Файл: А. Р. Чекаев Руководитель работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анатомо-физиологические и функциональные особенности развития

Процесс роста и развития организма протекает непрерывно. У детей усиленно формируются кости и мышечная система, укрепляются суставы, межпозвоночные сочленения обладают большей эластичностью и подвижностью.

Окостенение скелета происходит неравномерно. К 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, в 12-13 лет – запястья и пястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. Позвоночный столб наиболее подвижен до 8-9 лет.

В этом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей. Интенсивно развивается грудная клетка. Интенсивное увеличение длины тела у девочек наблюдается в период с 8,5 до 12 лет. Максимальное годовое увеличение (более 7 см) приходится на возраст 11,5 лет.

Строение мышц детей заметно отличается от строения мышц взрослых. Они эластичнее, при сокращении больше укорачиваются, а при расслаблении – удлиняются. Следует помнить, что у детей мышцы развиваются неравномерно: быстрее формируются крупные, медленнее малые. Это одна из причин того, что они плохо справляются с заданиями на точность [7; 8].

У детей младшего школьного возраста мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Они имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды. Поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне.

Функциональные возможности мышц у детей значительно ниже, чем у взрослых. Если принять максимально возможную мощность работы для 20-30 летних людей за 100 %, то у девятилетних она составит лишь 40 %, у двенадцатилетних – 65 % [23; 75].

Наиболее интенсивный прирост массы тела наблюдается у девочек между 10 и 11 годами. Ежегодно в среднем она увеличивается на 2-4 кг, рост на 2-4 см., окружность грудной клетки на 2-4 см.

У детей младшего и среднего школьного возраста наблюдается значительное развитие лобных долей головного мозга. Заканчивается рост и структурное дифференцирование нервных клеток, но сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики.

Нервная система характеризуется большой возбудимостью, реактивностью и пластичностью, что способствует лучшему и более быстрому усвоению движений. Дети могут легко овладевать технически сложными формами движений благодаря хорошему закреплению условных двигательных рефлексов. Наряду с этим у них резко выражено запредельное торможение при действии монотонных движений. Поэтому следует чаще проводить переключения с одно


го вида мышечной деятельности на другой [5; 7].

Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы характеризуются равномерностью и увеличением размеров сердца соответственно увеличению размеров тела. Постепенно замедляется частота сердечных сокращений в 9-10 лет это 76-86, в 11 лет 72-80 удара в минуту. Одним из показателей внешнего дыхания является частота дыхания, которая с возрастом постепенно замедляется. Так у 7-летних она равна 23 в 1 мин, в 9 лет – 21, в 10 лет – 20, в 11 лет – 19. Минутный объем дыхания у 11-летних в состоянии покоя повышается от 3500 мл/мин до 4400 мл/мин, у 12-летних показатели МОД составляют 4700мл/мин. При физических нагрузках легочная вентиляция увеличивается в основном за счет учащения дыхания [12].

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ

2.1 Цель исследования


Работа проводилась с целью выявить влияние подвижных игр на эффективность технико-тактической подготовки юных волейболиство 9-11 лет.

В работе поставлены следующие задачи исследования:

1. Разработать и классифицировать подвижные игры, направленные на развитие технико-тактических навыков волейбола.

2. Подобрать информативные и надёжные тесты для определения уровня технико-тактической подготовленности волейболиство.

3. С помощью тестов определить уровень технико-тактической подготовленности волейболистов 9-11 лет, на примере верхней передачи мяча и подачи.

4. Определить степень влияния подвижных игр, включенных в систему подготовки, на уровень технико-тактической подготовленности волейболиство 9-11 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: математической статистики, тестирования, педагогического эксперимента и анализа литературы.

Исследования проводились с учащимися школы (9-11 лет).

2.2 Организация и проведение исследования



Как уже указывалось выше, в тестировании участвовали 24 волейболистов 9-11 лет, которые были разделены на две группы. Занятия в каждой группе проводились 4 раза в неделю по 2 академических часа. В первой группе на занятиях ставились задачи совершенствования технико-тактических действий с помощью подвижных игр с элементами волейбола. Во второй группе технико-тактическая подготовка шла по традиционной методике. Тестирование проводилось дважды.

После первого тестирования испытуемым была предложена экспериментальная программа с использованием подвижных игр. Программа

заключалась в том, что технико-тактическая подготовка юных волейболиство (а именно, верхняя передача мяча и подача) велась по средствам подвижных игр.


При помощи анализа данных специальной литературы было определено, что к категории информативных тестов для оценки уровня технико-тактической подготовленности юных волейболиство без дополнительной эмпирической проверки можно отнести следующие контрольно-педагогические тесты:

«Передача на точность у стены с расстояния до стены в 1 метр»

Условия выполнения действий: на стене чертиться мишень из четырёх окружностей с единым центром (диаметр внутренней окружности 20 сантиметров, диаметр каждой последующей увеличивается на 20 сантиметров); центр мишени чертиться на высоте 3 метра от пола; испытуемый находиться на расстоянии 1 метр от стены напротив мишени; выполняется 20 передач сверху двумя руками с собственного высокого (около 3 метров над головой) подброса; необходимо попасть в центр мишени.

Система оценок: за попадание в центральный круг – 5 очков, во второй круг от центра – 4 очка, в третий от центра – 3 очка, в четвертый – 2 очка, за вылет за пределы мишени – 0 очков.

«Передача на точность у стены с расстояния до стены в 3 метра»

Стандартные условия выполнения действий: мишень чертиться на высоте 3 метра от пола, испытуемый находиться от стены на расстоянии 3 метра. Передача выполняется с собственного невысокого подбрасывания (0,5 – 1 метра над головой). Система оценок – та же, что в предыдущем тесте.

«Передача на точность у стены с расстояния до стены в 5 метров»

Стандартные условия выполнения действий: испытуемый находиться от стены на расстоянии 5 метров, остальное то же, что в тесте «Передача на точность у стены с расстояния до стены в 3 метра»

«Подача мяча в зоны 1,6,5»

Испытуемый выполняет 30 подач в сторону «противника», где в зонах 1,6,5 располагаются квалифицированные волейболистки, являющиеся в данном случае помощниками в эксперименте, задача которых принять мяч ; связующий (квалифицированная волейболистка помощница в эксперименте), находясь в привычном для себя месте (промежуток между зонами 2 и 3), выполняет вторые передачи для нападающего удара; передняя зона разделена чертой, параллельной средней линии на расстоянии от неё в 1.5 метра, на две части: первую зону нападения (ближе к сетке) и вторую зону нападения.

Система количественной оценки эффективности подач:


1.за выигрыш мяча «чисто» подачей – 1 балл;

2. за подачу, после приёма которой мяч возвращается на сторону подающих без атаки (передачи мяча по навесной траектории) – 0,7 балла;

3.за подачу, после приёма которой вторая передача выполняется способом снизу – 0,5 балла;

4. за подачу, после приёма которой вторая передача выполняется двумя руками сверху из зоны защиты – 0,4 балла;

5. за подачу, после приёма которой вторая передача выполняется двумя руками сверху из «второй зоны нападения» - 0,3 балла;

6. за подачу, после приёма которой вторая передача выполняется двумя руками сверху из «первой зоны нападения» - 0,2 балла;

7. за ошибку при подаче – 0 баллов.

Вначале определяется сумма набранных баллов за 30 подач, затем вычисляется средний балл.

Далее высчитывалась сумма набранных очков группой по каждому тесту до начала экспериментальной программы и сравнивалась с суммой очков по окончании эксперимента.