Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.
(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).
Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).
(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).
Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).
(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796
Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.
Мольер обращается к римским комедиографам, итальянцам Возрождения, испанским новеллистам и драматургам, к старшим современникам-французам; известным авторам (Скаррону, Ротру).
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).
Художественная обработка средневековой испанской легенды о распутнике по имени дон Хуан.
Беспощадный и объективный анализ образа европейского дворянина, живущего ради телесных удовольствий и любовных побед.
ГГ – страстный, прямолинейный, честный в пределах своих личных желаний, не верит в Бога, но чтит законы логики, с презрением относится к общественной морали, но преклоняется перед женской красотой.
Не лишён и своеобразной дворянской чести: без малейших сомнений и страха бросается на помощь дону Карлосу, когда видит, что тот бьётся один против троих.
При этом с людьми, ниже его по социальному положению, Дон Жуан особо не церемонится: он без зазрения совести пользуется деньгами своего кредитора, г-на Диманша, и выставляет его из дома без единой копейки, когда тот пытается вернуть своё.
Крестьянину Пьеро, вставшему на защиту чести своей невесты Шарлотты, Дон Жуан даёт несколько пощёчин –хотя именно Пьеро спас его от смерти в водной пучине.
Художественная проблематика комедии состоит не только в развенчании пороков и классическом наказании зла в лице Дон Жуана. Мольер показывает порочность всего общества, начиная от верхов и заканчивая низами
Комедийное начало «Дон Жуана» связано с художественным образом Сганареля. Слуга главного героя постоянно попадает в нелепые ситуации: он теряется в разговоре со своим хозяином и не знает, что ответить его жене, донье Эльвире; он не хочет идти на смерть, ради Дон Жуана, но одновременно и боится потерять своё место; он пытается урвать кусок с тарелки своего господина и всё равно остаётся голодным, так как другие слуги берут с него пример.
В разговорах с Дон Жуаном Сганарель и обличает бесстыдство своего хозяина, и не может отстоять своё собственное мнение. В попытках наставить главного героя на путь истинный он робок и смешон.
Финал комедии можно было бы назвать трагическим, если бы не Сганарель: после того, как статуя командора отправляет Дон Жуана в Ад, слуга начинает причитать по поводу недополученного жалованья.
-
(4) Проблематика и поэтика комедии Мольера «Мизантроп» (1666).
4 июня 1666 года. Мольер работал над ней два года.
"Тартюф", "Дон-Жуан" и "Мизантроп" составили трилогию серьезных комедий, направленных против лицемерия, насилия и несправедливости.
Прямодушие и искренность Альцеста обрекают его на одиночество и на непонимание среди даже расположенных к нему людей. Отвергнув ложь, неискренность, лесть, он переносит свои удары на общественные устои. Альцест не способен на притворство, он требует полного уничтожения порока, разъедающего душу общества.
Мольер остановился только перед личностью и властью короля. Во всяком случае двор и все дворянское сословие, определяющее жизнь страны в целом, подвергается суровому осуждению: все пресмыкаются перед троном и в то же время беззастенчиво притесняют слабейших. Альцест клеймит политическую нетерпимость, сыск, доносы и преследования.
Альцест не только горячий провозвестник благородных мыслей, он живой человек, и у него самого, как у всех, есть слабости и недостатки. Его прямодушие иногда оказывается лишь вспыльчивостью и невоздержанностью на язык. В его речи очень много невероятных преувеличений.
Сюжет «Мизантропа» строится преимущественно на встречах и беседах главных героев – Альцеста, Селимены и Филинта со второстепенными персонажами – Оронтом, Арсиноей, Элиантой, маркизами Акастом и Клитандром.
Попытка Альцеста уйти от ненавистного ему высшего света и разобраться со своей пагубной страстью к кокетке Селимене.
Альцест подвергает критике практически всё, что видит в окружающем его обществе:
-
лицемерную дружбу, которую заводят с первым попавшимся человеком, наделённым титулом или властью -
льстивые похвалы, расточаемые направо и налево -
сплетни, распускаемые за спинами других -
чувственное желание нравиться -
стремление сделать карьеру при дворе -
несправедливый судебные приговоры, выносящиеся не по фактам, а по слухам -
неумение говорить правду в лицо и ещё большее неумение воспринимать её)\
-
(4) Проблематика и поэтика комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670).
Главный герой комедии – господин Журден.
