Файл: Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера Ханин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1043

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как правило, эмотивный человек не претендует на роль лидера. Однако чувство долга, ответственность, исходящие из его ценностных ориентаций, оказывают большое влияние на окружающих, и часто становятся этическими стандартами профессиональной деятельности коллектива, в котором он работает.

Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности


  • общение в сфере искусств;

  • необходимость субъективного проникновения в переживания других;

  • отсутствие формальных ограничений в общении, деятельности;

  • отсутствие внешнего контроля.

Тревожно-боязливый (невротический) тип


большое количество страхов, неуверенность, ответственность

Общее описание


Тревожный тип отличается ощущением беспокойства, внутренней напряженности, склонен ожидать неприятности. Для данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей, стремление сглаживать и избегать конфликтов любой ценой.

Тревожность выражается в мнительности, чувстве обеспокоенности, не имеющем под собой видимых причин, но вызываемом внутренними коллизиями. Тревожные люди проявляют повышенную боязливость с детства – боятся засыпать в темноте или в одиночестве, испытывают страх перед собаками, грозой, сторонятся других детей, потому что они могут их дразнить. От нападений они предпочитают не защищаться, поэтому часто становятся мишенями для шуток или «козлами отпущения» в группе.

Во взрослой жизни страх поглощает такого человека меньше, чем ребенка. Окружающие люди не представляются ему столь угрожающими, поэтому их тревожность не столь бросается в глаза. Но остается неспособность отстаивать свою позицию в спорах, особенно в ситуациях, когда противник показывает силу. Поэтому у таких людей могут наблюдаться проявления робости, иногда покорности и униженности.

В ряде случаев тревожные люди компенсируют свою неуверенность путем самоуверенного и даже дерзкого поведения, однако такие реакции чаще всего возникают только в экстремальных ситуациях, когда нет возможности воспользоваться другими способами защиты своего «Я».

Социально адаптивные черты


  • высокая ответственность;

  • обязательность, исполнительность;

  • строгое следование нормам, правилам;

  • способность рассчитывать свои силы;

  • самокритичность;

  • надежность и постоянство привязанностей;

  • доброжелательность.

Дезадаптивные особенности


  • заниженная самооценка (постоянные сомнения в себе, в своих суждениях и поступках);

  • ранимость;

  • нерешительность;

  • неумение дать отпор;

  • низкая устойчивость в стрессовых ситуациях, ощущение беспомощности, неуверенности, бессилия перед внешними факторами;

  • низкая продуктивность деятельности;

  • тенденция «прилипать» к обстоятельствам и людям;

  • молчаливое согласие с несправедливым, но привычным ходом событий.

Стрессогенные ситуации


  • незнакомый круг общения;

  • необходимость принимать решения в условиях дефицита информации, лимита времени;

  • ситуации, требующие мобилизации усилий, выносливости и уверенности в себе (публичные выступления, экзамены, соревнования и т.п.);

  • несправедливые обвинения, насмешки;

  • болезнь или смерть близких людей, разговоры о смерти;

  • одиночество.

Типичные способы совладания со стрессом


  • все виды психологических защит, в том числе – «уход в болезнь».

Профессиональные особенности


Лица тревожного типа достигают больших успехов практически в любой деятельности в связи с развитой критичностью и стремлением к постоянному самосовершенствованию.

Некоторые виды профессий непосредственно связаны с доминированием тревожности (например, оперативно-розыскная деятельность, спорт, творческие профессии). Многие достижения формируются у таких людей по принципу гиперкомпенсации.

Ситуации, способствующие наибольшей продуктивности


  • выполнение простых, монотонных, предсказуемых операций, не связанных с эмоциональным напряжением;

  • точно определенные права и обязанности;

  • однозначные и благоприятные отношения с другими людьми;

  • поощрения за успехи.

Описание сочетаний акцентуированных черт


Количество возможных сочетаний акцентуированных черт превышает пределы стандартного восприятия. Несмотря на это ограничение, мы предлагаем принять во внимание описание ряда сочетаний, которые достаточно часто встречаются в реальной жизни и могут помочь в интерпретации данных, полученных с помощью различных методов выявления акцентуаций.

Сочетания, представленные К. Леонгардом


В своей книге «Акцентуированные личности» Леонгард дает подробное описание некоторых сочетаний ярко выраженных черт, подкрепляя их примерами из собственной практики. Ниже приведены примеры таких сочетаний, при этом нами были выбраны только те из них, которые максимально полно и доступно раскрывают особенности соответствующих личностей. Тех, кого интересуют все описания Леонгарда, рекомендуем обратиться к работе автора [5].

Сочетания черт характера

Демонстративность и Педантичность


В состоянии аффекта демонстративная личность реагирует внезапными действиями по типу «короткого замыкания». Педантичная – наоборот, проявляет исключительную медлительность и нерешительность. Демонстративная личность вытесняет из сознания сильные эмоции, связанные с вопросами, которые трудно поддаются психологическому решению, педантичная личность оказывается не в состоянии вытеснить эти эмоции при всем желании. Как пишет Леонгард, если бы в психике человека имелись и те, и другие черты, то неизменно возникало бы нечто среднее, не попадающее под разряд акцентуации.

