Файл: Конспекта урока Класс 6 класс Тема Наша Родина Россия Планируемые результаты Определить откуда пошла русская земля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1
Примерная схема составления плана-конспекта урока
Класс 6 класс
Тема Наша Родина – Россия
Планируемые результаты Определить откуда пошла русская земля
Основные содержательные вопросы урока:
1) История России — часть всемирной истории.
2) Периодизация отечественной истории. Краткая характеристика, задачи курса.
3) Территория и географические особенности Восточной Европы.
4) Языковые семьи и группы.
5) Источники по истории России, Древней Руси. Музеи — хранители «следов прошлого».
6) Как работать с учебником и изучать историю
Тип и форма урока Урок изучения нового материала
Образовательные ресурсы урока Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания, карта территории современной России
Этап / модуль урока | Деятельность учителя (образовательные ресурсы + подробное описание используемых методических приемов) | Деятельность учащихся (образовательные ресурсы + подробное описание приемов учебной деятельности) |
Мотивационно-целевой | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Что изучает история? Какие периоды истории вы изучали в 5 и начале 6 класса? В чём особенность курса, который вы начинаете изучать? Познакомьтесь с оглавлением учебника. Какой период будет изучаться? С какими рубриками учебника вы будете работать? Чему вы предполагаете научиться при изучении истории в 6 классе? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Давать определение исторической науки. Высказывать суждения о роли исторических знаний в образовании личности. Называть основные периоды зарубежной истории. Называть хронологические рамки изучаемого периода. Соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории. Использовать аппарат ориентировки при работе с учебником. Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности |
Содержательно-деятельностный 1) Беседа. Работа с картой | Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения - Что изучает история Отечества? Откуда мы знаем о жизни людей в древней и средневековой Руси? Назовите хронологические рамки древней и средневековой. Что изучают вспомогательные исторические дисциплины? Роль исторических источников в изучении истории России. Что помогает учёным изучать историческое прошлое? С какими источниками вы уже работали при изучении истории? С помощью каких измерителей определяется историческое время человечества? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают. Уметь разделять исторические источники по группам. Приводить примеры вспомогательных исторических наук. Называть основные измерители времени в исторической науке |
2) Работа с терминами. Работа по карте и одновременно с терминами Просмотр иллюстрации | Объясните понятие «Евразия» (см. Введение). Изучите таблицу классификации языковых семей и групп. Назовите основные семьи и группы и покажите их размещение на карте. Какие языковые семьи, группы, языки преобладают на территории вашего края? Одно из адаптированных для 6 класса толкований понятия «цивилизация»: единство географической среды обитания, системы ведения хозяйства, духовных основ жизнедеятельности сообщества (религия, культура и др.), его социальной и политической организации. В 5 классе изучались восточная цивилизация, Античность. Основными цивилизационными регионами Средневековья были Азия и Европа. В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, затем России. Групповая работа по изучению нового материала. | Слушают учителя. По ходу рассказа выполняют задания по карте. Запись терминов в тетрадь. С помощью учебника, карты объяснять смысл понятия, термина. Использовать карту как источник информации о территории России. Называть основные языковые семьи и группы, опираясь на таблицу, карту. С помощью учителя и сведений из учебника называть и определять по карте размещение языковых семей и групп в Евразии в древности, на территории собственного региона Учащиеся читают дополнительный материал, анализируют его и делают выводы. Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике |
3) Первичное осмысление и закрепление изученного | Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Организация работы в парах. Выпишите в тетрадь определение понятия «цивилизация» (определение даёт учитель). Обсудите смысл фразы из учебника: «Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хозяйства, т. е. в формирование российской цивилизации». В чём вы видите важность изучения истории Отечества? | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы Работать со словарём и с помощью учителя объяснять смысл исторического понятия, термина. Показывать на карте и описывать границы территории современной России. Объяснять значимость изучения отечественной истории для каждого жителя страны и общества |
4) Итоги урока. Рефлексия | Проводит беседу по вопросам: Разделитесь на шесть групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Первая группа работает с вопросами, помещенными перед каждым параграфом и разделом «Подведем итоги». Вторая группа изучает вопросы и задания внутри параграфа и рубрику «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа». Третья группа работает с рубрикой «История в лицах: современники» и иллюстративным материалом учебника. Четвертая группа исследует рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» и «Историки спорят» в конце главы. Пятая группа работает с рубриками «Изучаем документ» и «Работаем с картой». Шестая группа изучает обобщающие вопросы и задания к ним, представленные в конце каждой главы, а также список информационно-творческих проектов и справочные материалы в конце учебника. |
Оценочно-рефлексивный | Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Учащиеся усваивают географию расселения племен; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт; устанавливают связи верований с их занятиями | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
Ресурсный материал к уроку.