Его преклонение перед дворянством настолько сильно, что он во всем пытается ему подражать: наряжается в такую же одежду, нанимает учителей, чтобы стать более образованным в области танцев, музыки, фехтования, философии, становится галантным поклонником одной аристократической дамы. Господин Журден даже под дулом пистолета не признается, что его отец – обычный купец. И во всем этом он безумно смешон.
Комедия Мольера соответствует классическим канонам, в ней соблюдено триединство:
-
места (действие разворачивается в доме господина Журдена), -
времени (все события занимают одни сутки) -
действия (в центре – одно событие, вокруг которого все и движется).
Каждый из персонажей – носитель одной черты в ее сатирическом переосмыслении.
Но все же отступления от классики также можно найти: единство действия выдерживается не так четко: в сюжет вводится любовная тема, которая становится периферийной, но от этого не менее интересной.
Язык комедии близок к народному.
Главное отличие – балетные номера. Сам Мольер обозначал жанр своего произведения как комедия-балет. Причем, эти номера никаким образом не влияют на реалистичность всего сюжета.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).
«Смешные жеманницы»
В пародийном ломании остроумных слуг юные жеманницы Мадлон и Като усматривают черты идеальных героев популярных романов, ставших законодателями прециозного стиля.
Высмеивал:
-
манеры -
вычурную речь -
фальшь и бессодержательность людей, кичившихся высоким происхождением.
Мольер показывал, как сословная спесь губит человеческую природу, превращает людей в глупых, безжизненных кукол, твердящих высокопарные фразы. Выражая народный здравый смысл, Мольер приемами фарса осмеивал сильных мира сего.
«Смешные жеманницы» раздвинули идейные рамки фарса, и народный жанр вновь обрел живые контакты с современностью и сатирическую остроту.
Мольер поставил, глубокие нравственные проблемы — любви, брака и семьи.
Като и Мадлон не жертвы родительского деспотизма; напротив, они держатся достаточно независимо. Они протестуют против старого патриархального уклада, который хочет навязать им Горжибюс, их отец и дядя, против брака-сделки, в котором любовь и склонности жениха и невесты не принимаются во внимание.
Комедия Мольера нанесла удар по прециозности как явлению культурному и социальному.
Мольер вступил на путь социальной сатиры.
-
(5) Понятие о Просвещении. Франция как центр европейского просветительского движения. Философские и общественно-политические взгляды французских просветителей.
Просвещение – идеология, мировоззрение, а не художественный термин (как классицизм и барокко).
Цель: изменить мир к лучшему.
Общие убеждения просветителей:
-
Догматизм -
Отброс тирании -
Против насилия
«Разум и природа» - ключевые философские понятия. Нет смысла их противопоставлять, они должны взаимодействовать.
Разум – вершина духовных способностей.
Границы эпохи: «славная революция» в Англии (1688) – Великая Французская революция (1789).
Наиболее последовательно Просвещение как идеологическое движение воплотилось во Франции, на родине таких крупных писателей и общественных деятелей, как Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо.
Кульминацией Просвещения можно считать выпуск «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751–1780) Дидро и Д’Аламбера, а завершением — Великую французскую революцию.
Во Франции салон как универсальная форма общения стал популярным у высшей аристократии и в среде просветителей.
В Англии господствовала этика «разумного эгоизма»; расцвела журналистика.
Раздробленная Германия, состоявшая из мелких монархических государств, прославилась большим числом университетов, придворных театров, оркестров: князья хвалились своей «просвещенностью».
Просвещение было борьбой буржуазии со слабеющей феодально-монархической системой. Борьба объединяла просветителей, которые в остальном придерживались разных взглядов, но отличались активной общественной позицией, стремлением преобразовать мир, уничтожив тиранию.
Кроме сенсуалистского рационализма, обращает на себя внимание развитие материализма (Гольбах, Гельвеций).
Деизм — религиозная философия, где Бог рассматривается лишь как творец мира, не вмешивающийся в его дальнейшее развитие.
«Религия сердца» (Руссо):
В руссоизм вошли отрицания цивилизации, разума, теория естественного человека, призыв к природе, прославление чувства, религия сердца, основание нравственности.
Большинство крупных деятелей эпохи Просвещения резко отрицательно относятся к официальной церкви, особенно католической.
Материализм – философская критика теоретических основ деизма на базе материалистического естествознания.
В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной реальности.
Они считали жизнь и сознание функцией определенной организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития.
Отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей, включая идею бога, и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма (источники человеческого знания – это ощущения и восприятия).