Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.
(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).
Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).
(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).
Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).
(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796
Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.
Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.
Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни новый драматургический жанр - мещанскую драму, создателями которой во Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе.
Победа просветительского реализма, приближение тематики произведений драматургии к повседневной действительности.
Критика пороков дворянского общества, противопоставление им идеалов третьего сословия.
Недостатки мещанской драмы и «слёзной комедии» были преодолены в комедиях П. О. Бомарше «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), в которых с новой силой ожили традиции Мольера, были воплощены лучшие черты просветительской эстетики.
«Безумный день, или женитьба Фигаро» (1784) – шедевр сценического искусства и общественный, политический акт
Подлинная исповедь Бомарше.
-
Комедия интриги -
Музыкальная пьеса -
Воссоздана точная и детальная картина нравов Франции -
История любви почти трагична
Социальная сатира не знает себе равных на французской сцене.
Характер Фигаро наделен многими автобиографическими чертами. Это проявляется в репликах Фигаро, взятых вне контекста пьесы.
Фигаро – молодой человек, жаждущий удовольствий, ради куска хлеба не брезгующий никаким ремеслом, сегодня — господин, завтра — слуга, в зависимости от прихоти судьбы, оратор в минуту опасности, поэт в минуту отдыха, при случае — музыкант, порой — безумно влюбленный; он все видел, всем занимался, все испытал. Таким был и сам Бомарше.
В персонаже Фигаро можно, зная обстоятельства жизни Бомарше, проследить автобиографические черты; все произведение можно трактовать как автобиографичное. Граф Альмавива же – олицетворение абсолютной монархии и общества.
Комедия интриги, вокальные номера, картина нравов, любовная история, сатира, исследование характеров.
Свободный план построения комедии: окончательно отбросил старую коллизию – слуга помогает своему господину устраивать его любовные дела.
Поставил слугу в центр комедии, противопоставил его господину и столкнул их в напряженной борьбе.
Чтобы расширить картину общественных злоупотреблений, Бомарше дает в комедии прямые публицистические вставки. Ярким примером публицистической вставки в комедию, расширяющей критику режима, является монолог Фигаро в последнем акте. Это монолог-трактат, весьма характерный для просветительской литературы. В рассказе Фигаро о его жизни перед нами предстает весь прогнивший политический режим, при котором не находят себе применения ум, знания, способности, где господствуют привилегии и связи и где цензура зажимает людям рот. Автор критикует разные стороны этого режима, эта глубокая социально-политическая критика раскрывается через яркие характеры, увлекательные ситуации.
По принципу антитезы построены все диалоги. Постоянная словесная перепалка. Все диалоги комедий отличаются остроумием и живостью.
Язык Бомарше энергичен и выразителен.
Удалось преодолеть шаблоны классицизма.
Живая реалистическая комедия, где характеры героев определяются социальным положением (как об этом говорил Дидро).
Кроме политической темы – тема любви.
Чувство любви с изяществом и оптимизмом. Все искрится радостью.
-
Особенности творческой личности Джонатана Свифта (1667–1745). Своеобразие сатиры Свифта в “Путешествиях Гулливера” (1726).
Художественный образ главного героя – английского хирурга и моряка Лэмюэля Гулливера – берёт своё начало из английской прозы XVII века, тяготеющей к повествованиям путешественников, совершённых в эпоху великих географических открытий.
Направлен на обнажение личных и социальных проблем современного автору европейского общества.
Третье путешествие Гулливера открывает читателю три вечные проблемы человечества:
1. Соотношение науки и жизни, где наука парит в недосягаемой для простых смертных высоте (остров Лапута, населённый аристократией, помешанной на астрономии и геометрии), а жизнь медленно идёт своим чередом, всё больше и больше погружаясь в невежество и нищету.
2. Вырождение человечества, которое герой прослеживает на острове Глобдобдриб, чьи жители – волшебники, вызывают для него мёртвых исторических личностей и обычных европейцев.
3. Бесполезность бессмертия, которое рисуется автором как жалкая старость, лишённая и физических, и умственных сил. В то время как Гулливер полагает, что за вечной жизнью сохраняется возможность постоянного развития и накопления знаний, жители Лаггнегга точно знают, что после восьмидесяти лет природа берёт своё. Местные струльдбурги – бессмертные – самые несчастные люди на земле, так как им
недоступна ни юность, ни смерть.
Произведение состоит из 4х книг, в каждой из них главный герой попадает в необычную страну, где все его удивляет и поражает. В каждой из них Гулливер знакомится с политическим и социальным укладом жизни, рассматривает поведение жителей, интересуется их культурой, историей, языком и сравнивает со своей родиной
Изменчивость внешнего облика мира природы и человека, представленная фантастической и сказочной средой, в которую попадает Гулливер во время своих странствий.
