Файл: Конспекта урока Класс 6 класс Тема Наша Родина Россия Планируемые результаты Определить откуда пошла русская земля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1


Примерная схема составления плана-конспекта урока
Класс 6 класс

Тема Наша Родина – Россия

Планируемые результаты Определить откуда пошла русская земля

Основные содержательные вопросы урока:

1) История России — часть всемирной истории.

2) Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса.

3) Территория и географические особенности Восточной Европы.

4) Языковые семьи и группы.

5) Источники по истории России, Древней Руси. Музеи — хранители «следов прошлого».

6) Как работать с учебником и изучать историю

Тип и форма урока Урок изучения нового материала

Образовательные ресурсы урока Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания, карта территории современной России


Этап / модуль урока

Деятельность учителя

(образовательные ресурсы + подробное описание используемых методических приемов)

Деятельность учащихся

(образовательные ресурсы

+ подробное описание приемов учебной деятельности)

Мотивационно-целевой

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Что изучает история? Какие периоды истории вы изучали в 5 и начале 6 класса? В чём особенность курса, который вы начинаете изучать? Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какой период будет изучаться? С какими рубриками учебника вы будете работать? Чему вы предполагаете научиться при изучении истории в 6 классе?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Давать определение исторической науки. Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности

Содержательно-деятельностный

1) Беседа. Работа с картой

Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

- Что изучает история Отечества? Откуда мы знаем о жизни людей в древней и средневековой Руси? Назовите хронологические рамки древней и средневековой. Что изучают вспомогательные исторические дисциплины? Роль исторических источников в изучении истории России. Что помогает учёным изучать историческое прошлое? С какими источниками вы уже работали при изучении истории? С помощью каких измерителей определяется историческое время человечества?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.

Уметь разделять исторические источники по группам.

Приводить примеры вспомогательных исторических наук.

Называть основные измерители времени в исторической науке


2) Работа с терминами.

Работа по карте и одновременно с терминами

Просмотр иллюстрации

Объясните понятие «Евразия» (см. Введение).

Изучите таблицу классификации языковых семей и групп. Назовите основные семьи и группы и покажите их размещение на карте.

Какие языковые семьи, группы, языки преобладают на территории вашего края?

Одно из адаптированных для 6 класса толкований понятия «цивилизация»: единство географической среды обитания, системы ведения хозяйства, духовных основ жизнедеятельности сообщества (религия, культура и др.), его социальной и политической организации.

В 5 классе изучались восточная цивилизация, Античность. Основными цивилизационными регионами Средневековья были Азия и Европа. В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, затем России.

Групповая работа по изучению нового материала.

Слушают учителя. По ходу рассказа выполняют задания по карте. Запись терминов в тетрадь. С помощью учебника, карты объяснять смысл понятия, термина. Использовать карту как источник информации о территории России. Называть основные языковые семьи и группы, опираясь на таблицу, карту.

С помощью учителя и сведений из учебника называть и определять по карте размещение языковых семей и групп в Евразии в древности, на территории собственного региона

Учащиеся читают дополнительный материал, анализируют его и делают выводы. Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике

3) Первичное осмысление и закрепление изученного

Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация работы в парах. Выпишите в тетрадь определение понятия «цивилизация» (определение даёт учитель). Обсудите смысл фразы из учебника: «Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации». В чём вы видите важность изучения истории Отечества?

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы

Работать со словарём и с помощью учителя объяснять смысл исторического понятия, термина. Показывать на карте и описывать границы территории современной России. Объяснять значимость изучения отечественной истории для каждого жителя страны и общества

4) Итоги урока. Рефлексия

Проводит беседу по вопросам:

Разделитесь на шесть групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам:

1) для чего применяется данная рубрика;

2) алгоритм работы с этой рубрикой.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Первая группа работает с вопросами, помещенными перед каждым параграфом и разделом «Подведем итоги».

Вторая группа изучает вопросы и задания внутри параграфа и рубрику «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».

