу ст. 1219 и 1220 ГК РФ будет определяться по российскому праву как закону места причинения вреда. Следует отметить и такие категории граждан, как беженцы и вынужденные переселенцы. Правовое положение беженцев в России определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и ФЗ "О беженцах" 1993 г., а правовой статус вынужденного переселенца определен в Законе РФ «О вынужденных переселенцах». Закон предоставляет беженцам основные права граждан России, но существуют и некоторые ограничения. Так, в отличие от вынужденных переселенцев беженцы могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Они не могут получать безвозмездные субсидии как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Беженцам не положена выплата стипендии во время обучения профессии или переобучения, как это предусматривается для вынужденных переселенцев и т.д.


2 Правовое положение российских граждан за рубежом

Правовое положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.). Конституцией РФ (ст. 27) предусмотрено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством России. Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России (ч.2 ст.61 Конституции РФ). Выполнение этой задачи должно обеспечиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах. К основным задачам и функциям посольств относится защита в государстве их пребывания прав и интересов российских граждан и российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания. Консульские учреждения РФ осуществляют ряд функций, непосредственно связанных с обеспечением прав российских граждан, к ним относятся: регистрация актов гражданского состояния (рождение ребенка, вступление в брак), выполнение ряда нотариальных действий (удостоверяют сделки, принимают меры к охране наследственного имущества). При возникновении на территории иностранного государства чрезвычайной ситуации Российской Федерацией принимаются дипломатические, экономические и иные предусмотренные международным правом меры по обеспечению безопасности российских граждан, пребывающих на территории этого иностранного государства. Правительственным решением утвержден комплекс мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств при возникновении чрезвычайных ситуаций. Координация работ по выполнению этих мер и обеспечение взаимодействия министерств и ведомств возложены на министерство иностранных дел РФ. Меры по поддержке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, а так же в экономической и социальной областях предусматриваются в ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"»1999 г. За оказание соотечественникам материальной и финансовой помощи и поддержки российские физические и юридические лица, иностранные лица и организации имеют право на налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства РФ. Большое значение для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей имеют положения международных двусторонних и многосторонних договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности определенного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке. К ним относятся, прежде всего, документы многостороннего характера: Соглашение о создании СНГ 1991 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г. Следует отметить, что в целях оказания соотечественникам поддержки за рубежом, 15 мая 2011г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Указ N 678 «О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом». Фонд должен быть создан 2012 г. и будет финансироваться из средств федерального бюджета.


Глава 2. Юридические лица как субъекты международного частного права

Юридическое лицо является вторым основным субъектом международного частного права. Правосубъектность юридических лиц определяется по критериям: . Критерий инкорпорации (регистрации), закрепленный в ч.1 ст.1202 ГК РФ, а также в праве Великобритании и США. У юридического лица может быть только одно место регистрации. Существенными недостатками данного критерия является возможность его использования с целью обхода закона и приобретения благоприятного режима деятельности. . Критерий места осуществления основной деятельности, так же как и предыдущий, отражает принцип реальной связи компании и государства. Однако он еще более неудобен для крупных компаний, чья деятельность осуществляется в нескольких государствах, чем предыдущий. Используется как дополнительный и в странах англосаксонской системы права, и в странах романо-германской системы (Франция). . Критерий контроля используется как дополнительный в тех случаях, когда юридическое лицо, созданное и действующее по национальным законам, контролируется иностранным капиталом. Недостатком является непригодность этого критерия для обществ со смешанным составом учредителей. В отечественной практике критерий контроля не используется. В соответствии с п. 1 ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, в российском законодательстве закрепляется критерий инкорпорации. В некоторых случаях допускается использование привязки к месту деятельности либо месту нахождения административного органа. В соответствии со ст. 1211 ГК РФ, для определения статута, сделки привязывают к месту осуществления основной деятельности стороны, чье исполнение имеет решающее значение для содержания договора. Особый правовой статус имеют транснациональные корпорации. Транснациональные корпорации - юридические лица национального права, осуществляющие свою деятельность на территории нескольких государств. Их статус одинаков во всех государствах - членах данного регионального сообщества, поскольку он закреплен в международном договоре. Возникает особая