Файл: И. О. Фамилия Руководитель работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Методика использования подвижных игр в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов


Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодёжью. Среди большого разнообразия игр у детей и подростков широко распространены подвижные игры.

С.Я. Эйнгорн считал, что игра способствует физической организации и умственной деятельности, так как игра в одно и то же время приятна и полезна. Таким образом игра признается выгодной формой физической работы, в которой «проверенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий», к тому же обладающей «возвышающим чувством удовольствия», П.Ф. Лесгафт настойчиво рекомендовал использовать их для того, чтобы научить детей владеть собой, сдерживать «расходившиеся чувствования», подчинять действия сознанию.

Систематические занятия любыми спортивными играми ставят целью оздоровление, полноценное физическое и нравственное развитие занимающихся.

При планировании учебно-тренировочного процесса обычно решаются несколько педагогических задач, как основных, так и второстепенных.

При организации учебно-тренировочного процесса ставится задача- раскрыть присущие задатки и способности, необходимые не только в игровой, но и повседневной трудовой деятельности.

Основным условием эффективного обучения является применение принципов и методов обучения. В учебно-тренировочном процессе учитываются общие педагогические и биологические закономерности, присущие процессу физического воспитания. Основополагающее значение имеют общепедагогические принципы:

-Принцип воспитывающего обучения.

-Принцип сознательности и активности.

-Принцип наглядности.

-Принцип доступности.

-Принцип систематичности.

-Принцип всесторонности.

-Принцип непрерывности.

Обучение приемам техники игры проводятся поэтапно. На каждом этапе целесообразно применять определенные методы.

Общее ознакомление с приемами техники игры. На данном этапе у учащихся формируется представление об изучаемом приеме техники игры, о его особенностях и технике выполнения, а также о тактическом применении его в игре. Важным здесь являются методы показа и демонстрации и метод слова.

Методы показа и демонстрации позволяют создать зрительный образ изучаемого приема. Тем самым
включается рефлекторные механизмы подражания, которые ускоряют воспроизведение движения. Показ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым и акцентироваться на узловых моментах изучаемого движения. При показе важно направить внимание занимающихся на те положения, которые существенны для овладения движением. В отдельных случаях применяю повторный и замедленный показ.

Для предупреждения ошибок иногда целесообразен показ с их включением. Его сопровождаю объяснениями и завершаю правильной демонстрацией.

На этапе начального разучивания приемов техники игры широко использую метод упражнения, который включает в себя три этапа:

Метод расчлененного упражнения с последующим объединением частей в целое.

Метод целостного упражнения с избирательным выполнением отдельных его частей.

Метод комплексного выполнения упражнения.

Таким образом, процесс обучения и совершенствования навыков у юных волейболистов составляю из нескольких взаимосвязанных этапов, где каждый последующий обуславливаю предыдущим:

- создание представления об изучаемом элементе игровой деятельности;

- первичное освоение в облегченных, неигровых условиях;

-овладение в постепенно усложняющихся условиях, в которых последовательно моделируются типовые игровые ситуации;

- закрепление в специально организуемой игре;

- совершенствование в условиях соревнования.

Одним из эффективных методов обучения и совершенствования навыков у юных волейболистов являются подвижные игры.

Использовании подвижных игр в учебно-тренировочном процессе должно быть предварительно спланировано учителем на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития учеников.

Организуя занятия подвижными играми, необходимо учитывать особенности возраста, состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся. Обязательны при этом систематический врачебно-педагогический контроль, соблюдение гигиенических норм и учет местных условий.

Использование подвижных игр в учебно-тренировочном процессе подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний умений и навыков развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.



Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:

- присутствие соперничества и эмоциональности в двигательных действиях;

- непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий самих участников;

- проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

- стремление учащихся добиваться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;

- применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях.

Эти два метода близки по значению и характеристике и используются главным образом при закреплении и совершенствовании изучаемого материала.

Основная их ценность в комплексном развитии психофизических качеств, приобретении помехоустойчивости к сбивающим факторам. Игровой метод преимущественно использую в процессе обучения и тренировки разнообразных подвижных игр, выполняющих роль подготовительных, подводящих и игровых упражнений. Ценность подвижных игр при обучении спортивной игре исключительно велика. Каждая из них может служить маленькой моделью игровых действий в настоящем соревновании. Совпадение условий позволяет формировать психофизические предпосылки, отвечающие профилю изучаемого вида спортивных игр. В подвижных играх осваиваются технико-тактические приемы, составляющие основу спортивных игр.