Меняющийся облик фантастических стран подчеркивает, в соответствии с замыслом Свифта, неизменность внутренней сути нравов и обычаев, которая выражена одним и тем же кругом осмеиваемых пороков.
Текст «Путешествий» пронизан аллюзиями, реминисценциями, намеками, скрытыми и явными цитатами.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).
Остров Робинзона – Тихий океан, к западу от Сантьяго. Ориентир – устье реки Ориноко.
Новый жанр романа в английской литературе – сплав приключенческого романа с социальным и философским.
Литературная мистификация. «Робинзон Крузо» был издан без имени автора. Все повествование ведется от основного действующего лица.
Центральный герой формулирует идеи, психологию и эмоции современников Дефо. Это четкий и в то же время художественный образ.
Роман Дефо — своеобразный очерк. В нем, несмотря на исключительность сюжета, все достоверно.
Глубокая типизация образов, широкий охват действительности, проблемность и психологичность.
Фабула — цепь отдельных эпизодов, каждый из которых мог быть самостоятельным очерком, но так как все они связаны действиями, размышлениями центрального героя, то становятся компонентами романа.
Второстепенные герои эпизодичны и служат для того, чтобы раскрыть психологию основного героя.
Лаконизм, почти протокольное описание событий и раскрытие психологических переживаний своего героя посредством внутренних монологов и дневниковых записей.
Оригинальное художественное произведение, органически сочетавшее в себе авантюрное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философской притчи.
Выражение просветительских идей.
Просветительский эксперимент над «человеческой природой», факторы выживания человека в этой чрезвычайной ситуации.
Форма повествования – от 1 лица вызывает больше доверия. Робинзон – обычный человек, читатель в нем может узнать себя (новый образ героя).
Именно труд и творческая деятельность разума составляют, по убеждению писателя, основу преобразования мира и духовного возвышения человека.
Типично просветительская концепция истории человеческого общества.
Жизнь его героя на острове в обобщенном, схематическом виде повторяет путь человечества от варварства к цивилизации:
-
Вначале Робинзон — охотник и рыболов, -
Потом — скотовод, земледелец, ремесленник, рабовладелец. -
Позднее, с появлением на острове других людей, он становится основателем колонии, устроенной в духе локковского «общественного договора».
Благородная цивилизаторская миссия английской буржуазии.
С Локком сближают Дефо и воспитательные идеи о роли труда в истории человеческого рода и становлении отдельной личности.
Проблемы:
-
жизнь человека в экстремальных условиях, -
вера, -
воспитание (Пятница), -
подчинение природы (окультуривание её), -
рациональный подход Робинзона ко всему.
-
(5) Поэтика “комической эпопеи” Генри Филдинга (1707–1754) “История Тома Джонса, найденыша” (1749). Роль образа автора.
Соединил воедино комедию и философию
«Том Джонс» состоит из повествовательной части и вступительных глав к отдельным книгам – собственно романа и трактата о нем.
Герой, свободный от всякой корысти и бесчестия.
Повествование предваряли теоретико-эстетические главы – манифест просветительской эстетики
Задача – правдиво подражать природе и определившей главный предмет его творчества – человека.
Воспитательно-публицистическое значение литературы, чему лучше всего способствовал смех.
Один из создателей романа и его первый теоретик.
Радостное, уверенное и бодрое приятие жизни
Гармония между просветительским идеалом человека, каким он рисуется Филдингу, и его представлениями о реальной жизни еще не поколеблена; и это придает произведению удивительную художественную цельность.
Значение теоретико-эстетических комментариев и «отступлений», которые Филдинг вводит как органическую часть в ткань своего повествования
Открытое введение в повествование личности автора было новшеством
Филдинг обнажил и обыграл литературную условность, которую старались скрыть его предшественники: ввел в повествование всезнающего, всевидящего автора, который охотно вступает в беседу с читателями, обсуждает поступки и характеры своих персонажей и высказывает свои взгляды на жизнь и искусство.
Возможность прямого философско-публицистического обращения к читательской аудитории — возможность, неоценимо важную для писателя-просветителя.
Неограниченные полномочия автора-рассказчика позволили широко раздвинуть рамки повествования, которые еще недавно определялись личным жизненным опытом одного героя — «мемуариста» — или нескольких корреспондентов эпистолярного романа.
Жанр «комической эпопеи» не укоренился в литературе именно в этой своей форме: счастливое равновесие между просветительским оптимизмом и верностью жизни, в нем запечатленное, оказалось слишком непрочным.
Прямые подражания манере Филдинга, довольно многочисленные, не дали ничего значительного.
Но реалистическое новаторство Филдинга стало отправным пунктом последующего развития повествовательных жанров — прежде всего жанра романа.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15