организационно-правовая форма, общая для всех государств. Участвуя преимущественно в международных экономических отношениях, транснациональные корпорации не создают проблем, связанных с определением их национальной принадлежности, тем самым, облегчая процесс правового регулирования. марта 1998 г. в рамках СНГ была заключена Конвенция о транснациональных корпорациях Содружество. В соответствии с настоящей Конвенцией «транснациональная корпорация» вправе осуществлять на территориях государств - участников Конвенции любые виды деятельности, не запрещенные законодательством. Порядок регистрации, структура управления, порядок ликвидации корпорации и другие вопросы определяются законодательством государства места ее регистрации. Содержание правового статуса юридического лица в международном частном праве - совокупность правоотношений, осложненных иностранным элементом, в которых это лицо участвует. Традиционно выделяют группы правоотношений, имеющих наибольшее значение и играющих решающую роль при определении статуса иностранного юридического лица в каком-либо государстве: )инвестиционные правоотношения, регулируемые в РФ ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999г. и ФЗ «Соглашение о разделе продукции» 1995 г. Статус коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица предоставляется коммерческой организации со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора, что дает право пользоваться правовой защитой, гарантиями и льготами, установленных законодательством. Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут осуществлять в России любые виды деятельности, соответствующие их специальной правосубъектности и не запрещенные действующим законодательством, в том числе приобретать имущественные права. Большую группу нормативных документов в области инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц составляют международные договоры, важнейшими из которых являются двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Национализация и экспроприация, а также любые иные меры, имеющие аналогичные последствия, которые могут быть приняты органами одного государства на своей территории в отношении капиталовложений инвесторов другого государства, должны приниматься только в общественных интересах в соответствии с действующим на этой территории законодательством. Ни в коем случае такие меры не должны носить дискриминационного характера. Государство, принимающее такие меры, обязуется выплатить инвестору или его правопреемнику без необоснованной задержки соответствующую компенсацию в свободно конвертируемой валюте. К числу важнейших многосторонних международных договоров по рассматриваемому вопросу с участием России относятся Ашхабадское соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. и Минская конвенция СНГ о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. ) Налоговые правоотношения в отношении иностранных юридических лиц регулируются Инструкциями Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ), которые развивают и расширяют общие основы правового регулирования налогообложения, заложенные в многочисленных нормативных актах, и являются образцом специального правового регулирования и выступая документами прямого действия. Наиболее важными из них являются Инструкция ГНС РФ № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" от 16 июня 1995 г., которая предусматривает: категории плательщиков налога на прибыль и доходы иностранных юридических лиц; порядок их постановки на учет в налоговые органы; порядок ведения налогового учета; порядок исчисления и уплаты налога на прибыль иностранных юридических лиц, полученную от деятельности в РФ; порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в РФ. Плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства. Под постоянным представительством для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство или любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в РФ. Инструкция подробно описывает порядок исчисления налогооблагаемой базы и четко указывает перечень представляемых налоговых льгот, оговаривая при этом, что запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер. Налог на прибыль уплачивается в Федеральный бюджет РФ и в бюджеты субъектов РФ по ставкам, установленным законодательством для зачисления указанного налога в соответствующие бюджеты. Прибыль от страховой и банковской деятельности, а также от посреднических операций и сделок облагается по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов РФ по этим видам деятельности. Вопрос об избегании двойного налогообложения регулируется на основе двусторонних международных договоров России с зарубежными государствами во избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Инструкция специально предусматривает, что в случае расхождения между записанными в ней положениями и правилами международного договора применяется последний (п. 6.1). Во избежание двойного налогообложения на основании двустороннего договора государство разрешает иностранным юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность на его территории через постоянное представительство, использовать в качестве зачета против налога на прибыль и доходы такой же налог, уплаченный другому договаривающемуся государству данным юридическим лицом. Россия является участницей большого числа двусторонних договоров об избегании двойного налогообложения. Общая схема таких двусторонних договоров сложилась на протяжении многих лет их существования, но в каждом отдельном случае она наполняется конкретным содержанием с учетом специфики заключающих договор сторон. ) Правоотношения по банкротству регулируются ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г., являющимся документом прямого действия. Закон подробно регулирует процедуры банкротства (в отношении должников - юридических лиц ими выступают наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), а также устанавливает особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц. К отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. При отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом. международный право юридический


