Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).

(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).

Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796

Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.

Комедия Бомарше Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.


Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургический жанр - мещанскую драму, создателями которой во Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе.

Победа просветительского реализма, приближение тематики произведений драматургии к повседневной действительности.

Критика пороков дворянского общества, противопоставление им идеалов третьего сословия.

Недостатки мещанской драмы и «слёзной комедии» были преодолены в комедиях П. О. Бомарше «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), в которых с новой силой ожили традиции Мольера, были воплощены лучшие черты просветительской эстетики.

«Безумный день, или женитьба Фигаро» (1784) – шедевр сценического искусства и общественный, политический акт

Подлинная исповедь Бомарше.

  • Комедия интриги

  • Музыкальная пьеса

  • Воссоздана точная и детальная картина нравов Франции

  • История любви почти трагична

Социальная сатира не знает себе равных на французской сцене.

Характер Фигаро наделен многими автобиографическими чертами. Это проявляется в репликах Фигаро, взятых вне контекста пьесы.

Фигаро – молодой человек, жаждущий удовольствий, ради куска хлеба не брезгующий никаким ремеслом, сегодня — господин, завтра — слуга, в зависимости от прихоти судьбы, оратор в минуту опасности, поэт в минуту отдыха, при случае — музыкант, порой — безумно влюбленный; он все видел, всем занимался, все испытал. Таким был и сам Бомарше.

В персонаже Фигаро можно, зная обстоятельства жизни Бомарше, проследить автобиографические черты; все произведение можно трактовать как автобиографичное. Граф Альмавива же – олицетворение абсолютной монархии и общества.

Комедия интриги, вокальные номера, картина нравов, любовная история, сатира, исследование характеров.

Свободный план построения комедии: окончательно отбросил старую коллизию – слуга помогает своему господину устраивать его любовные дела.


Поставил слугу в центр комедии, противопоставил его господину и столкнул их в напряженной борьбе.

Чтобы расширить картину общественных злоупотреблений, Бомарше дает в комедии прямые публицистические вставки. Ярким примером публицистической вставки в комедию, расширяющей критику режима, является монолог Фигаро в последнем акте. Это монолог-трактат, весьма характерный для просветительской литературы. В рассказе Фигаро о его жизни перед нами предстает весь прогнивший политический режим, при котором не находят себе применения ум, знания, способности, где господствуют привилегии и связи и где цензура зажимает людям рот. Автор критикует разные стороны этого режима, эта глубокая социально-политическая критика раскрывается через яркие характеры, увлекательные ситуации.

По принципу антитезы построены все диалоги. Постоянная словесная перепалка. Все диалоги комедий отличаются остроумием и живостью.

Язык Бомарше энергичен и выразителен.

Удалось преодолеть шаблоны классицизма.

Живая реалистическая комедия, где характеры героев определяются социальным положением (как об этом говорил Дидро).

Кроме политической темы – тема любви.

Чувство любви с изяществом и оптимизмом. Все искрится радостью.
  1. Особенности творческой личности Джонатана Свифта (1667–1745). Своеобразие сатиры Свифта в “Путешествиях Гулливера” (1726).


Художественный образ главного героя – английского хирурга и моряка Лэмюэля Гулливера – берёт своё начало из английской прозы XVII века, тяготеющей к повествованиям путешественников, совершённых в эпоху великих географических открытий.

Направлен на обнажение личных и социальных проблем современного автору европейского общества.

Третье путешествие Гулливера открывает читателю три вечные проблемы человечества:

1. Соотношение науки и жизни, где наука парит в недосягаемой для простых смертных высоте (остров Лапута, населённый аристократией, помешанной на астрономии и геометрии), а жизнь медленно идёт своим чередом, всё больше и больше погружаясь в невежество и нищету.

2. Вырождение человечества, которое герой прослеживает на острове Глобдобдриб, чьи жители – волшебники, вызывают для него мёртвых исторических личностей и обычных европейцев.

3. Бесполезность бессмертия, которое рисуется автором как жалкая старость, лишённая и физических, и умственных сил. В то время как Гулливер полагает, что за вечной жизнью сохраняется возможность постоянного развития и накопления знаний, жители Лаггнегга точно знают, что после восьмидесяти лет природа берёт своё. Местные струльдбурги – бессмертные – самые несчастные люди на земле, так как им

недоступна ни юность, ни смерть.

Произведение состоит из 4х книг, в каждой из них главный герой попадает в необычную страну, где все его удивляет и поражает. В каждой из них Гулливер знакомится с политическим и социальным укладом жизни, рассматривает поведение жителей, интересуется их культурой, историей, языком и сравнивает со своей родиной

Изменчивость внешнего облика мира природы и человека, представленная фантастической и сказочной средой, в которую попадает Гулливер во время своих странствий.

