Файл: Конспекта урока Класс 6 класс Тема Наша Родина Россия Планируемые результаты Определить откуда пошла русская земля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 4
Задания к школьной олимпиаде по истории
Обратитесь к Информационному порталу всероссийской олимпиады школьников (http://www.rosolymp.ru/), порталу
https://xn--l1afu.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8B/%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f/). Ознакомьтесь методическими рекомендациями по проведению школьного и муниципального этапов олимпиады, с вариантами олимпиадных заданий по истории (региональный и заключительный этапы). Составьте подборку заданий к школьной олимпиаде по истории для какой-либо параллели (по Вашему выбору), опираясь на рекомендации.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
История Древнего мира.
5 КЛАСС
1 тур.
Исторические сочинения.
Эта работа по форме ближе к рефератам (докладам), которые дети будут учиться писать в следующих классах. Такие задания лучше давать сильным ученикам.
Примерные темы.
«Воспитание и образование детей в Древнем мире» (для сравнения можно взять две страны, например Египет и Грецию, Афины и Спарту, Китай и Грецию, и т.д.)
«История простых вещей» (как и когда, возникли различные орудия труда, механические приспособления).
«Что мы знаем о самых древних городах».
«Тайны скифских курганов».
«Ученые и мыслители древности».
«Семь чудес света».
«Крылатые слова» (кануть в Лету; находиться под эгидой; сизифов труд; яблоко раздора; со щитом или на щите; разрубить гордиев узел; пиррова победа, и т.д). Где, как и почему возникли «крылатые выражения»? В каком значении мы используем их в настоящее время.
Критерии оценки
-
Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей – до 10 баллов. -
Грамотность изложения - до 5 баллов. -
Оформление: рисунки – до 5 баллов.
2 тур.
1. Соотнесите имя правителя с историческим фактом:
Александр Македонский | 1. Организация библиотеки глиняных книг |
Ашшурбанипал | 2. Создание древнейших законов |
Константин | 3. Строительство самой длиной стены |
Октавиан Август | 4. Создание новой религии – буддизма |
Соломон | 5. Строительства храма бога Яхве |
Хаммурапи | 6. Захват единоличной власти в Риме |
Царевич Гаутама | 7. Военный поход в Индию |
Цинь Ши Хуанди | 8. Разрешил христианам открыто молиться |
Юлий Цезарь | 9. Установление Империи |
2. Решите задачи:
а) В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано в 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?
б) По преданиям первые Олимпийские игры организовал Геракл в776 г. до н.э., а в 394 г. император Феодосий запретил их как языческие. Сколько длилась традиция проведения игр?
3. Исправьте ошибки в тексте:
Уже в древности в Китае были сделаны важные для истории человечества изобретения: хлопковые ткани, удивительная посуда из стекла. Китайские мудрецы записывали свои изречения на листах папируса. Самый знаменитый китайский мудрец – Хаммурапи – оставил целую библиотеку глиняных книг. Тексты были записаны, как и во всем Китае, особенными клинописными знаками.
4. Прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы:
В «повести о Синухете» фараон убеждает своего вельможу вернуться назад. При этом в качестве аргумента он пишет ему: Здесь ждут тебя погребальные пелены… Здесь проводит тебя похоронное шествие… Изготовят тебе саркофаг и гробницу из золота… Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона и колонны ее воздвигнут из белого камня. Не умрешь ты в чужой стране, не завернут тебя в баранью шкуру и не зароют, как варвара, за простой оградой.
1. Почему эти доводы должны были повлиять на решение вельможи вернуться домой?
2. К каким героям и персонажам мифов Древней Греции имеют отношение львиная, овечья, баранья и козья шкуры?
5. Прочитайте фрагмент из трагедии Эсхила «Персы» и ответьте на вопросы:
… Был громкий крик: «Вперед, сыны Эллады!
Спасайте родину, спасайте жен,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков, бой теперь – за все».
Сперва стояло твердо войско персов;
Когда же скучились суда в проливе
И медными носами поражали
Своих же – все они тогда погибли…
1. Кто такие сыны Эллады?
2. Что было главной ценностью для греков?
3. О каком знаменитом сражении идет речь?
