Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).

(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).

Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796

Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.


1) социально-политические проблемы;

2) феодальный произвол;

3) морально-этические проблемы;

4) проблема женской судьбы;

5) проблема свободы выбора;

6) проблема верности (любви, слову);

7) проблема нравственности;

8) проблема любви;

9) проблема веры и др.

  1. (4) Движение “Бури и натиска” в немецкой литературе. Раннее творчество Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832). Поэтика сентиментализма в романе “Страдания юного Вертера” (1774).

На пороге 1770-х годов немецкая литература вступает в новую фазу развития.

  • Общественное и нравственное самосознание немецкого бюргерства,

  • Социальный протест против приниженности и бесправия, косности и провинциализма культурной жизни

«Буря и натиск»

  • Кратковременное, но интенсивное и плодотворное движение, представленное молодым поколением:

  • По заглавию драмы Ф. М. Клингера, одной из самых ярких фигур этого течения.

  • Неотъемлемая часть эпохи Просвещения.

  • Вырастает на основе просветительский идеологии и связано с ее идеалами эмансипации личности от политического и духовного гнета.

  • Отказ от рационалистического подхода к общественным, нравственным и эстетическим проблемам, который господствовал в Просвещении ранее.

  • Против диктата разума и «здравого смысла», прагматической рассудочности (проявление мещанской ограниченности и эгоизма)

  • Альтернатива – культ сердца, чувства, страсти.

  • Спонтанное, ничем не скованное проявление индивидуальной «сильной» личности.

  • Простая, неискаженная человеческая природа против искусственности современного уклада жизни.

  • Далеки от радикальных политических и социальных идей Руссо, подхваченных впоследствии Великой французской революцией.

Иоганн Вольфганг Гете (1749 — 1832)

Литературные вкусы и собственные первые опыты формировались под влиянием ориентации на французскую поэзию и театр.

Ранние стихи написаны в традициях поэзии рококо.

Подлинное чувство и индивидуально-поэтическое видение мира.

Его не удовлетворял механистический и метафизический материализм французской просветительской мысли, статичное, аналитически систематизированное описание мира и природы, которую он воспринимал как живой, находящийся в постоянном движении организм с тесной взаимосвязью элементов

Интерес к средневековью, к национальной истории

Поиски жанра и стиля:


  • Лирические формы (ода, песня, идиллия, притча в стихах)

  • Драма (историческая, философская, бытовая буржуазная, стилизованные фарсы)

  • Эпистолярный роман («Страдания юного Вертера» (1774))

«Страдания юного Вертера» (1774)

Обращается к современному герою.

Глубоко личное, лирическое начало

В основе романа – реальное биографическое переживание.

Эпистолярная форма давала возможность сосредоточить внимание на внутреннем мире героя — единственного автора писем, показать его глазами окружающую жизнь, людей, их отношения.

Постепенно эпистолярная форма перерастает в дневниковую.

В конце романа письма героя обращены к самому себе — нарастающее чувство одиночества, ощущение замкнутого круга, которое завершается трагической развязкой.

В начале романа доминирует просветленное радостное чувство

Руссоистское преклонение перед природой + пантеистический гимн Вездесущему.

Руссоизм Вертера проявляется в сочувственном внимании к простым людям, детям, которые доверчиво тянутся к нему.

Эмоциональная натура, погруженная в мир чувств

Не приемлет холодных доводов рассудка,

Вторая часть романа вводит социальную тему.

Заключительные страницы романа, повествующие о последних часах Вертера, его смерти и похоронах, написаны от имени «издателя» писем и выдержаны в другой, объективной и сдержанной манере.

Духовная трагедия молодого бюргера, скованного в своих порывах и устремлениях косными, застывшими условиями окружающей жизни.
  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Первая часть Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.


Трагедия «Фауст» была начата во Франкфурте в 1773 г. В 1808 г. вышла полностью.

Работа над второй частью начата около 1800 г. Публиковались отдельные отрывки, но в окончательном варианте увидела свет, согласно воле автора, только после его смерти.

История создания трагедии отразила эволюцию творчества и мировоззрения автора.