Третья группа работает с рубрикой «История в лицах: современники» и иллюстративным материалом учебника.

Четвертая группа исследует рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» и «Историки спорят» в конце главы.

Пятая группа работает с рубриками «Изучаем документ» и «Работаем с картой».

Шестая группа изучает обобщающие вопросы и задания к ним, представленные в конце каждой главы, а также список информационно-творческих проектов и справочные материалы в конце учебника.

Оценочно-рефлексивный


Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Учащиеся усваивают географию расселения племен; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт; устанавливают связи верований с их занятиями

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.



Ресурсный материал к уроку.

Дополнительный материал для первой группы

В междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финно-угорской группы. Таковы все гидронимы (названия рек), окан­чивающиеся на «ва»: Москва, Протва, Лысьва. «Ва» - вода по-фински.

Термин «Сибирь», по мнению профессора З.Я. Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) — предков древних угров. Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.

• Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?

Дополнительный материал для второй группы

В окрестностях села Скорняково в начале 1860-х гг. были раско­паны два кургана, и один у села Засосенка, неподалеку от устья реки Сосны. Погребальные комплексы курганов относятся к эпохе бронзы и датируются серединой - третьей четвертью II тыс. до н. э. Находки из погребений - глиняный сосуд, бронзовые ножи, каменные нако­нечники стрел, костяные поделки — вместе с подробным описанием раскопок в 1886 г. были переданы в открывшийся в Москве Истори­ческий музей.

• Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?

Дополнительный материал для третьей группы

Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однока­мерную «коробку» с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище строилось из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.

Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясан­ной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин -кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом нару­жу, а в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним голов­ным убором служила суконная шапка на меху, обувью — пимы (сапоги из оленьего меха).

Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточ­ной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим силуэты людей.

• Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?

Дополнительный материал для четвертой группы

Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем сви­детельствуют сохранившиеся остатки языческо-магических представле­ний (например, «Дурной глаз на осину глянет — осина завянет»).

Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.



• Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).

• Лад избу ширит.

• Бой отвагу любит.

• Своего не бросай, чужого не бери.

• На словах тих, а на деле лих.

• Цвет в поле — человек в воле.

• Дракою прав не будешь.

• Жена при муже хороша.

• Как фольклористика помогает истории воссоздавать про­шлое?


Задание 2.


Аспектный анализ двух уроков истории 

Обратитесь к сайту «Учитель года России» (https://teacher-of-russia.ru/). Просмотрите видеозаписи учебных занятий по истории (раздел «Видеоматериалы»). Проведите аспектный анализ двух занятий (по вашему выбору)
«Анализ видеозаписи учебного занятия по истории»

Класс 5

Тема анализируемого учебного занятия: «Древняя Спарта»

https://edsoo.ru/Predmet_Istoriya.htm

Урок истории по ФГОС

https://youtu.be/q6nSk3iaGcg

Анализ видеоурока

Предмет: История

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Формы и приемы организации деятельности

Формы и приемы организации деятельности

Формы и приемы организации деятельности

Приветствует класс. Стимулирует интерес учащихся к уроку при помощи предмета чемодана.
Повторяет изученный материал, используя загадки.

Использует квест для определения темы урока.
Создает для учащихся проблемную ситуацию, используя пример о необычных традициях спартанцев.

Задает вопрос для выяснения объема знаний, имеющихся у учащихся по данной проблеме.

Использует цифровые технологии сайта «Арлея», для определения цели и задачи урока.
Проводит упражнение для снятия напряжения для глаз.
Делит класс на группы. Использует «волшебную шляпу» для определения названий групп и распределения заданий.

Сравнивает цели, задачи урока и достигнутые результаты
Выставляет и комментирует отметки.
Комментирует домашнее задание



Формулируют ответы на вопросы учителя, решают познавательную задачу, с целью догадаться, что лежит в чемодане.
Формируются умения поиска правильного ответа на загадки
Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство

Вспоминают ранее изученный материал, которые связаны с формулировкой проблемы.
Формируют умения работать с сайтом, с ИКТ.

Используют знаково-символические средства


Выявляют особенности объекта в процессе рассмотрения; высказывают предположения; используют доказательство; воспроизводят по памяти информацию. владеют навыками смыслового чтения; извлекают информацию из наглядного
материала; решают проблемы творческого и поискового характера; самостоятельно создают способы решения проблем творческого
и поискового характера.
Сформулируют и аргументируют мнение о работе групп и одноклассников на уроке



Вступают в диалог с учителем, высказывают предположение по поводу того, что может быть в чемодане.

Формируются умения слушать и отвечать на вопросы учителя.

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослым-вступать в диалог.
Вступая в диалог с учителем, выполняют противоречие -осознают его.

Называют цель и задачи. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь других

Умеют работать в группе; контролируют дей-ствия партнера. Презентуют свои ответы другим группам, задают вопросы другим группам, дополняют ответы, высказывают мнения.


Делают выводы

Оценивают свою работу на уроке и работу групп.



Осуществляемые действия определение цели учебной деятельности, прогнозирование своей деятельности, принимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно, оценивание соответствие результата цели и условия, внесение корректив в деятельность на основе новых обстоятельств. Обсуждение результатов работы, самооценка, самоконтроль.

Принимают учебные цели и задачи, сформулированные самостоятельно.

Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Самостоятельно оценят достигнутые результаты.


Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения



Урок соответствует требованиям системно-деятельностного подхода.

Правильно поставлены задачи формирования УУД.

Учитель добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока.

Применяет современные и наглядные средства обучения, мультимедийное оборудование, ИКТ.

Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану.

Учебные цели и задачи фиксируются на доске в виде схемы.
После каждого вида работы делаются выводы и обобщения, учащимися приводится аргументация.
На уроке реализовывались современные подходы к преподаванию истории:
Коммуникативно-деятельностный: добывание знаний в поисковой и исследовательской деятельности, обмен информацией, взаимодействие на уроке
Интегрированный: связь с уроками географии, литературы;
Функциональный: совершенствование устной речи, развитие творческих способностей;
Текстоориентированный: монологический ответ, работа с текстом.

Учитель организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности.

Домашнее задание носит творческий характер, т.е. позволяет повысить мотивацию к учебному процессу




Анализ видеофрагмента учебного занятия с позиции системно-деятельностного подхода

Класс 5

Тема анализируемого учебного занятия: Ассирийская держава

Методические ресурсы:

1. Каким быть уроку истории в современной школе?

https://edsoo.ru/Predmet_Istoriya.htm

2. Урок истории по ФГОС

https://youtu.be/q6nSk3iaGcg
Анализ видеоурока


Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

История 5 класс

Ассирийская держава

Организационный момент

Понятийный опрос учащихся.

Мотивация к новым зананиям.

Целеполагание

Изучение нового материала

Работа с таблицей


Динамическая пауза
Рефлексия

ДЗ

Поисково-исследовательские

Работа с картой


умение сравнивать и анализировать информацию,

делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые

высказывания в устной и письменной форме.

Составление плана урока

Анализ информации


Учебное сотрудничество

Отвечают на вопросы, обсуждают ответы.

Работа с источниками информации

Групповая деятельность Обсуждение результатов деятельности


:умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения,

познавательный интерес к изучению военной истории.

Понимание роли личности в истории. Представление о захватническом ха-

рактере войн Ассирии. Победители Ассирии. 


Взаимодействие в процессе групповой работы

Дети формулируют тему и составляют план урока


Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, подводят итоги.

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.


Ответы на вопросы учителя


Отвечают по одному

Представителю от команды


Записывают Д/З

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученикам.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефл

ексивное действие: оценивать свою готовность,

обнаруживать незнание и находить причины затруднений.