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ИСТОРИЯ
7 КЛАСС
Максимальное количество баллов – 45 баллов
Время выполнения - 90 минут
I. Выполните тестовые задания.
1.Смутным временем в истории России называют: (1 балл)
А) Конец XVI в.; Б) Конец XVI – начало XVII вв.; В) Начало XVII в.; Г) Конец XVII в.
2. Какой город является центром освободительного движения, где стало формироваться Второе ополчение:
(1 балл)
А) Владимир; Б) Тула; В) Смоленск; Г) Нижний Новгород.
3. В районе какой реки произошло первое столкновение русских с монголотатарами: (1 балл)
А) Волги; Б) Угры; В) Калки; Г) Дон.
4. Какой город за особое упорство монголы прозвали «злым»: (1 балл)
А)Козельск; Б) Москва; В) Рязань; Г) Смоленск.
5. Чьи действия так описывает К. Симонов: (1 балл)
«…И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой».
А) Дмитрия Донского;
Б) Александра Невского;
В) Батыя;
Г) Ивана Грозного.
6. Двуглавый орел появился на гербе Руси при: (1 балл)
А) Дмитрии Донском;
Б) Александре Невском;
В) Иване III;
Г) Иване IV.
7. Представители ханов Золой Орды – это: (1 балл)
А) Наместники;
Б) Опричники;
В) Посадники;
Г) Баскаки.
8. Какой князь добился, чтобы в годы его правления стояла «тишина великая» и ордынцы не совершали набегов на Русь: (1 балл)
А) Иван Калита;
Б) Александр Невский;
В) Дмитрий Донской;
Г) Иван III.
9. О каком событии идет речь? (1 балл)
«На Москве кони ржут, звенит слава русская по всей земле Русской. Трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона великого на берегу».
А) Битва на р. Воже;
Б) Битва на р. Пьяни;
В) Куликовская битва;
Г) Невская битва.
10. О ком идет речь в отрывке? (1 балл)
«…Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина. Он не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на Вы».
А) Святославе;
Б) Ярославе Мудром;
В) Владимире Мономахе;
Г) Олеге.
II. Расположите события в хронологической последовательности. (2 балла)
1. Выступление Ивана Болотникова;
2. Царствование Лжедмитрия I;
3. Правление «семибоярщины»;
4. Избрание царем Михаила Романова.
Ответ запишите в таблицу
| | | |
III. Установите соответствие между датами и событиями. (4 балла)
1. 988 г.; А) Ледовое побоище;
2. 1223 г.; Б) Крещение Руси;
3. 1242 г.; В) Битва на Калке;
4. 1240 г.; Г) Невская битва.
IV. Установите соответствие между понятиями и определениями. (5 баллов)
1. Погосты; А) Система содержания должностных лиц за счет местного населения;
2. Вотчина; Б) Народное собрание на Руси;
3. Кормление; В) Места сбора дани;
4. Ярлык; Г) Наследственное земельное владение;
5. Вече. Д) Ханская грамота, дающая право на княжение.
V. Определите событие, решив историческую математику. (3 балла)
1. 1480 г. + хан Ахмат = ?
2. 1380 г. + Дмитрий Донской = ?
3. 1097 г. + Владимир Мономах = ?
VI. Укажите признаки поместья и вотчины. (5 баллов)
1. Является держанием на условиях несения службы;
2. Является единоличным держанием, которое передается по наследству;
3. Нельзя вносить по завещанию в монастырь;
4. Наследуется вместе с государевой службой;
5. Владельцами являются князья и бояре.
Признаки вотчины: ________________
Признаки поместья: _______________
VII. По какому принципу образован ряд? (2 балла)
Воевода П. Ляпунов, князь Д. Трубецкой, атаман И. Зарубин.
Ответ: _____________________________
VIII. Заполните пропуски в тексте, слова запишите в таблице. (6 баллов)
В (1)______ г. (2)_____ принял (3) _________ и женился на византийской принцессе, отдав (4)________ в качестве выкупа за невесту. Вернувшись домой он устроил массовое крещение жителей (5)_________. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов во главе с (6)_________.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | | |
IX. Прочтите текст и ответьте на вопросы. (8 баллов)
«… В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе:
- Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
И пошли за море к варягам, к руси.
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
- Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!
И избрались трое братьев со своими родами, и пришли, сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске.
И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Как называется документ, из которого приведен данный фрагмент?
Когда он был написан?
Кто автор документа?
Что вам известно об авторе?