Меняющийся облик фантастических стран подчеркивает, в соответствии с замыслом Свифта, неизменность внутренней сути нравов и обычаев, которая выражена одним и тем же кругом осмеиваемых пороков.

Текст «Путешествий» пронизан аллюзиями, реминисценциями, намеками, скрытыми и явными цитатами.
  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).


Остров Робинзона – Тихий океан, к западу от Сантьяго. Ориентир – устье реки Ориноко.

Новый жанр романа в английской литературе – сплав приключенческого романа с социальным и философским.

Литературная мистификация. «Робинзон Крузо» был издан без имени автора. Все повествование ведется от основного действующего лица.

Центральный герой формулирует идеи, психологию и эмоции современников Дефо. Это четкий и в то же время художественный образ.

Роман Дефо — своеобразный очерк. В нем, несмотря на исключительность сюжета, все достоверно.

Глубокая типизация образов, широкий охват действительности, проблемность и психологичность.

Фабула — цепь отдельных эпизодов, каждый из которых мог быть самостоятельным очерком, но так как все они связаны действиями, размышлениями центрального героя, то становятся компонентами романа.

Второстепенные герои эпизодичны и служат для того, чтобы раскрыть психологию основного героя.

Лаконизм, почти протокольное описание событий и раскрытие психологических переживаний своего героя посредством внутренних монологов и дневниковых записей.

Оригинальное художественное произведение, органически сочетавшее в себе авантюрное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философской притчи.

Выражение просветительских идей.

Просветительский эксперимент над «человеческой природой», факторы выживания человека в этой чрезвычайной ситуации.

Форма повествования – от 1 лица вызывает больше доверия. Робинзон – обычный человек, читатель в нем может узнать себя (новый образ героя).

Именно труд и творческая деятельность разума составляют, по убеждению писателя, основу преобразования мира и духовного возвышения человека.

Типично просветительская концепция истории человеческого общества.

Жизнь его героя на острове в обобщенном, схематическом виде повторяет путь человечества от варварства к цивилизации:

  • Вначале Робинзон — охотник и рыболов,

  • Потом — скотовод, земледелец, ремесленник, рабовладелец.

  • Позднее, с появлением на острове других людей, он становится основателем колонии, устроенной в духе локковского «общественного договора».


Благородная цивилизаторская миссия английской буржуазии.

С Локком сближают Дефо и воспитательные идеи о роли труда в истории человеческого рода и становлении отдельной личности.

Проблемы:

  • жизнь человека в экстремальных условиях,

  • вера,

  • воспитание (Пятница),

  • подчинение природы (окультуривание её),

  • рациональный подход Робинзона ко всему.


  1. (5) Поэтика “комической эпопеи” Генри Филдинга (1707–1754) “История Тома Джонса, найденыша” (1749). Роль образа автора.


Соединил воедино комедию и философию

«Том Джонс» состоит из повествовательной части и вступительных глав к отдельным книгам – собственно романа и трактата о нем.

Герой, свободный от всякой корысти и бесчестия.

Повествование предваряли теоретико-эстетические главы – манифест просветительской эстетики

Задача – правдиво подражать природе и определившей главный предмет его творчества – человека.

Воспитательно-публицистическое значение литературы, чему лучше всего способствовал смех.

Один из создателей романа и его первый теоретик.

Радостное, уверенное и бодрое приятие жизни

Гармония между просветительским идеалом человека, каким он рисуется Филдингу, и его представлениями о реальной жизни еще не поколеблена; и это придает произведению удивительную художественную цельность.

Значение теоретико-эстетических комментариев и «отступлений», которые Филдинг вводит как органическую часть в ткань своего повествования

Открытое введение в повествование личности автора было новшеством

Филдинг обнажил и обыграл литературную условность, которую старались скрыть его предшественники: ввел в повествование всезнающего, всевидящего автора, который охотно вступает в беседу с читателями, обсуждает поступки и характеры своих персонажей и высказывает свои взгляды на жизнь и искусство.

Возможность прямого философско-публицистического обращения к читательской аудитории — возможность, неоценимо важную для писателя-просветителя.

Неограниченные полномочия автора-рассказчика позволили широко раздвинуть рамки повествования, которые еще недавно определялись личным жизненным опытом одного героя — «мемуариста» — или нескольких корреспондентов эпистолярного романа.

Жанр «комической эпопеи» не укоренился в литературе именно в этой своей форме: счастливое равновесие между просветительским оптимизмом и верностью жизни, в нем запечатленное, оказалось слишком непрочным.

Прямые подражания манере Филдинга, довольно многочисленные, не дали ничего значительного.

Но реалистическое новаторство Филдинга стало отправным пунктом последующего развития повествовательных жанров — прежде всего жанра романа.
  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15