Учитель владеет технологией диа

лога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Тон отношений, задаваемый на

уроке

, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества,

психологического комфорта.

Требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Учащиеся были активны

при ознакомлении с новым матери

алом. Продумана методика решения отдельных ―блоков нового материала, использована групповая и индивидуальная работа. Недостатком и существенным минусом урока является отсутствие оценочной деятельности учащихся.

Оценки не были объявлены.



Задание 3


Анализ учебника истории

Проведите анализ одного из учебников школьного курса истории, изданного не ранее 2017 года (по Вашему выбору). Результаты анализа фиксируйте в таблице.

Анализ школьного учебника

Всеобщая история 10 класс Новейшая история Базовый и углубленный уровни Учебник (А.В. Шубин), 2020г.

Характеристика

Ответы

I.Общая характеристика учебника

Для какого класса предназначается данный учебник?

10класс

По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов).

Учебник базового и углубленного уровней

Кто является авторами анализируемого учебника?

Александр Владленович Шубин

Каков общий объём учебника?

432 стр.

Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.).

Мягкий глянцевый переплет;

Иллюстр. - 10-30 % страницы;

Таблицы и схемы – представлены

Для удобства работы есть «Условные обозначения»
Оглавление в начале

II. Характеристика текстов учебника

Определите виды текстов, используемых в учебнике.

Чаще всего текст учебника представлен художественным стилем повествовательного и описательного типа

Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты.

Теоретико-познавательные тексты включают в себя основные понятия, их определения, основные термины, явления, процессы, события и выводы. Такие тексты представлены основным содержанием параграфа.

В инструментально-практических текстах содержатся контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тесты входят в текст параграфа, а также в задания, представленные в конце каждого параграфа.

Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов.

В конце параграфа уже следует набор вопросов (до 10 вопросов) на проверку усвоения темы, при чем самого разного характера (на размышление, на вычленение основных положений (причин/последствий) и т.д.). После этого идет ряд творческих заданий, которые скорее предложены для углубленного уровня. Задания рассчитаны на самостоятельный поиск учащимся информации в литературе и интернет-ресурсах. Также встречаются групповые задания (попытки создать дискуссию среди учащихся на основе найденной информации).

Методический аппарат учебника включает разнообразные вопросы и задания, авторские карты и документальные материалы, яркие и образные иллюстрации, которые позволяют реализовать системно-деятельностный подход, способствуют формированию умений учащихся самостоятельно работать с информацией и использовать её в практической деятельности.

Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника.

Текст в учебнике представлен в довольно сжатом виде, он наполнен фактами,


без оценочных суждений, но при этом информация подается в относительно доступном виде, т.е. нельзя сказать, что обычному учащемуся 10 класса он будет непонятен (не переполнен историческими терминами, они подаются дозированно).

III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник?

Учебник хорошо и качественно


иллюстрирован
Есть цветные карты и задания к ним.
Уместное расположение иллюстраций и карт

Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма?

В основном тексте выделены жирным шрифтом термины Главные положения не выделяются

IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания?

Логической структурой курса именуют определенную последовательность усвоения теоретического материала и получения навыка практической деятельности.

Логическая структура курса определяется системой внутренних связей между видами знания и всеми структурными компонентами содержания курса.

Уровни: овладение понятиями, ознакомление с событиями, восприятие содержания, осмысление, закрепление знаний и умений и навыков.

Структурный принцип построения программы - линейно-концентрический. Он позволяет использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

V. Заключение

Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса?

Соответствие по содержанию и объему учебного материала Государственному


стандарту и обязательному минимуму содержания образования по истории России
Вопросы для самоконтроля есть к каждому параграфу
В конце главы блок вопросов для самоконтроля по пройденному материалу

Отметьте положительные качества анализируемого учебника.

Простота изложения материала, наглядность, удобное расположение разделов.

Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как?

Можно добавить заданий практической направленности

Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе.

Определенно, ДА.