Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).

(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).

Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796

Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).


Мещанская драма – воспроизводит повседневный, семейный быт. Важно принять социальное положение героя, показывать жизнь такую, какая она есть.

Дидро утвердил новый промежуточный жанр между трагедией и комедией

"Серьезный жанр" – отражает жизнь третьего сословия, построен на столкновении "обществ, положений", насыщен социально-бытовой конкретностью. в противоположность традиционному классицизму, на первом месте – человек третьего сословия.

Основа искусства – воспроизведение жизненной правды, конкретной действительности.

Требования к актеру:

1. Мещанскую драму нельзя играть так же, как и обычную. Нужна простота, разговор как в обычной жизни (будничный тон)

2. Донести до зрителя чувство героя, тем самым подтвердить на сцене идею равенства людей

3. Соблюдение принципа –вести себя на сцене как в жизни

Главным делом Дидро была «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусства и ремесел» (1751 – 1780 г), состоявшая из 35 томов.

  • Концентрированное выражение идей Просвещения по всем вопросам политической жизни, государственного строя, науки, религии и культуры.

  • Путь к прогрессу в развитии науки.

  • Религия тормозит идейное развитие общества, является средством порабощения людей

  • Церковь — воплощение религиозного суеверия и фанатизма.

«Племянник Рамо»

Тип фигляра и циника, обладающего незаурядными способностями социального психолога-аналитика.

Жанровая форма диалога, которая позволяет автору характеризовать героя его же устами

«Самокритика Просвещения»: оппонент Рамо, безымянный философ-просветитель, зачастую не может убедительно его опровергнуть, поскольку тот опирается в своих выводах на реальную жизненную практику, а философ — на прекрасные, но умозрительные идеи.
  1. (5) Место Жан-Жака Руссо (1712–1778) во французском Просвещении, его философские, эстетические и педагогические идеи. “Исповедь” (1765–1770) Руссо как психологический документ и литературный жанр. (Читать 1-ю часть).


Жан-Жак Руссо – наиболее яркий представитель радикального крыла французского Просвещения, один из основоположников европейского сентиментализма.

Социально-философские взгляды – попытка опровержения раннего Просвещения. Идея о том, что развитие наук и искусств негативно сказалось на общественной морали.

Идея естественного права породила теорию народовластия в трактате «Общественный договор» (1762), ставшем руководством для французских революционеров.

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства.

Государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.

Важнейшая тема у Руссо – тема социального неравенства.

В трактате «Рассуждение о происхождении» Руссо разрабатывает культ природы. Общество дурно, а природа хорошо. Идеально то общество, в котором у людей одинаково скромный достаток.

Руссо не отрицает науку и искусство, но не приемлет в них массовость.

Три главных принципа воспитания:

  • истина,

  • добро,

  • красота.

Тематическая серия педагогических наставлений. Из идеи благотворного воздействия природы на сознание человека выросла теория воспитания в романе-трактате «Эмиль, или о воспитании» (1762), где показан образ идеального человека.

Мысль о том, что самый лучший человек – дикарь, а идеальное общество – дикое общество.

Цивилизация портит человека – это одна из главнейших черт руссоизма.

Руссо возвеличил Чувство.

Стал родоначальником и крупнейшим представителем сентиментализма в европейской литературе.

Образцом сентиментального произведения стала «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) – эпистолярный роман о любви между представителями разных сословий, первое крупное произведение европейского сентиментализма. В романе выражается культ чувства. Анализ сердечных взаимоотношений, вывод о том, что человек велик только своим чувством.

Основные составляющие руссоизма как идеологии:

  • культ природы;

  • культ личности;

  • культ чувства;

  • культ равенства

Историю своей жизни рассказал в «Исповеди» (1766-1769) – литературном произведении нового типа. Книга о себе, ориентированная на откровенность, достигла уровня психологизма в литературе.



Изложение внешних биографических событий сочетается с изображением жизни сердца героя-автора и рефлексией об уникальных особенностях его личности, делающих его непохожим ни на кого другого.

Синтез автобиографии и романа.

Пафос свободы и независимости

Антидеспотические устремления сочетаются с презрением к салонной, дворянской культуре.

