Файл: Курсы повышения квалификации Основы религиозных культур и светской этики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Курсы повышения квалификации

«Основы религиозных культур и светской этики»

Эссе

«Старообрядчество в современной России»

Выполнила: Черепенина Алёна Михайловна

МБОУ ГО Заречный СОШ№6

Г.Заречный

2023

Оглавлени

Курсы повышения квалификации 1

«Основы религиозных культур и светской этики» 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА 5

1.1. Реформы Патриарха Никона и начало раскола 5

1.2. Преследование старообрядцев 5

1.3. Направления старообрядничества 7

В середине 90-х годов XVII века произошло разделение старообрядчества на два основных направления - поповщину и беспоповщину. Это произошло, когда среди последователей «старой веры» остро возник вопрос о том, каким образом выйти из тупика, создавшегося в связи с тем, что священников «дониконовского», старого становления к этому времени почти не осталось в живых. 7

2. СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА 5

1.1. Реформы Патриарха Никона и начало раскола 5

1.2. Преследование старообрядцев 5

1.3. Направления старообрядничества 7

2. СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10


ВВЕДЕНИЕ


В России живёт множество народов со своими традициями, обычаями, неповторимой культурой. В современной России проживают и адепты трёх мировых религий - буддизма, ислама и христианства, и люди, исповедующие традиционные религии народов России, и члены религиозных организаций, которые причисляют к тоталитарным сектам. 1 Некоторые религии, бытующие на просторах нашей Родины, уникальны и неповторимы. Их сосуществование и многообразие делает собственно Россию Россией. В истории нашей страны особую роль играет православное христианство.

В истории русских церквей есть переломный момент, который имел большие последствия для истории страны. Основная причина реформы, которую с 1653 года начал проводить Патриарх Никон при деятельной поддержке царя Алексея Михайловича, носила политический характер. И государство, и церковная иерархия считали необходимым привести обрядовую жизнь Русской Церкви в соответствие с богослужебной практикой восточнославянских народов (украинцев и белорусов), чтобы обеспечить беспрепятственное вхождение этих народов в состав России. Введение книгопечатания также послужило косвенной причиной реформ патриарха Никона, повлекших за собой церковный раскол. Точное следование греческим и славянским источникам, взятым при печатании за образец, было обязательным требованием. Окончательную редакцию утверждал сам Никон.2


Целью моей работы является изучение старообрядчества в современной России как уникального явления христианской культуры.

Как в былые времена, так и сегодня русское старообрядчество является неведомой землей для большинства граждан Российской Федерации. На поставленный социологами вопрос: «Что вы знаете о старообрядчестве?» большинство россиян (48%) ответило — ничего, 29% сказали, что это какая-то секта, 8% — что это православные христиане, отколовшиеся, однако, от Церкви в результате неправильного толкования некоторых обрядов, и только 4% респондентов ответили, что это остатки древнерусской Церкви. Таким образом, российское общество до сих пор не имеет представления об исконно русских людях, сохранивших не только древнерусский церковный обряд, но и традиции народнобытовой культуры прошлого. Изучение общественного мнения еще раз подчеркивает, насколько актуален этот вопрос в настоящее время.3 

1. ИЗ ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

1.1. Реформы Патриарха Никона и начало раскола


Церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве, связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими.1

К тому времени выяснилось, что в книгах, применяемых при богослужении, нет единого текста. Отсутствие единства объяснялось тем, что переписчики в ряде случаев не могли прочитать тексты старых рукописей, поэтому дописывали ряд фрагментов по памяти, что-то поправляли, и в результате непреднамеренно искажали смысл написанного. Чтобы привести тексты «к единому знаменателю», церковные власти решили сначала воспользоваться книгами, переведенными на славянский язык, но затем решили взять за основу их оригиналы на греческом языке.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

  • редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг, привело к изменениям в славянских переводах некоторых текстов, в частности Символа веры: изъят союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из 8-го члена, говорящего о вере в «Духа Святаго», исключено слово «Истиннаго». Было внесено множество других незначительных изменений, например, в имени Иисус стало на одну букву больше; 1

  • замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и поясные поклоны заменили земные.

  • крестные ходы Никон распорядился проводить не по солнцу, а против него;

  • возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды, а трижды.

1.2. Преследование старообрядцев


Часть священнослужителей, многие бояре, крестьяне и городские жители не приняли нововведения. Фактически, спор между реформаторами и сторонниками "старой веры" был не спором о знаке креста двумя или тремя пальцами или о пении "Аллилуйя" два или три раза, а об основных источниках русского православия и русской культуры.

И «никонийцы», и старообрядцы были очень консервативны и по-своему стремились вернуться к «истинной и чистой православной вере», с той лишь разницей, что Никон видел истоки этого чистого православия в Византии, а старообрядцы - в культуре Москвы XVI века. Патриарх хотел, чтобы Москва стала настоящим «третьим Римом» и - согласно теории, сформулированной в начале XVI века псковским монахом Филотеем, - наследником традиций собственно Рима и «второго Рима» (Константинополя). Старообрядцы же воспринимали «византийскую» культуру как неортодоксальную и «подозрительную», потому что в 17 веке хорошо помнили, что византийский император Палеолог Яна VIII оказался «предателем православия», одобрив в 1439 году акт так называемого Флорентийскийского союза православной церкви и католической церкви.

Противники реформы, впоследствии получившие название «старообрядцы» стали распространять письма и послания протопопа Аввакума и других проповедников, в которых они обличали патриарха Никона и его последователей (никониан), а последние не оставались в долгу.1 Началось систематическое преследование противников реформы как православной церковью, так и органами государственной власти.

