Файл: Задания к теме Создание компьютерной системы обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания к теме «Создание компьютерной системы обучения»


  1. Какова, по Вашему, роль учителя при создании компьютерной обучающей системы? На каких этапах создания такого программного продукта роль учителя наиболее выражена?


Роль учителя при создании компьютерной обучающей системы может быть очень значительной. Учитель играет ключевую роль в проектировании и разработке содержания, организации учебных материалов и обеспечении эффективности системы обучения. Его задача заключается в том, чтобы обеспечить достижение образовательных целей, создать привлекательную и структурированную среду обучения, а также поддерживать и мотивировать учащихся.

На разных этапах создания компьютерной обучающей системы роль учителя может проявляться по-разному:

  1. Проектирование: Учитель вносит свой вклад в определение образовательных целей и задач, которые должны быть достигнуты с помощью системы. Он определяет содержание учебных материалов, их последовательность и методы обучения. Учитель также может предложить идеи и концепции, которые будут реализованы в системе.

  2. Разработка: Учитель сотрудничает с командой разработчиков, чтобы обеспечить соответствие содержания и методов обучения требованиям и потребностям учащихся. Он может предоставить авторское содержание, создать тестовые задания или варианты решений, а также участвовать в тестировании системы и обратной связи.

  3. Реализация: Учитель может использовать систему для преподавания и оценки знаний учащихся. Он может подготовить и предоставить учебные материалы, следить за прогрессом учащихся, анализировать результаты и адаптировать процесс обучения в соответствии с потребностями каждого ученика.

  4. Поддержка: Учитель играет важную роль в поддержке и мотивации учащихся при использовании компьютерной обучающей системы. Он может обеспечить обратную связь, отвечать на вопросы, объяснять трудные концепции и предоставлять дополнительные материалы или ресурсы для дальнейшего изучения.

Важно отметить, что роль учителя может быть наиболее выражена на этапах проектирования и реализации системы, когда определяются образовательные цели, контент и методы обучения. Однако, даже после внедрения системы учитель остается ключевым фигурантом, который обеспечивает эффективность и успешность обучения с помощью компьютерной обучающей системы.




  1. Разработайте структуру ЭОР по одной из тем курса математики в старшей школе.


Структура электронно-образовательного ресурса (ЭОР) по теме «Введение в дифференциальное исчисление» в курсе математики в старшей школе может быть следующей:

  1. Введение

  • Описание темы и ее значения в математике и других науках

  • Практические примеры применения дифференциального исчисления

  • Основные понятия

    • Определение производной функции

    • Правила дифференцирования

    • Интерпретация производной: скорость изменения, касательная к графику функции

  • Методы дифференцирования

    • Дифференцирование элементарных функций: полиномов, степенных, тригонометрических и логарифмических функций

    • Примеры и упражнения по дифференцированию

  • Правила дифференцирования

    • Правила сложения, вычитания, умножения и деления производных

    • Правило дифференцирования сложной функции

    • Примеры и упражнения по применению правил дифференцирования

  • Применение дифференциального исчисления

    • Поиск экстремумов функций: максимумы и минимумы

    • Исследование функций на возрастание и убывание, построение таблицы знаков производной

    • Примеры и упражнения по применению дифференциального исчисления

  • Заключение

    • Повторение основных понятий и методов дифференцирования

    • Значение дифференциального исчисления в решении задач и приложениях

  • Дополнительные ресурсы

    • Ссылки на интерактивные математические приложения, видеоуроки или онлайн-курсы

    • Рекомендованная литература и учебники по дифференциальному исчислению

  • Упражнения и задания

    • Серия упражнений и задач различного уровня сложности для закрепления и практики полученных знаний

  • Тесты и самопроверка

    • Набор тестовых вопросов для проверки понимания материала

    • Автоматическая проверка ответов и предоставление обратной связи

  • Форум и обратная связь

    • Возможность задать вопросы и обсудить материал на форуме

    • Контактная информация для связи с учителем или автором ресурса


    Этапы создания компьютерной обучающей системы


    В общем случае разработка компьютерных систем включает в себя:

    • анализ требований к системе;

    • разработку программ;

    • системное тестирование;

    • установку системы;

    • сопровождение.