В отдельности соревновательный метод, организуемый в процессе игры, занимает ведущее место в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменов. Суть его состоит в плановом использовании различных по масштабу и значимости соревнований для достижения высокого уровня совершенства в деятельности функциональных систем организма и применении изученных технико-тактических приемов и систем игры. Только соревнование подводит игрока к пику его спортивной формы, к вершинам мастерства.

При обучении волейболу, наряду с общеразвивающими упражнениями, предусмотренными программой, использую подготовительные упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств, необходимых для успешного овладения приемами техники игры и движениями; подвижные игры, а также специальные упражнения (с мячом), применяемые для закрепления и совершенствования приемов техники игры в условиях, приниженных к игровым, и двусторонней игре. Необходимо, чтобы при выполнении подготовительных упражнений учащиеся поняли, какие качества воспитываются с их помощью. Такой подход вызывает серьезное отношение и интерес к выполнению некоторых «неинтересных» упражнений.


Специальные упражнения и тактические комбинации подбираю с учетом их доступности для учащихся по принципу «от простого к сложному».

Чтобы повысить интерес учащихся к занятиям, организовываю соревнования. Так при обучении или совершенствовании определённых элементов в волейболе у обучающихся ставить определённые задачи, которые позволяют обучающимся стремится к совершенствованию. Этот методический прием можно применять и при обучении подаче, нападающему удару, блокированию, приему мяча, защитным действиям.

Итак, применение игровых методик в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития учащихся, совершенствования двигательных умений и навыков, связанных с современной техникой того или иного вида деятельности. Так же игра способствует возникновению у спортсменов повышенную заинтересованность в двигательной деятельности, воспитании физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься волейболом и совершенствовать свои умения и навыки. Сам учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию состоит из различных видов подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой. Так, физическая подготовка позволяет быстрее овладеть не только техническими, но и тактическими приемами волейбола.

При использовании игрового метода совершенствование техники и тактики игры в волейболе осуществляется в тесной взаимосвязи. Совершенствование техники игры в волейбол следует начинать с выполнения в игровой обстановке стоек и перемещений волейболиста. К перемещениям относятся ходьба, бег, прыжки, приставные шаги, остановки, падения с последующим перекатом бедро - спина и др.

Одним из основных технических приемов в волейболе является передача мяча. Вначале проводят закрепление техники выполнения верхней и нижней передач двумя, а затем одной рукой. Не менее мощным средством нападения в волейболе является подача. Ее совершенствование в соревновательной - игровой обстановке начинается с нижней прямой и боковой подачи, а далее - верхней. Наиболее трудным разделом техники являются нападающие удары, основные из которых - прямой и боковой. При их освоении одновременно начинают отрабатывать блокирование как один из основных способов защиты от нападающего удара.


Совершенствование тактических действий в нападении и защите происходит параллельно и складывается из индивидуальных и групповых действий. Сюда входит выбор места и целесообразность применения того или иного технического приема в зависимости от создавшейся обстановки. Наиболее сложными для освоения являются командные тактические действия, которые заключаются во взаимодействии всех игроков команды. Их совершенствование лучше всего проводить в учебных играх, вначале до предела упрощенных, затем с постепенным усложнением. Различают три системы игры в нападении и две - в защите. Система игры в нападении отрабатывается в учебных эстафетах или подводяших играх (со второй передачи через игрока передней линии; со второй передачи через игрока задней линии (выходящего); с первой передачи). Система игры в защите строится «углом вперед» или «углом назад», в зависимости от подготовленности игроков и команды в целом. На определенном этапе подготовки учащиеся применяют ту или иную систему защиты или нападения, закрепляя ее в соревновательно-игровой обстановке.

В учебном и учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, применяются для закрепления технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены в подготовительную часть занятия как продолжение разминки и в конце основной части занятия.

Выбор подвижных игр зависит от материально-технической оснащённости учебного процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка, инвентарь), возраста и уровня подготовленности занимающихся, в зависимости от всего этого существует множество групп подвижных игр.

Определенная группа подвижных игр является подводящей к освоению тактических действий в волейболе. Эти игры в той или иной мере воспитывают у начинающих волейболистов умение видеть поле и направлять мяч в незащищенное место площадки, правильно выбирать позицию, совершать переходы из зоны в зону, своевременно подстраховывать партнеров, взаимодействовать с игроками в нападении и защите. Эти тактические навыки применяются в сочетании с техническими действиями, что позволяет выявить слабые места в подготовке игроков. Разучивание современных комбинаций, нивелирование тактических действий возможны в непосредственной игре в волейбол лишь после достаточной подготовки.

Подвижные игры, направленные на развитие нападающий удара