Глава 3. Статус государства как субъекта международного частного права

Обычно государство участвует в двух видах общественных отношений: а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются международным публичным правом); б) отношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны правоотношения, а второй являются иностранные юридические лица, международные хозяйственные организации (МХО) или физические лица (регулируются международным частным правом). Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, осложненных иностранным элементом. Отношения такого типа возникают, в частности, в тех случаях, когда государства: ) осуществляют выпуск займов и облигаций, продаваемых иностранцам; ) заключают концессионные соглашения и торговые сделки; ) вступают в арендные отношения с иностранным участием; ) выступают в качестве наследника выморочного имущества; ) предоставляют гарантии по внешнеторговым сделкам и т. д. Возможность участия государства в отношениях гражданско-правового характера прямо предусмотрена российским законодательством. В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами». Из этой статьи следует три положения: ) государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений; )государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений; ) к государству по аналогии применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в этих отношениях (п. 2 ст. 124 ГК РФ). Согласно ст. 1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям осложненным иностранным элементом, с участием государства правила ГК РФ применяются на общих основаниях. Нормы международного частного права применяются к сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель. Государство как субъект международного частного права пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, то есть его юрисдикции, т.е. в его иммунитете. Различается два вида юрисдикции: Полная юрисдикция - означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение (например, нормами права, административными распоряжениями и пр.) всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний. Ограниченная юрисдикция - означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств, для обеспечения реализации своих предписаний. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет включает в себя лишь неприменение принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений и пр. Особенность правового положения государства как субъекта частноправовых отношений международного характера сводится к его праву на иммунитет. Государство обладает иммунитетом только в тех случаях, когда частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства (спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе или имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства и т.д.) Понятие «государства» для целей иммунитета означает: ) Государство и его органы управления; ) учреждения и иные образования в той мере, в какой мере они правомочны действовать в осуществлении государственной власти; представители государства, действующие в этом качестве; ) составные части федеративного государства и политические подразделения унитарного государства, которые правомочны предпринимать действия в осуществлении государственной власти. На официальных представителей государства иммунитет распространяется, если они действуют в этом качестве. Статус субъектов федерации уравнен со статусом политических подразделений унитарного государства. Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов: ) Судебный иммунитет - неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношению к другому государству, т.е. не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. Такая ситуация возможна лишь при наличии явно выраженного согласия государства, сделанного его компетентным органом в форме, предусмотренной соответствующим национальным нормативным правовым актом. Заинтересованные лица могут беспрепятственно обратиться с требованиями к государству в суды и другие правоприменительные органы этого государства. Как уже говорилось, в таком случае вопрос об иммунитете не возникает. И наконец, можно обратиться к своему правительству для воздействия на иностранное государство по дипломатическим каналам. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. ) Иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска, согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как такие меры носят принудительный характер. Если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они не допустимы. ) Иммунитет от принудительного исполнения иска означает, что без согласия государства нельзя осуществить вынесенное против него решение, то есть недопустимо наложение ареста на принадлежащее государству имущество, проведение его публичной продажи и других принудительных мер, которые могут быть предусмотрены иностранным законом. Иммунитет от принудительного исполнения иска тесно связан с судебным иммунитетом государства. Поэтому даже если орган, рассматривающий спор, отвергнет судебный иммунитет или соответствующее государство само откажется от него, истец, в пользу которого будет вынесено решение, все равно столкнется с действием иммунитета от принудительного исполнения иска. Как подчеркивается, например, в п. 4 ст. 32 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. "отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ". ) Иммунитет собственности государства, т.