Дополнительный материал для первой группы
В междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финно-угорской группы. Таковы все гидронимы (названия рек), оканчивающиеся на «ва»: Москва, Протва, Лысьва. «Ва» - вода по-фински.
Термин «Сибирь», по мнению профессора З.Я. Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) — предков древних угров. Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.
• Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для второй группы
В окрестностях села Скорняково в начале 1860-х гг. были раскопаны два кургана, и один у села Засосенка, неподалеку от устья реки Сосны. Погребальные комплексы курганов относятся к эпохе бронзы и датируются серединой - третьей четвертью II тыс. до н. э. Находки из погребений - глиняный сосуд, бронзовые ножи, каменные наконечники стрел, костяные поделки — вместе с подробным описанием раскопок в 1886 г. были переданы в открывшийся в Москве Исторический музей.
• Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для третьей группы
Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную «коробку» с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище строилось из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.
Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин -кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу, а в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью — пимы (сапоги из оленьего меха).
Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим силуэты людей.
• Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для четвертой группы
Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо-магических представлений (например, «Дурной глаз на осину глянет — осина завянет»).
Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.
• Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).
• Лад избу ширит.
• Бой отвагу любит.
• Своего не бросай, чужого не бери.
• На словах тих, а на деле лих.
• Цвет в поле — человек в воле.
• Дракою прав не будешь.
• Жена при муже хороша.
• Как фольклористика помогает истории воссоздавать прошлое?
Задание 2.
Аспектный анализ двух уроков истории
Обратитесь к сайту «Учитель года России» (https://teacher-of-russia.ru/). Просмотрите видеозаписи учебных занятий по истории (раздел «Видеоматериалы»). Проведите аспектный анализ двух занятий (по вашему выбору)
«Анализ видеозаписи учебного занятия по истории»
Класс 5
Тема анализируемого учебного занятия: «Древняя Спарта»
https://edsoo.ru/Predmet_Istoriya.htm
Урок истории по ФГОС
https://youtu.be/q6nSk3iaGcg
Анализ видеоурока
Предмет: История
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||
Формы и приемы организации деятельности | Формы и приемы организации деятельности | Формы и приемы организации деятельности | ||
Приветствует класс. Стимулирует интерес учащихся к уроку при помощи предмета чемодана. Повторяет изученный материал, используя загадки. Использует квест для определения темы урока. Создает для учащихся проблемную ситуацию, используя пример о необычных традициях спартанцев. Задает вопрос для выяснения объема знаний, имеющихся у учащихся по данной проблеме. Использует цифровые технологии сайта «Арлея», для определения цели и задачи урока. Проводит упражнение для снятия напряжения для глаз. Делит класс на группы. Использует «волшебную шляпу» для определения названий групп и распределения заданий. Сравнивает цели, задачи урока и достигнутые результаты Выставляет и комментирует отметки. Комментирует домашнее задание | Формулируют ответы на вопросы учителя, решают познавательную задачу, с целью догадаться, что лежит в чемодане. Формируются умения поиска правильного ответа на загадки Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство Вспоминают ранее изученный материал, которые связаны с формулировкой проблемы. Формируют умения работать с сайтом, с ИКТ. Используют знаково-символические средства Выявляют особенности объекта в процессе рассмотрения; высказывают предположения; используют доказательство; воспроизводят по памяти информацию. владеют навыками смыслового чтения; извлекают информацию из наглядного материала; решают проблемы творческого и поискового характера; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Сформулируют и аргументируют мнение о работе групп и одноклассников на уроке | Вступают в диалог с учителем, высказывают предположение по поводу того, что может быть в чемодане. Формируются умения слушать и отвечать на вопросы учителя. Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослым-вступать в диалог. Вступая в диалог с учителем, выполняют противоречие -осознают его. Называют цель и задачи. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь других Умеют работать в группе; контролируют дей-ствия партнера. Презентуют свои ответы другим группам, задают вопросы другим группам, дополняют ответы, высказывают мнения. Делают выводы Оценивают свою работу на уроке и работу групп. | Осуществляемые действия определение цели учебной деятельности, прогнозирование своей деятельности, принимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно, оценивание соответствие результата цели и условия, внесение корректив в деятельность на основе новых обстоятельств. Обсуждение результатов работы, самооценка, самоконтроль. Принимают учебные цели и задачи, сформулированные самостоятельно. Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Самостоятельно оценят достигнутые результаты. Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Урок соответствует требованиям системно-деятельностного подхода. Правильно поставлены задачи формирования УУД. Учитель добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока. Применяет современные и наглядные средства обучения, мультимедийное оборудование, ИКТ. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану. Учебные цели и задачи фиксируются на доске в виде схемы. После каждого вида работы делаются выводы и обобщения, учащимися приводится аргументация. На уроке реализовывались современные подходы к преподаванию истории: Коммуникативно-деятельностный: добывание знаний в поисковой и исследовательской деятельности, обмен информацией, взаимодействие на уроке Интегрированный: связь с уроками географии, литературы; Функциональный: совершенствование устной речи, развитие творческих способностей; Текстоориентированный: монологический ответ, работа с текстом. Учитель организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. Домашнее задание носит творческий характер, т.е. позволяет повысить мотивацию к учебному процессу |
Анализ видеофрагмента учебного занятия с позиции системно-деятельностного подхода
Класс 5
Тема анализируемого учебного занятия: Ассирийская держава
Методические ресурсы:
1. Каким быть уроку истории в современной школе?
https://edsoo.ru/Predmet_Istoriya.htm
2. Урок истории по ФГОС
https://youtu.be/q6nSk3iaGcg
Анализ видеоурока
Предмет, класс | Тема анализируемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | ||||||
История 5 класс | Ассирийская держава | Организационный момент Понятийный опрос учащихся. Мотивация к новым зананиям. Целеполагание Изучение нового материала Работа с таблицей Динамическая пауза Рефлексия ДЗ | Поисково-исследовательские Работа с картой | умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Составление плана урока Анализ информации | Учебное сотрудничество Отвечают на вопросы, обсуждают ответы. Работа с источниками информации Групповая деятельность Обсуждение результатов деятельности | :умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, познавательный интерес к изучению военной истории. Понимание роли личности в истории. Представление о захватническом ха- рактере войн Ассирии. Победители Ассирии. | Взаимодействие в процессе групповой работы Дети формулируют тему и составляют план урока Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы, подводят итоги. | умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Ответы на вопросы учителя Отвечают по одному Представителю от команды Записывают Д/З | Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученикам. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефл ексивное действие: оценивать свою готовность, обнаруживать незнание и находить причины затруднений. Учитель владеет технологией диа лога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Тон отношений, задаваемый на уроке , создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Учащиеся были активны при ознакомлении с новым матери алом. Продумана методика решения отдельных ―блоков нового материала, использована групповая и индивидуальная работа. Недостатком и существенным минусом урока является отсутствие оценочной деятельности учащихся. Оценки не были объявлены. |
Задание 3
Анализ учебника истории
Проведите анализ одного из учебников школьного курса истории, изданного не ранее 2017 года (по Вашему выбору). Результаты анализа фиксируйте в таблице.