Ненависть героя к этому общественному кругу поддерживается ощущением пропасти, отделяющей его, как плебея, от аристократов.

Отрицание культуры господствующих сословий и разрыв с нею, сочувствие к низам общества, к крестьянству, к народу.

Реальная действительность формирует характер человека, его психику.

Интерес к другим людям и к объективной действительности и сосредоточенность автора на внутреннем мире героя.

«Исповедь» сыграла решающую роль в становлении жанра автобиографии.

Стала источником исторических сведений. Из нее извлекается тот социокультурный факт, что общество развилось до того состояния, когда человек третьего сословия заявил о своей уникальности.

Социально-философские взгляды представляют собой попытку опровержения раннего Просвещения.

Мотивы:

  • культ личности,

  • чувствительность,

  • культ природы

  • ощущение социальной несправедливости.

Выступал не только против существующей власти, но и против боровшейся с ней оппозиции.

Сознавал противоречия власти с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и ремесленников.

Тенденция выдвижения на первый план инстинктивных, несознаваемых и в тоже время целесообразных движений и действий.

Совесть и гений превращаются в высшие инстинкты, во всем противоположные разуму.

Развитие форм интеллекта – фантазии и мышления – разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека.

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, посвященным проблемам воспитания человека.

Основные педагогические идеи:

  • Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

  • Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель. Уроки дает природа, а не люди.

  • Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают.

  • Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.



  1. Роман Антуана Прево (1697–1763) “История кавалера де Грие и Манон Леско (1731). Концепция любовной страсти и человеческого характера в романе.

Шедевр французской психологической прозы. Писатель рококо

Первоначально несамостоятельное произведение — вставная история в произведение «Записки знатного человека, удалившегося от света».

Проблема любви к недостойной, силы и причудливости чувства, не подвластного разумной воле.

Разрешение конфликта возможно на пути компромисса между требованиями человеческой природы и законами общества.

Новаторское достижение в соединении в единое органическое целое проникновенность психологического анализа и достоверность в изображении бытовых и материальных условий существования своих героев.

Душевные страдания и повседневные заботы о деньгах связаны воедино.

На одном полюсе царила классицистическая трагедия, создававшая одухотворенные, преисполненные возвышенного содержания образы, далекие от реальных условий жизни простых людей. На другом полюсе подвизались авторы бытовых и плутовских романов, фиксировавшие «низменные», прозаически неприглядные стороны повседневной действительности, но делавшие это во многом натуралистично и поверхностно.

Действие романа происходит в годы Регенства, т. е. после смерти Людовика 14, последовавшей в 1715 году. Писатель сумел воспроизвести дух эпохи, когда верхушка общества предалась вакханалии стяжательства, бешеной погоне за деньгами и наслаждениями.

Тема рока, который неуклонно преследует героя, обреченного на несчастье. У Прево она получает реалистическое решение.

Разоблачает лицемерие господствующих кругов. В обществе, где царят деньги и звания, нет одной общей морали. Есть две морали: одна – для господ, другая – для их жертв.

Центральные герои - сложные, внутренне противоречивые, неповторимые и загадочные в своем индивидуальном своеобразии, даны в развитии. Герои повести развиваются, борясь не только с окружением, но и сами с собой – в этом их принципиальное отличие от персонажей плутовского романа. В их сознании сталкиваются чуждые друг другу начала.

Герои показаны как жертвы окружающего их порочного общества, которому они неспособны противостоять. Они слабы и легко поддаются губительному воздействию царящего вокруг них цинизма.


Роман о порче молодежи, развращенной соблазнами «легкой» жизни, где одновременно находит свое выражение и гуманистическая вера автора в человечество, в его способность противостоять губительной власти золота. Деньгам не удается растлить в душе героев их человеческую сущность.

Душевная чистота не вытравлена из сознания Манон. Подчиняясь и подражая нравам, которые она наблюдает вокруг себя, она вместе с тем не заражается духом стяжательства. Она не стремится к деньгам ради денег.

Тема неистребленной душевной чистоты находит свое яркое выражение в образе де Грие

Прево отражает в своем романе существенные противоречия французской действительности первой трети XVIII века.
  1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15