Демонстративность и Застревание


Благоприятное развитие личности при таком сочетании черт наблюдается, в основном, тогда, когда стремление к самоутверждению, которое свойственно застревающим личностям, осуществляется по демонстративному типу.

Если такие люди добиваются признания, если им удается найти такую работу, которая не только им нравится, но и обеспечивает возможность находиться в центре внимания, то они могут быть на высоте в течение длительного времени. Благодаря хорошим трудовым показателям, люди с таким сочетанием черт завоевывают авторитет на работе, что, в свою очередь, является стимулом на пути к дальнейшим достижениям.

Неблагоприятные проявления могут быть связаны с выбором ригидной, деструктивной социальной роли. Содержание роли зависит от выраженности других акцентуированных черт.

Застревание и Педантичность


В данном случае эгоистическая тенденция застревания смягчается этической позицией педантичной личности. Стремление добиться своей цели любыми средствами дополняется осознанием собственной ответственности за происходящее и стремлением не ущемлять интересов других.


В свою очередь, непродуктивные колебания перед принятием каждого решения, обусловленные педантичностью, сводятся к минимуму в тех случаях, когда честолюбивые устремления решительно требуют новых достижений. Работа должна быть на высоте – вот основной принцип таких людей.

Застревание и Возбудимость


Такое сочетание весьма опасно, т.к. каждая из этих черт в отдельности ведет к сильным вспышкам аффекта. В поведении личностей с таким сочетанием черт характера встречаются случаи насилия. Застревающие черты служат толчком к насилию и порождают стойкость аффекта, а возбудимость определяет ход действий, т.е. конкретные поступки, которые отличаются безрассудностью и внезапностью.

Сочетания черт характера и темперамента

Демонстративность и Гипертимность


Можно было бы предположить, что демонстративная склонность к притворству окажется особенно выраженной в сочетании с гипертимической активностью. Но это допущение справедливо лишь в отношении детского возраста, когда жажда активности действительно влечет за собой целый ряд нечестных поступков.

У взрослых, наоборот, такая комбинация нередко ослабляет аморальные проявления. Открытые натуры, которыми большей частью являются представители гипертимического темперамента, избирают прямые пути. Хитрость, неискренность, притворство не вяжутся с их жизненной установкой.

Детям, в сравнении со взрослыми людьми, менее свойственно торможение побуждений, в том числе и нечестных, особенно если речь идет об исполнении желаний. Кроме того, у детей иногда наблюдается безудержное стремление хотя бы в чем-то себя проявить – своеобразное детское тщеславие. У взрослых одновременное проявление таких разноплановых свойств почти не встречается.

Данное сочетание часто наблюдается у журналистов, политиков, эстрадных актеров и других публичных деятелей, для которых важны открытость миру, новым впечатлениям, а также богатство воображения и фантазии.

Гипертимность и Педантичность


Поскольку эти черты различны по своей природе, они проявляются не как компенсирующие друг друга, а как взаимодополняющие и вполне совместимые. Так, гипертиму ничто не помешает быть хорошим работником, если он обладает и педантическими чертами. При этом гипертимические черты, совместно с педантическими, способствуют продвижению в жизнь заранее подготовленных и добросовестно спланированных дел.


В целом гипертимный темперамент оберегает педантическую личность от невроза навязчивого страха, но не от фобий, которые появляются временами, хотя серьезно на образе жизни человека не отражаются – навязчивый страх не носит острого характера и не охватывает личность в целом.

Педантичность и Дистимность


Возможно, сами по себе эти акцентуированные черты не были бы столь серьезны, если бы одна не усиливалась за счет другой. Обычно сочетание педантичности и дистимии отражается на всем образе жизни. Дистимический темперамент, которому свойственны недостаток энергии и активности, способствует пессимистическому восприятию жизни, а склонность к навязчивому раздумыванию, характерная для педантов, приводит к депрессиям.

У данной комбинации черт есть и положительная сторона – для педантичных и одновременно дистимных людей характерны такие качества как добросовестность, вдумчивость, серьезное отношение к жизни.

Педантичность и Тревожность


Одним из важнейших признаков каждой из этих акцентуаций является страх. Поэтому если оба вида акцентуации наблюдаются у одного человека, возможен суммирующий эффект, который может привести к неврозу. Например, заики обычно являются либо педантами, либо обладают тревожным темпераментом, но чаще всего у них сочетается и то и другое. Подобные проблемы возникают еще в детстве. У ребенка тревожность часто связана с напряжением, при котором возникают нарушения со стороны артикуляции, но, если ребенок к тому же и педантичен, он начинает усиленно следить за речью, что еще больше усугубляет нарушения.

На наш взгляд, у взрослых людей педантичность может служить одним из способов преодоления проблем, связанных с тревожностью. Стремление контролировать ситуацию помогает справиться с беспомощностью путем конкретных действий. Таких, например, как «дотошное» прояснение ситуации и условий достижения успеха в ней, тщательная подготовка к ситуации, соблюдение этих условий (с учетом времени, места событий и необходимых требований). Подобное поведение можно наблюдать со стороны студентов, которые вовремя приходят на занятия, редко (практически никогда) не пропускают занятия, старательно готовятся к зачетам и экзаменам и максимально подробно выясняют вопрос о том, что и когда они должны предпринять, чтобы справиться с поставленными преподавателем задачами.