Первым мучеником «старой веры» был протопоп Аввакум Петров, который из-за своих резких высказываний самому царю был заключен в тюрьму на несколько лет в землянке в Пустозерске, где он написал свою автобиографию, (первая автобиография в русской литературе), и, несмотря на то, что он был под охраной, он постоянно отправлял письма своим сторонникам. Аввакум был сожжен на костре в 1681 году, и после его смерти староверы стали считать его святым. Боярына Феодосия Морозова стала следующей «мученицей», которая за отказ от участия в свадебной церемонии царя Алексея Михайловича в 1673 году вместе со своей сестрой Евдокией Урусовой была впервые заключена в монастырь. Десятилетняя осада царской армией Соловецкого монастыря, монахи которой решительно отказались принять «никонские» реформы, вошла в историю.2

Старообрядцы бежали от преследования в труднодоступные регионы страны - в Сибирь, в леса под Нижним Новгородом или в Ливонию, а также за границу. Опасаясь преследования, самые фанатичные старообрядцы даже предприняли самосожжение.


Преследование старообрядцев в России усилилось во времена правления Петра I (1682–1725), а в последующие десятилетия попеременно усиливалось или ослаблялось. Царица Елизавета I (1741–1762) была сильным противником старообрядцев, а Екатерина II (1762–1796) и Александр I (1801–1825) были относительно терпимы к последователям «старой веры». В конце 18 века была предпринята попытка воссоединения старообрядцев с Русской православной церковью, в результате чего появилась так называемая Одноконфессиональная церковь, которая поддерживает свои прежние ритуалы. Однако большинство старообрядцев оставались враждебными к ней. 1

1.3. Направления старообрядничества


В середине 90-х годов XVII века произошло разделение старообрядчества на два основных направления - поповщину и беспоповщину. Это произошло, когда среди последователей «старой веры» остро возник вопрос о том, каким образом выйти из тупика, создавшегося в связи с тем, что священников «дониконовского», старого становления к этому времени почти не осталось в живых. 2

Поповцы —наиболее многочисленное течение. Их отличительной чертой является признание необходимости священников при проведении богослужений и обрядов. При этом некоторые поповцы приемлют принятие священников из новообрядческой церкви. Для них также характерно участие в церковной жизни мирян, наряду со священниками. Наибольшее распространение поповство получило в Нижегородском крае, Донской области, Черниговщине, Стародубье. С точки зрения догматики, поповцы практически не отличаются от новообрядеской церкви, за исключением того, что они придерживаются дониконианских обрядов и богослужебных книг.3

Беспоповство (другое название — древлеправославие) имеет более радикальные отличия от новообрядчества. В 1654 году умер, не оставив приёмника, единственный старообрядческий епископ. Согласно церковным догмам, только епископ имеет право посвящать в священнослужители. Таким образом, формально следуя каноническим правилам, после смерти всех дониконианских священников, старообрядцы были вынуждены сформировать беспоповский толк. Беспоповцы, спасаясь от преследований селились в диких и необжитых местах — одним из который был берег Белого моря (от этого эту общину называли поморами). Количество беспоповцев оценивается в полмиллиона человек.1

2. СТАРООБРЯДЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ



Старообрядчество прошло длительный, более чем трёхсотлетний путь развития. В современной России старообрядцев представляют различные религиозные организации, в числе которых Русская Древлеправославная церковь, Древлеправославная поморская церковь и Русская православная старообрядческая церковь. Последняя считается самой крупной организацией старообрядцев.2

Центром старообрядчества в Москве является «Рогожская Слобода». В неё входит храмовый комплекс, состоящий из Покровского кафедрального Собора, Храма во имя Рождества Христова, Воскресенской колокольни и Храма во имя святого Николы Чудотворца. 

В Рогожской слободе открыты старославянские церковные лавки, имеются библиотеки и кинотеатр, а также Рогожское кладбище, на котором похоронены знаменитые купцы Морозовы. По выходным дням в слободе проходят ярмарки, где фермеры-старообрядцы и ремесленники представляют свою продукцию — мясо и яйца, топлёное в русской печи молоко и домашнее масло, и другую продовольственную продукцию, а также одежду и предметы быта.

По статистике, кроме столицы, больше всего старообрядцев проживают в Нижегородской области. Поселения старообрядцев расположены в Сибири, на севере и юге России и других местах, куда их предки уходили от притеснений. К примеру, в Алтайском крае существуют несколько старообрядческих деревень. В одной из них — Верхнем Уймоне — открыт музей, где можно подробно узнать о быте и вере старообрядцев. Во многих городах России открыты храмы старообрядцев — в Екатеринбурге (Никольская старообрядческая церковь), Казани (Покровский собор), Нижнем Новгороде (Старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы), Санкт-Петербурге (Церковь Знамения Пресвятой Богородицы).

В 2018 году село старообрядцев в Тарбагатайском районе Бурятии Большой Куналей было признано «Самой красивой деревней России». Этот статус населенному пункту, основанному в XVIII веке переселенными в Сибирь староверами, был присвоен Всероссийской ассоциацией «Самые красивые деревни России» за сохранение старообрядческой культуры. Народный хор села Большой Куналей, созданный в 1927 году, является хранителем фольклора старообрядцев Забайкалья.1



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Старообрядчество сыграло большую роль в сохранении православного культурного наследия. Это касается как церковного песнопения (уникальные черты певческой манеры — отсутствие пауз, непрерывность и однородность звучания), так и знаменитой старообрядческой иконописи, основавшейся на традициях русской и византийской школ. После того, как к 19-му веку в официальной Русской Православной Церкви иконопись оказалась в полном забвении, старообрядческие иконописцы оставались единственными хранителями традиции, что позволило заново "открыть икону" на рубеже 19–20 веков.2