    При планировании создания учебного программного средства список перечисленных выше этапов должен быть уточнен и дополнен.
    Этап анализа содержания предметной области

    Учебный материал анализируется на соответствие основным целям обучения, определяется целесообразность создания обучающего средства.
     Если на первом этапе было принято решение о создании компьютерной обучающей системы, переходят к следующему важному шагу - методической обработке учебного материала. Определяются структура учебного курса, наиболее эффективные формы и методы обучения в рамках этого курса; анализируется задачный материал по выбранным темам курса; выделяются основные трудности, которые испытывают учащиеся при изучении выбранного материала и способы преодоления этих трудностей с помощью планируемых средств обучения.
     Далее идет этап разработки структуры курса. На этом этапе следует определить формы и порядок представления информации, способы доступа к ней, состав фрагментов данных, связи между модулями знаний.
     Обучающее средство должно быть построено так, чтобы действия педагогов и учащихся, работающих с ним, являлись целенаправленными. Поэтому необходимым является этап разработки сценариев диалога обучаемого с системой. Определяются режимы работы, предоставляемые преподавателю и учащимся, составляются информационно-справочные кадры, описывающие возможности системы.
     Следующий этап - этап программирования.
    Тестирование
     За ним следует важный этап экспериментальной проверки, на котором корректируются цели обучения, изменяется или дополняется задачный материал, окончательно утверждается набор необходимых компьютерных инструментов.
     С того момента, когда обучающая компьютерная система начинает работать в реальном учебном процессе, разработчикам следует поддерживать постоянный контакт с учителями и быть готовыми к разумным модификациям созданного программного средства в соответствии с требованиями к качеству программного обеспечения. Это так называемое
    сопровождение программного средства.

    Электронный учебник




    Электронный учебник – это обучающая программная система комплексного назначения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией при условии осуществления интерактивной обратной связи.

    Структура электронного учебника



    Учебник в общем случае должен содержать:

    • обложку (она должна быть по возможности красочной);

    • титульный экран (содержит название учебника, информацию о вышестоящей организации (например, о министерстве), авторских правах, аттестованности учебника, дате издания, организации-разработчике учебника и т. п.);

    • оглавление (должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ к сравнительно небольшим содержательным частям учебника, но макcимально обозримым, т. е. находиться на одном экране);

    • аннотацию (может быть помещена непосредственно на обложке учебника);

    • полное изложение учебного материала (включая схемы, таблицы, иллюстрации, графики);

    • краткое графическо-текстовое изложение учебного материала (например, в виде структурных блок-схем);

    • систему самопроверки знаний (должна быть хорошо контролирующей уровень знаний учащихся и, одновременно, обучающей);

    • функцию поиска текстовых фрагментов (должна допускать возможность ввода довольно длинной строки символов);

    • словарь терминов;

    • список авторов.


    Требования к организации электронного учебника
    • Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собой законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
    • Необходима возможность копирования выбранной информации, ее редактирования и распечатки как в рамках самого учебника, так и в различных средах вне учебника.
    • На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
    • Рекомендуется использовать многооконный интерфейс, когда в каждом окне будет представлена связанная информация
    , или выделять определенные информационные зоны на одном экране.
    • Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
    Структура обычной страницы электронного учебника


    • область отображения местоположения страницы в содержательной части учебника (то есть номер страницы в учебнике или текущем подразделе, наименование текущего раздела или подраздела);

    • одно или несколько текстовых полей;

    • область для краткого изложения учебного материала страницы;

    • область для размещения элементов управления на странице (кнопки перехода на предыдущую страницу, на оглавление; кнопка вызова подсказки);

    • области для размещения небольших рисунков и таблиц.


    Система управления работой с электронным учебником
    Эта система представляет собой совокупность экранных кнопок и текстовых полей с пояснительными текстами, которые обеспечивают учащимся доступ ко всем частям учебника.
    Основные требования к элементам управления:

    • понятность;

    • наличие на экране нужных подсказок в нужный момент;

    • минимальное количество элементов управления на каждой странице (только необходимые).


    Основные элементы управления:

    • кнопки перехода из оглавления на начало тем;

    • кнопки перехода со страницы на страницу вперед и назад;

    • кнопка возврата в оглавление;

    • кнопка вызова подсказки;

    • гиперссылки для вывода на экран фрагментов информации различных типов (других страниц, содержащих тексты, иллюстрации, таблицы).



    Использование гипертекста при построении электронного учебника



    Гипертекст – многомерный текст, т. е. такая организация документов, при которой один документ или текст может включать в себя разнонаправленные ссылки на другие. Иными словами, это способ представления информации при помощи связей между документами.
    Ссылка – выделенная область документа, позволяющая переходить к другому документу (выделение производится цветом, шрифтом, формой курсора при наведении курсора на область гиперссылки).