Анализ школьного учебника
Всеобщая история 10 класс Новейшая история Базовый и углубленный уровни Учебник (А.В. Шубин), 2020г.
Характеристика | Ответы |
I.Общая характеристика учебника | |
Для какого класса предназначается данный учебник? | 10класс |
По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов). | Учебник базового и углубленного уровней |
Кто является авторами анализируемого учебника? | Александр Владленович Шубин |
Каков общий объём учебника? | 432 стр. |
Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.). | Мягкий глянцевый переплет; Иллюстр. - 10-30 % страницы; Таблицы и схемы – представлены Для удобства работы есть «Условные обозначения» Оглавление в начале |
II. Характеристика текстов учебника | |
Определите виды текстов, используемых в учебнике. | Чаще всего текст учебника представлен художественным стилем повествовательного и описательного типа |
Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты. | Теоретико-познавательные тексты включают в себя основные понятия, их определения, основные термины, явления, процессы, события и выводы. Такие тексты представлены основным содержанием параграфа. В инструментально-практических текстах содержатся контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тесты входят в текст параграфа, а также в задания, представленные в конце каждого параграфа. |
Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов. | В конце параграфа уже следует набор вопросов (до 10 вопросов) на проверку усвоения темы, при чем самого разного характера (на размышление, на вычленение основных положений (причин/последствий) и т.д.). После этого идет ряд творческих заданий, которые скорее предложены для углубленного уровня. Задания рассчитаны на самостоятельный поиск учащимся информации в литературе и интернет-ресурсах. Также встречаются групповые задания (попытки создать дискуссию среди учащихся на основе найденной информации). Методический аппарат учебника включает разнообразные вопросы и задания, авторские карты и документальные материалы, яркие и образные иллюстрации, которые позволяют реализовать системно-деятельностный подход, способствуют формированию умений учащихся самостоятельно работать с информацией и использовать её в практической деятельности. |
Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника. | Текст в учебнике представлен в довольно сжатом виде, он наполнен фактами,без оценочных суждений, но при этом информация подается в относительно доступном виде, т.е. нельзя сказать, что обычному учащемуся 10 класса он будет непонятен (не переполнен историческими терминами, они подаются дозированно). |
III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника. | |
Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? | Учебник хорошо и качественноиллюстрирован Есть цветные карты и задания к ним. Уместное расположение иллюстраций и карт |
Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма? | В основном тексте выделены жирным шрифтом термины Главные положения не выделяются |
IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике | |
Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания? | Логической структурой курса именуют определенную последовательность усвоения теоретического материала и получения навыка практической деятельности. Логическая структура курса определяется системой внутренних связей между видами знания и всеми структурными компонентами содержания курса. Уровни: овладение понятиями, ознакомление с событиями, восприятие содержания, осмысление, закрепление знаний и умений и навыков. Структурный принцип построения программы - линейно-концентрический. Он позволяет использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле. |
V. Заключение | |
Достаточен ли данный учебник для организации полноценного учебно-воспитательного процесса? | Соответствие по содержанию и объему учебного материала Государственномустандарту и обязательному минимуму содержания образования по истории России Вопросы для самоконтроля есть к каждому параграфу В конце главы блок вопросов для самоконтроля по пройденному материалу |
Отметьте положительные качества анализируемого учебника. | Простота изложения материала, наглядность, удобное расположение разделов. |
Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как? | Можно добавить заданий практической направленности |
Выбрали бы Вы этот учебник для своей практической работы в школе. | Определенно, ДА. |