ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Практические занятия по дисциплине
ОУДБ.04 ИСТОРИЯ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ ВЕКЕ
Составитель: Козмерюк В.Ю.
преподаватель ГБПОУ МСМТ
Магнитогорск 2017
Практическое занятие 1
Тема: Значение отмены крепостного права в России.
1.Цель занятия:
-
формирование знаний о крестьянской реформе 1861 и различных точек зрении на значение отмены крепостного права; -
формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;
2.Дидактическое оснащение практического занятия.
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Исторические источники:
а) помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского);
б) «Манифест 19 февраля 1861 года» (Извлечение из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости»);
в) П.Л.Семенов - Тян-Шанский «Мемуары».
3.Активизация познавательного интереса. Постановка проблемных вопросов.
Манифест от 19 февраля 1861 года современниками был воспринят по-разному. Одни называли 19 февраля «великим днем», сам Александр II назвал этот день «лучшим днем» своей жизни; другие – «чистым обманом, издевательством над крестьянами» (Н.А.Некрасов).
1.Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками
-
Источники: помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского).
Задания:
а) Проанализируйте помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского).
б) Ответьте на вопросы: а) Какие варианты Крестьянской реформы предлагали дворяне? б) Какой из проектов, на ваш взгляд, в большей степени отвечал интересам крестьянства? В) Можно ли, исходя из проектов, определить, взгляды каких категорий дворян выражал тот или иной проект (крупнопоместных или мелкопоместных; помещиков черноземных или нечерноземных губерний)?
Проверка выполнения задания (беседа). Уточнение основных положений проектов.
2. Источники: а) «Манифест 19 февраля 1861 года» (Извлечение из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости»).
б) Учебники: Н.В.Загладин «История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» п.49,50, Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. «История отечества» п.32.
Задания (обучающиеся получают до начала работы):
-
Прочитайте текст документов и раздел учебника -
На основе анализа источников ответьте на вопросы: а) На какую категорию крестьян распространялся «Манифест 1861 года»? б) Какие права получили крестьяне по новому закону? в) В чьей собственности находилась земля после Крестьянской реформы 1861 года? г) При каких условиях крестьяне становились сельскими собственниками (крестьянами – собственниками)? -
Объясните термины: «выкупная сделка», «временнообязанные крестьяне», «выкупная ссуда», «выкупные платежи», «отрезки».
Проверка выполнения задания (беседа). Уточнение основных положений Крестьянской реформы.
3. Источники: П.Л.Семенов - Тян-Шанский «Мемуары».
Задание: На основе текста документа определите отношение различных групп дворянства к реформе. Ответы оформите в виде таблицы «Отношение помещиков к отмене крепостного права».
2.Обсуждение проблемных вопросов, высказывание мнений о значении Крестьянской реформы 1861 года для дальнейшего развития российского общества. Совместное составление таблицы:
Значение отмены крепостного права
Положительные | Отрицательные |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
3.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.
4.Литература:
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Методические пособия:
Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.
В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах» - М.:ЭКСМО,2015г.
5.Критерии оценивания.
а) Критерии оценок работы с историческим источником:
Оценка «5» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный
жизненный опыт.
Оценка «4» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.
Оценка «3» выставляется в том случае, если студент
- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой
опоре на информацию источника;
- не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если студент
- сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
- не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
- пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.
б) Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащегося
при ответе на вопросы на практическом занятии
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
· дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;
· излагает несколько мнений и свое личное по оценке исторического явления или исторической личности;
· хорошо знает историческую карту и хронологию;
· имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.
Оценка «4»:
· дает правильный ответ, но допускает неточности;
· излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;
· допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;
· имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;
Оценка «3»:
· Допускает 1–2 ошибки;
· Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;
· Слабо знает историческую карту и хронологию;
· Речь не развита, не владеет исторической хронологией;
Оценка «2»:
· Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;
· Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;
· Речь не развита, терминологией не владеет.
Практическое занятие 2
Тема: Народническое движение.
1.Цель занятия:
-
формирование знаний об общественном движении во второй половине XIX века; -
формирование умений систематизировать материал об этапах и эволюции народнического движения; -
формирование умений составлять исторический портрет народников; -
формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;
2.Дидактическое оснащение практического занятия.
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Исторические источники:
а) Бакунин М.А.“Государственность и анархия. Кнуто-германская империя. - Философия. Социология. Политика”. М.,1989;(выдержки из статьи);
б) П.Л.Лавров «Народ и революция» (выдержки из статьи);
в) П.Н.Ткачев «Революция и государство»(1876),«Народ и революция», «Анархическое государство» (выдержки из статей).
2.Задание
На основе самостоятельного изучения рекомендованных по теме источников и литературы студентам необходимо подробно охарактеризовать сущность взглядов идеологов народничества на цели революции в России, подготовку и способы осуществления революции, послереволюционное устройство общества.
1.Работа в микрогруппах. Изучить литературу по теме, прочитать программные документы и совместно заполнить таблицу «Теория революционного народничества: три течения».
Идеологи революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Их взгляды на:
а) цели революции в России;
б) подготовку и осуществление революции;
в) послереволюционное устройство общества.
| Бунтарское | Пропагандистское | Заговорщическое |
| М.А.Бакунин | П.Л.Лавров | П.Н.Ткачев |
Цели и идеи | | | |
Методы | | | |
Общие черты | | | |
Задание 1-й группе: теория революционного народничества:идеи М.А.Бакунина. 1.О народе 2.О государстве 3.Как поднять народ на революцию.
Задание 2-й группе: теория революционного народничества: идеи П.Л.Лаврова. 1.О революции, как поднять народ на революцию.
Задание 3-й группе: теория революционного народничества: идеи П.Н.Ткачева. 1.О революции, кто должен стать движущей силой революции и её организатором.
Задание 2.Используя материал учебников, ответить на контрольные вопросы по теме:
Вопросы 1 группе:
Первые организации
а) Деятельность Ишутинцев (когда была создана организация, методы деятельности);
б) Когда была создана организация « Народная расправа». Кто был её лидером? Чем она занималась? Итог деятельности;
Вопросы 2 группе:
«Хождение в народ»
а) Определите цели пропагандистов (зачем они ходили в народ?). Кто ходил в народ, когда?;
б) Была ли достигнута цель ходоков в народ? Если нет, то почему?;