е. режим неприкосновенности государственной собственности тесно связан с еще одной международно-правовой доктриной - доктриной «акта государства», согласно которой суды одного государства не должны выносить решения относительно актов правительства другой страны, совершенных на ее территории. Если государство, приобрело собственность на основе акта, принятого на своей территории, ни один иностранный суд не вправе обсуждать правомерность принадлежности собственности. Иммунитет собственности проявляется в том, что, если имущество находится во владении государства, которое заявило, что оно ему принадлежит, то никакие органы иностранного государства не могут проверять правомерность этого факта. ) Иммунитет сделок государства. (Государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и т. д. Частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности, сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права). Отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Иммунитет государства - это его «право», вытекающее из суверенитета, но не «обязанность». Государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента. Государства достаточно часто отказываются от своего иммунитета, чтобы упростить свое сотрудничество с иностранными гражданами и юридическими лицами. Отказ от иммунитета, чтобы быть юридически действительным, подчиняется некоторым правилам: . Отказ должен быть явно выражен в письменной форме: соответствующим органом государства в одностороннем порядке, при заключении сделки в самом ее тексте, в международном договоре и пр.; . Отказ не может быть подразумеваемым (если в инвестиционном соглашении с участием государства стороны договорились передавать все споры для разрешения в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, то из этого не следует вывод об отказе от иммунитета); . Отказ от иммунитета не может толковаться расширительно. Государство свободно в своей воле: оно может отказаться от иммунитета в целом в отношении одной сделки, но это не может толковаться таким образом, что государство отказалось от иммунитета в отношении всех сделок, совершаемых на территории данного иностранного государства; . Если государство дало согласие быть истцом в иностранном судебном процессе, то это не означает, что в отношении к нему могут быть применены принудительные меры по предварительному обеспечению иска или по принудительному исполнению решения иностранного суда и т. д. Возможность отказа от иммунитета предусмотрена в российском Законе о соглашениях о разделе продукции 1995 г. Например, если Россия выражает согласие на подчинение ее торгпредства в Германии юрисдикции судов этой страны, то такое согласие будет касаться только правоотношений, связанных с торговыми сделками, заключенными этим органом в соответствующем государстве. Необходимо иметь в виду, что пределы согласия государства на принудительные меры в отношении его собственности ограничены некоторыми ее видами, которые не могут стать объектом санкций даже с согласия государства собственника (например, его природные ресурсы). Российское законодательство основано на теории абсолютного иммунитета государства. Статья 401 ГПК РФ, устанавливает, что предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся на территории России, могут быть допущены лишь с согласия соответствующего иностранного государства. Согласие компетентных органов соответствующего иностранного государства требуется при рассмотрении иска в арбитражном суде (ст. 213 АПК РФ). Таким образом, норма ст. 213 АПК РФ, предоставляя иностранному государству полный юрисдикционный иммунитет, вместе с тем предусматривает, что федеральный закон или международный договор могут установить изъятия из принципа абсолютного иммунитета. Нормы об иммунитете иностранного государства зеркально отражают позицию государства, которую оно занимает в отношении предъявления к нему исков иностранными юридическими и физическими лицами. Такая позиция, в частности, отражена в Федеральном законе от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции». Согласно этому Закону (ст. 23) в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и юридическими лицами, может быть предусмотрен (в соответствии с российским законодательством) отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета от предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и/или арбитражного решения. Для российского законодательства выступление государства в качестве непосредственного субъекта таких внешнеторговых сделок нехарактерна и ограничена. В ст. 11 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995 года предусмотрено, что государство (РФ, ее субъекты и муниципальные образования) осуществляет внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В тех же исключительных случаях, когда внешнеторговую сделку заключило торговое представительство от имени государства, такая сделка должна рассматриваться как совершенная самим государством. Торговое представительство - это орган, осуществляющий за границей права РФ в области внешнеэкономической деятельности, правовое положение которого за границей определяется внутренним законодательством РФ, торговыми договорами или специальными соглашениями о торговых представительствах., заключёнными Россией с иностранными государствами, а также общепризнанными нормами международного права.