Файл: И. О. Фамилия Руководитель работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анатомо-физиологические и функциональные особенности развития

Процесс роста и развития организма протекает непрерывно. У детей усиленно формируются кости и мышечная система, укрепляются суставы, межпозвоночные сочленения обладают большей эластичностью и подвижностью.

Окостенение скелета происходит неравномерно. К 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, в 12-13 лет – запястья и пястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. Позвоночный столб наиболее подвижен до 8-9 лет.

В этом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей. Интенсивно развивается грудная клетка. Интенсивное увеличение длины тела у девочек наблюдается в период с 8,5 до 12 лет. Максимальное годовое увеличение (более 7 см) приходится на возраст 11,5 лет.

Строение мышц детей заметно отличается от строения мышц взрослых. Они эластичнее, при сокращении больше укорачиваются, а при расслаблении – удлиняются. Следует помнить, что у детей мышцы развиваются неравномерно: быстрее формируются крупные, медленнее малые. Это одна из причин того, что они плохо справляются с заданиями на точность [7; 8].

У детей младшего школьного возраста мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Они имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды. Поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне.

Функциональные возможности мышц у детей значительно ниже, чем у взрослых. Если принять максимально возможную мощность работы для 20-30 летних людей за 100 %, то у девятилетних она составит лишь 40 %, у двенадцатилетних – 65 % [23; 75].

Наиболее интенсивный прирост массы тела наблюдается у девочек между 10 и 11 годами. Ежегодно в среднем она увеличивается на 2-4 кг, рост на 2-4 см., окружность грудной клетки на 2-4 см.

У детей младшего и среднего школьного возраста наблюдается значительное развитие лобных долей головного мозга. Заканчивается рост и структурное дифференцирование нервных клеток, но сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики.

Нервная система характеризуется большой возбудимостью, реактивностью и пластичностью, что способствует лучшему и более быстрому усвоению движений. Дети могут легко овладевать технически сложными формами движений благодаря хорошему закреплению условных двигательных рефлексов. Наряду с этим у них резко выражено запредельное торможение при действии монотонных движений. Поэтому следует чаще проводить переключения с одно


го вида мышечной деятельности на другой [5; 7].

Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы характеризуются равномерностью и увеличением размеров сердца соответственно увеличению размеров тела. Постепенно замедляется частота сердечных сокращений в 9-10 лет это 76-86, в 11 лет 72-80 удара в минуту. Одним из показателей внешнего дыхания является частота дыхания, которая с возрастом постепенно замедляется. Так у 7-летних она равна 23 в 1 мин, в 9 лет – 21, в 10 лет – 20, в 11 лет – 19. Минутный объем дыхания у 11-летних в состоянии покоя повышается от 3500 мл/мин до 4400 мл/мин, у 12-летних показатели МОД составляют 4700мл/мин. При физических нагрузках легочная вентиляция увеличивается в основном за счет учащения дыхания [12].



ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ



2.1 Методы исследования


Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Тестирование уровня развития физических качеств.

5. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы Изучение и анализ научно-методической литературы необходим для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. Важно знать, какие стороны уже достаточно хорошо разработаны, по каким вопросам ведутся научные споры, сталкиваются разные научные концепции и идеи, что уже устарело, какие вопросы не решены.

Данный метод использовался на всем протяжении работы. Изучались основные направления в теории обучения двигательным действиям. На основе литературных данных был сделан краткий обзор истории развития и формирования теории обучения двигательным действиям. Была проанализирована возможность применения психолого-педагогической концепции учебной деятельности в учебно-тренировочном процессе в волейболе. Кроме того, изучались научные и методические работы педагогов, психологов, тренеров по волейболу.

Педагогическое наблюдение. В данной работе применялось непосредственное скрытое непрерывное наблюдение, объектом которого были обучающиеся контрольной и экспериментальной групп. Применение этого метода выразилось в изучении и анализе учебной деятельности испытуемых
, выявления у них уровня сформированности умений, знаний по использованию обобщенных способов овладения основными техническими приемами в волейболе. Это находило свое воплощение в наблюдении и фиксации особенностей освоения двигательными действиями, определение объемов физических нагрузок на тренировках и при самостоятельных занятиях волейболом, активности участия детей в спортивной жизни школы.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.

Для решения задач педагогического эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы из числа учеников школы. Каждая группа состояла из 15 обучающихся. Подбор испытуемых осуществлялся способом случайной выборки на основе возрастных данных. Ученики контрольной группы на протяжении всего эксперимента занимались по общепринятой методике с примерно, одинаковым объемом нагрузок и дозировкой упражнений, по сравнению с экспериментальной группой, которая занималась по разработанной инновационной методике. Ранее никто из участников эксперимента волейболом не занимался.

Контрольные испытания

1. Прыжок в длину с

Измерение проводится по общепринятым правилам длинны прыжка. Для точности измерений край подошвы натирается Учитывается результат по двум попыткам.

2. Прыжок с места.

К щиту прикрепляется планка с сантиметровой шкалой. На площадке под щитом чертится мелом квадрат. Предварительно у размеченной в сантиметрах измеряется рост испытуемого с вытянутой вверх. Затем испытуемый выполняет прыжок с места, стараясь как можно выше сделать на планке отметку намеленными пальцами и левой При выполнении и приземления испытуемый должен находится в пределах начерченного квадрата. Фиксируется высота сделанной испытуемым отметки над уровнем площадки, а подскока оценивается результат по трем попыткам.

3. Челнοчный бег

Испытуемый по команде "Марш!" бежит как быстрее от до другой переходя их стопами, и так 3

Результат: время выполнения задания с точностью до 0,1 с.


Методы математической статистики

Широко применяется для обработки полученных в ходе исследования данных, их логический и математический анализ для получения вторичных результатов, т.е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.

При обработке полученных результатов вычислялись следующие показатели:

a. Показатели среднего арифметического Х

В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины для каждой группы в отдельности:

где Хi – значение отдельного измерения; n – общее число измерений в группе.

b. Дисперсию по формуле:


c. Формулу для вычисления стандартной ошибки среднего арифметического значения (m) по формуле:

d. Для оценки достоверности различий средних показателей использовался:

t критерий Стьюдента –

где;

n – объем выборки,

сумма,

х, у – экспериментальные данные

Sx, Sy -дисперсии.

С помощью методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом.