Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).

(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).

Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796

Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).


Сентиментализм возникает в английской литературе несколько ранее, чем в других странах Западной Европы.

Сомнения во всесилии Разума как рычага переустройства мира.

Интерес к частной жизни человека, чувствительность, эмоции и чувства человека, взаимная связь чувств и миром природы.

Расширяют теорию художественного образа.

Чувства и эмоции под контролем разума.

Эстетическое новаторство английских сентименталистов предполагало свободу выражения личного отношения к миру: это открывало простор не только чувствительности, но и юмору, иногда переходившему в сатиру.

«Тайны и загадки», занимающие Стерна-художника, — это тайны душевной жизни человека, загадки противоречивых взаимопереходов от одного настроения к другому, от намерения к поступку ему противоположному.

Психологический анализ Стерна предвосхищает постижение «диалектики души», которое позднее Чернышевский связывал с творческим методом Толстого.

Использует все элементы просветительского романа середины XVIII в.

  • предшествующие роману посвящение и предисловие,

  • биографическую канву сюжета,

  • отступления,

  • прием замедления развязки,

  • ввод рассуждений в описательную часть,

  • споры действующих лиц (служившие в просветительном романе для пропаганды и доказательства морали автора),

  • разговор с читателем и т. д

Литературное наследие Стерна включает два романа, каждый из которых не является полностью законченным.

Первый роман - «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-1767)

Второй - «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768).

«Тристрам Шенди» — роман-пародия на произведения своих предшественников.

Выступал как критик, отвергающий идеологию и эстетику Просвещения.

Композиция является вызовом общепринятым принципам построения романа XVIII в.

Нарушает обычные формы повествования:

  • посвящение, которое принято предпосылать произведению, помещает в середине романа;

  • нарушает последовательность в нумерации глав;

  • прерывает повествование, оставляет пустыми некоторые страницы;

  • нарушается последовательность в изложении событий.

  • увлекается отступлениями


Переосмысливает и переоценивает семейную тему, не допуская идеализации.

Буржуазное существование предстает как фарс.

«Тристрам Шенди» - пародия на семейно-бытовой роман.

Теме «конька» принадлежит важное место, как и образам чудаков.

Именно в чудачествах во всей полноте и проявляется человеческая натура.

Стерн убежден, что, не зная склонностей человека, его «конька», нельзя представить себе его характер.

«Конек», или «господствующая страсть», определяет поведение многих героев.

«Конек» - это способ уйти от унылого однообразия повседневности, от трезвой расчетливости буржуа, от его удручающего практицизма. Эту способность отдаться какому-либо необычному увлечению Стерн определяет словом «шендизм».

Главное действующее лицо романа - сам автор. Его образ сложен и динамичен. Личность автора определяет тональность повествования.

Автор не только иронизирует над героями своего романа, он беседует с «проницательными» читателями и смеется над ними.

Субъективно-лирическое начало в произведении Стерна играет важную роль; так будет впоследствии и у романтиков.

Роман не завершен. Итальянские эпизоды Стерн написать не успел.

Сентиментализм

Стерн дал название целому литературному направлению, возник в 18 веке. Оно стало называться сентиментализмом.

В истории сентиментализма первым нужно назвать Ричардсона. Он первый возвел чувствительность в эстетический принцип. Он открыл, что основным содержанием повествования могут быть не события, а чувства.

Сентиментализм приобрел социальную окраску, в нем зазвучали полит. нотки.

Сострадание не вообще к человеку, а к бедняку.

Стерн придал сентиментализму философское обоснование.

Сентиментализм родился в Англии. Его возникновение было обусловлено соц. причинами.

Сентиментализм – реакция на буржуазное переустройство общественной системы

Нес в себе антиурбанистские тенденции и был полон печали об утраченной идиллии деревенской жизни и прелести природы.
  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796



Роберт Бёрнс приветствовал Великую французскую революцию (стихотворение "Дерево свободы" и др.) и подъём революционно-демократического движения в Шотландии и Англии.

На основе фольклора и старой шотландской литературы (А. Рамзей и Р. Фергюсон)

Создавал самобытную и современную по духу и содержанию поэзию.

Наиболее полное выражение народности в литературе XVIII в.

Личное достоинство человека, которое поэт ставит выше титулов и богатства.

Стихи во славу труда, творчества, веселья, свободы, бескорыстной и самоотверженной любви и дружбы соседствуют с сатирой, юмор, нежность и задушевность - с иронией и сарказмом.

  • простота выражения,

  • эмоциональность,

  • внутренний драматизм, проявляющийся и в композиции ("Весёлые нищие" и др.).

Песни Бёрнса положены на музыку и живут в устном исполнении.

Использование шотландского языка – осознанный выбор поэта.

Центральная фигура поэзии - «простой, честный, деловой, трудящийся и попросту религиозный фермер».

Лирические песни отличаются жизнелюбием, прославлением любви, дружбы, счастья. Лучшие нравственные качества, утверждаемые поэтом, неотделимы от любви к родине, к ее полям и лесам, к ее трудовым людям.

Источник поэзии – народное творчество. Стихи на мотивы старинных народных песен.

Нравственные силы народа. Неистребимость народного духа, бессмертие народа (стихотворение-аллегория «Джон Ячменное Зерно»)

Против общественного неравенства, против рабства. Стихи, посвященные теме социальной несправедливости и бесправного положения народа, носят революционно-демократический характер.

Установившийся буржуазный правопорядок был неприемлем для всех сторонников старого, разрушенного революцией феодально-абсолютистского общества;

Эстетика романтизма связана с философскими идеями Канта, Шеллинга. Гений стоит выше существующих рационалистических норм и свободно творит свой мир.

Характерная черта романтического мировоззрения — это резко выраженное субъективное осмысление автором явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что романтический поэт хотел бы видеть в жизни. Это часто приводит к неправильному пониманию, а порой и к искажению объективных законов развития действительности.


  • дружеские послания,

  • застольные песни,

  • гражданские стихи,

  • сатирические поэмы,

  • эпиграммы,

  • любовные песни
  1. (5) Итальянское Просвещение. Театральная реформа Карло Гольдони (1707–1793) (“Слуга двух хозяев” 1759)).


Итальянское просвещение

С 1760-х годов в итальянских государствах утверждается «просвещенный абсолютизм»: стремясь укрепить свое господство, правящие династии реформируют систему управления, судебный аппарат, правовые нормы, осуществляют налоговые реформы и т. д.

Ограничиваются светские права церкви, упраздняется инквизиция, закрываются монастыри и конфискуется их имущество, в 1773 г. папа вынужден упразднить орден иезуитов.

Попытки оздоровить государственность, ослабить могущество феодальных сил, и в частности, церкви, облегчить развитие промышленности и торговли

Подорвали основы феодализма и оказались недолговечными: первые же известия о революции во Франции заставили итальянских государей вернуться к политике откровенной и жестокой реакции.

Весь XVII век и первые десятилетия XVIII в. — период глубокого застоя и упадка культуры.

В литературе долгое время сохраняют господствующие позиции эпигоны барокко, стремившиеся к созданию элитарной культуры.

Итальянское Просвещение не создало собственной философской основы и ориентировалось на достижения европейской философии.

Незрелость и ограниченность Просвещения в Италии получили свое выражение в том, что предпочтение отдавалось наиболее умеренным доктринам.

Атеизму предпочитали деизм, материализму — идеалистические воззрения.

В первой половине XVIII в. господствовала картезианская философия, а во второй половине века сенсуализм.

Внимание уделяли изучению конкретных путей преобразования экономики, права, этики и культуры.

Развивается сравнительно поздно.

В первой половине XVIII в. в Италии были лишь отдельные мыслители, осознававшие необходимость преобразования итальянского общества согласно законам разума и природы.

Широкие масштабы – во второй половине столетия.

Определило космополитическую ориентацию многих деятелей культуры на литературно-эстетический опыт Европы и недооценку национальной культурной традиции.

Первые попытки реформы литературы предпринимаются в конце XVII в.

В 1690 г. в Риме артисты — любители литературы, поэты и ученые-филологи Крешимбери, Гравина и др. создали литературную академию Аркадия.

Цель – борьба против «маринизма», итальянского варианта поэзии барокко, отличавшегося крайней изощренностью и сложностью поэтической формы.

Этой поэзии они противопоставили нормативную поэтику классицизма, стремясь искусственно поддержать давнюю пасторальную традицию.

Несмотря на узость эстетической программы, Аркадия сыграла важную роль в литературной жизни Италии: во многих городах возникли ее филиалы, вокруг которых группировались видные деятели культуры.

Во второй половине века на смену Аркадии пришли более активные объединения литераторов-просветителей, например «Академия Гранеллесков» («пустословов») в Венеции и «Академия Трасформати» («преображенных») в Милане и др.

Просветители второй половины XVIII в. вступили в литературу с намерением проложить путь к утверждению царства Разума через публицистику. Не случайно они обратились к такому боевому оружию, как публицистика.

В первой половине XVIII в. существовал один серьезный печатный орган («Газета итальянских литераторов»

Во второй половине столетия журналы и газеты выходили десятками.

Пропаганда идей Просвещения и борьба против старого «неразумного» общества: «Венецианская газета» (1760–1762 гг) – полемические заметки о литературе и искусстве, очерки нравов, басни, дидактические рассуждения

«Венецианский зритель» ориентация на литературный опыт журнала Стила «Зритель».

Из родов литературы менее всего представлена проза (романный жанр) – убедительное свидетельство незрелости и ограниченности итальянской просветительской литературы.

Театральная реформа Карла Гольдони

"Слуга двух господ" - комедия итальянского драматурга Карло Гольдони

Италии нужен был новый, серьезный, литературный театр.

Комедия масок в прежнем виде существовать не могла, но ее достижения надо было сохранить и перенести в новый театр. Это сделал Карло Гольдони.

  • Начал вводить в пьесы, полностью написанные и литературно отделанные тексты отдельных ролей и диалогов (комедия Момоло, душа общества (1738)).

  • Создал театр характеров, отказавшись от масок, от сценария и в целом от импровизации.

  • Персонажи театра утратили свое условное содержание и стали живыми людьми – людьми своей эпохи и своей страны, Италии 18 в.

  • Реформу осуществлял в борьбе с противниками – время театральных войн.

  • Выразитель идей третьего сословия, защитником его идеалов и морали.

  • Дух разумного эгоизма и практицизма – нравственных ценностей буржуазии.

С конца 18 в. в Италии начинается эпоха Рисорждименто – борьба за национальную независимость, за политическое объединение страны и буржуазные преобразования, – продолжавшаяся почти столетие.

Новое художественное направление – романтизм

Идеолог романтизма – австрийский писатель Алессандро Мандзони.

Своеобразие театрального романтизма в Италии в его политической и национально-патриотической направленности.

Классицизм – выражение австрийской ориентации, направление, означавшее не только консерватизм, но и чужеземное иго, а романтизм объединял оппозицию.

В театре важнейшим жанром становится трагедия. Крупнейшим автором трагедий был Витторио Альфьери:

  • Создал трагедию гражданского содержания практически в одиночку.

  • Выступал против тирании.

  • Героический пафос борьбы за свободу.


  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

(5) Поэтика жанра фьябы у Карло Гоцци (1720–1806): “Король-олень” (1762).


Фьяба — жанр итальянского театра и драматургии, созданный Карло Гоцци и полемически направленный против бытовой комедии Карло Гольдони и Пьетро Кьяри.

Должны заключать в себе "философские мысли", "остроумную критику", "диалоги, исходящие из глубины души", и "прежде всего то очарование, благодаря которому для зрителей невозможное становится реальным".

Реальным людям предпочитает маски, их "собирательные", обобщающие, порой даже символические возможности.

Наполняет эти маски определенным содержанием ("строгой моралью и сильными страстями, нашедшими поддержку в прекрасном исполнении серьезных актеров"), а не просто "консервирует" их.

Окружающая реальность стала предметом сатиры, пародии, эпиграммы, облачившись в фантастические одежды, что не мешало зрителю узнавать конкретные личности, персонифицированные идеи.

Театральная сказка для Гоцци – способ преобразования в чувственные аллегории страстей, идей – всего того, что его интересует и волнует.

Полемика с современниками не является плодом "ума холодных наблюдений", но облекается в чувство, плоть, выдумку.

Стремился стереть границы полемики, превратить сатиру и пародию в материал для фантазии наравне с другими чувствами и идеями, которые привносил в сказки.

"Король-олень" (1762)

Третья сказка Гоцци.

Продолжаются поиски трагикомического сказочного стиля.

Литературно-полемический элемент снимается.

Роль масок сужается еще больше, и тексты их реплик в большинстве случаев написаны автором.

Сюжет сказки усложнен, и разрешение его приемами волшебных превращений не всегда мотивировано.
  1. (4) Немецкое Просвещение. Эстетические идеи Готхольда Эфраима Лессинга (1729–1781). Особенности сюжета и конфликта в драме Лессинга “Эмилия Галотти” (1772).


Преобладание гносеологического рационализма, в то время как идеи английских и французских просветителей основывались на эмпиризме, свойственном их воззрениям.

Почти до 1770-х гг. в Германии господствовало учение последователя Лейбница Христиана Вольфа (1679 – 1754), в основном лишь систематизировавшего идеи своего учителя.

Отличалось меньшим радикализмом в сравнении с французским и английским.

Слабо была представлена материалистическая линия.

Бо́льшее распространение получает пантеизм, который допускал умеренно материалистическое толкование.

Влияние на немецкую философию оказало пантеистическое учение Б. Спинозы.

В 1770-1780 гг. одним из важнейших событий в интеллектуальной жизни Германии стал «Спор о Спинозе». В дискуссии по поводу философии Спинозы и её соотношении с традиционной религией приняли участие почти все знаменитые философы и писатели Германии того времени.

Тенденция к моральному истолкованию религиозных сюжетов Ветхого и Нового заветов, которые стали считать символическими наставлениями в нравственности.

Влияние на духовную атмосферу Германии имело движение «Бури и натиска», отличающееся просветительской и антифеодальной направленностью.

Приверженцы движения (штюрмеры) выступали за искоренение пережитков феодализма, объединение Германии, ограничение влияния церкви, политическое и духовное освобождение людей.

Готхольд Лессинг (1729 – 1781)

Писатель, один из основоположников немецкого национального театра.

Неприятие фанатизма и нетерпимости.

По философским взглядам склонялся к материалистически истолкованному пантеизму в духе спинозизма

Инициатор «спора о Спинозе».

Борец за культурное объединение нации

Ориентация на общеевропейские просветительские идеалы.

Его литературно-критические и эстетические труды оказали влияние на развитие философской и художественной мысли Германии и Европы,

Драматические произведения заложили основы национального театрального искусства.

Принципы просветительского рационализма

Более глубокие взгляды на природу, историю и искусство.

История человечества – процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных.

Назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности.

Работы по эстетике и художественной критике.

Анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве.

Выступал против норм классицизма

Отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене.

Отвергает ортодоксальные понятия о божестве, веру в личного бога, существующего вне мира, и допускает бога только в качестве «души мира».

Значение религии только этическое.

"Эмилия Галотти"

Жанр произведения: драма, но, по определению автора – трагедия в пяти действиях.

Протест против любой формы угнетения

Политическое и моральное убожество двора и принца Гвасталлы.

Соединены античные основы фабулы, итальянского контекста событий и опыт немецкой общественной жизни

Рассказ древнеримского историка Тита Ливия о римлянке Виргинии.

Демократическая идея о том, что возвышенные, героические чувства скрыты в груди обычного, простого человека, и нужны лишь соответствующие обстоятельства, чтобы они вспыхнули.

Непримиримый конфликт – социально-политический – между людьми правящей верхушки и их подданными, состоятельными, но высокоморальными людьми.

Идея произведения:

  • осуждение княжеского деспотизма, феодального произвола;

  • восхваление героизма, высокой нравственности, большого гражданского мужества и чести.

Проблематика: