Файл: Этика профессионального поведения педагога Педагогическая справедливость.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Этика профессионального поведения педагога
- это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения.
Педагогическая этика-часть педагогического мастерства.
Требования педагогической этики:
Одна из важнейших категорий педагогической этики - профессиональный педагогический долг .
Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)
Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
Элементы педагогического такта
Основные признаки педагогического такта:
- это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении:
Негативные модели общения педагогов с учащимися
Модель активного взаимодействия («Союз»)
Заповеди педагогического общения
Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями воспитанников должны :
Этика профессионального поведения педагога
Педагогическая справедливость
Педагогический такт
Педагогическая этика
- это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения.
Педагогическая этика-часть педагогического мастерства.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.Требования педагогической этики:
Установка, усиливающая веру в успех;
Установление правильных взаимоотношений между педагогом и воспитанником.
Доброжелательное отношение к каждому обучающемуся;
Благоприятное речевое общение с воспитанниками с самой первой встречи;
Облик самого учителя, внешний вид, сама обстановка в классной аудитории.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий моральных ценностей и педагогической морали.
Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.
К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия:
профессиональный педагогический долг;
педагогическая справедливость;
педагогическая честь;
педагогический авторитет;
педагогическое сознание.
Педагогический долг
– одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений.
В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.
Одна из важнейших категорий педагогической этики - профессиональный педагогический долг .
Это значит:
осуществлять определённые трудовые функции (преимущественно интеллектуальные);
правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе;
глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Педагогическая честь
это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.
Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Педагогическое сознание.
Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.Педагогическийавторитет –
это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег;
это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
Педагогическая справедливость
Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках воспитанников, их отношениях к совместному делу.Справедливость это также нравственное качество воспитателя и оценка мер его взаимодействия с воспитанниками, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.
Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся на педагога и воспитанника на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с тем определены меры объективности в большей степени зависит от педагога.
К тому же в общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой , вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может и не осознаваться воспитанниками.
Специфика педагогической справедливости заключается в том:
что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости;
что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени;
что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой;
что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
Педагогический такт
Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)
Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада).Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.
Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
Элементы педагогического такта
Уважение к воспитаннику и требовательность к нему;
Развитие самостоятельности воспитанника во всех видах деятельности;
Внимательность к психическому состоянию воспитанника и разумность требований к нему;
Доверие к воспитанникам и систематическое проверка их деятельности;
Умение заинтересованно слушать воспитанника и сопереживать ему;
Уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства;
Внимательность и чуткость по отношению к людям;
Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с воспитанника.
Педагогический такт во многом зависит от личностных качеств педагога , его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. |
Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогом и воспитанником |
Отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость |
Основные признаки педагогического такта:
Естественность, простота обращения без фамильярности;
Искренность тона, лишенная всякой фальши;
Доверие к школьнику без попустительства;
Просьба без упрашивания;
Советы и рекомендации без навязчивости;
Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
Серьезность тона без натянутости в отношениях;
Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
Требовательность без мелкой придирчивости;
Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений;
Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
Педагогическая мораль
- это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении:
к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.
Некоторые качества педагога
Честность
Доброжелательность
Глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение к их личности
Чувство ответственности за результаты труда
Соблюдение дисциплины
Имидж воспитателя
– эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Современный дошкольный воспитатель должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Выделим основные составляющие имиджа воспитателя:визуальная привлекательность;
вербальное поведение;
невербальное поведение;
манеры, этикет;
обаяние.
В ДОУ существуют следующие правила:
Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.
Макияж должен быть сдержанным.
Особое внимание уделяется рукам. Ногти должны быть чистыми, ухоженными.
Обувь должна соответствовать правилам по технике безопасности, классической формы. Хождение в шлепках не допускается.
Не допускается использование приторных запахов парфюмерии, короткие юбки, обтягивающие брюки, шорты - слишком вызывающе для сотрудников ДОУ.
В младших группах не допускается длинная бижутерия, кольца с камнями ( в целях безопасности).
Спортивная форма используется воспитателями только при проведении занятий по физической культуре и утренней гимнастики.
Негативные модели общения педагогов с учащимися
Модель диктаторская («Монблан»)
Модель «неконтактная» («Китайская стена»)
Модель дифференцированного внимания («Локатор»)