Материал – легенда о реальной фигуре — ученом и чернокнижнике докторе Фаусте, жившем в первой половине XVI в., о котором сохранилось много исторических свидетельств.

Творил чудеса с помощью дьявола, которому якобы продал душу в обмен на знания и искусство магии.

Осмыслил в духе идей «Бури и натиска»: первоначально Фауст — мятежная титаническая натура, восстающая против мертвой схоластической средневековой науки

Стремится к истинному познанию природы через соприкосновение с жизнью

Традиционные мотивы народной книги и кукольной комедии

Нравственно-философские искания поэта-штюрмера и социальный мотив — трагедия соблазненной девушки, убившей своего ребенка

Подражание Шекспиру — грубоватые вставные песни, чередование стихотворных и прозаических сцен, иногда нарочито огрубленных

Стилистическое многоголосье, пронизывающее поэтический строй трагедии: высокий библейский стиль (хор архангелов) чередуется с разговорными, фамильярными речами Мефистофеля.

Бытовые сцены, сниженные до грани непристойности, сменяются лирическими песнями Маргариты и философскими раздумьями Фауста.

Гете далек от однозначных обвинений или оправданий своих героев

В религиозно-философском смысле Фауст и Мефистофель у Гете далеки от своих прототипов в народной легенде.

Мефистофель — просвещенный и современный черт, ироничный, убедительный в «срывании масок», изобличающий Фауста в подспудных влечениях и инстинктах, которые тот сам от себя хотел бы скрыть.

Циник, наслаждающийся «пробуждением скотской натуры» в человеке, и одновременно — воплощение силы отрицания, побуждающей человека к действию, к реализации своих духовных возможностей.

Особое место в первой части занимают «Посвящение» и «Театральное вступление», которыми открывается трагедия.

  • «Посвящение» — лирическое стихотворение, в котором звучит скорбное воспоминание о молодости и ушедших друзьях, раздумье о судьбе будущего творения, тревожная настороженность по отношению к его новым читателям.

  • В сознании поэта сплавлены прошлое и настоящее, лично пережитое и созданный им художественный мир.

  • «Театральное вступление» — беседа Директора театра, Поэта и Комика о задачах театрального зрелища, миссии искусства и художника, которую каждый из них толкует по-своему:

    • Директор — как коммерческое предприятие, рассчитанное на невзыскательную публику;

    • Поэт — как высокое предназначение, устремленное к потомкам;

    • Комик — как быструю и действенную реакцию на запросы современного зрителя, которому нужно в концентрированном виде показать и «объяснить» его собственную, не осознанную им жизнь.


Гете формулирует свои теоретические идеи об организующей и преобразующей роли искусства.
  1. (4) Вторая часть Фауста” (1831): основные идеи, проблемы, образы.


Вторая часть написана в ином духе, чем первая.

Гете: Первая часть субъективна, написана человеком, подвластным своим страстям, скованным ими.

Во второй части субъективное почти полностью отсутствует, здесь открывается мир более высокий, более обширный, светлый и бесстрастный

Гете и его герой живут главными интересами эпохи.

Фауст стал шире, многограннее. Он соприкасается с жизнью государства и общества, проблемами культуры и искусства, с природой и занят борьбой за подчинение ее человеку.

Фауст как будто обрел себя, дело, занялся трудом. Мысль о труде как о главном компоненте жизни человека проходит через многие произведения Гете.

Фауст соприкасается с жизнью во всей ее полноте.

Каждый акт второй части будет представлять собой относительно законченное целое. Вторая часть построена более четко и равномерно. Вся она разделена на пять актов, согласно классическому канону. Внутри каждого акта есть отдельные эпизоды, достаточно тесно связанные с общим замыслом.

Фауст осознал как собственную ограниченность, так и ограниченность возможностей отдельного человека, отдельной личности. Он уже не мыслит себя ни богом, ни сверхчеловеком, а только человеком, и - как все люди, он обречен лишь на посильное приближение к абсолютной конечной цели – осуществлению всемирного блага, к решению загадок и заветов истории.

Фауст стремится к власти, но не из эгоизма или корыстных побуждений, а для того, чтобы вершить добрые дела и править справедливо, на общее благо.

Вальпургиева ночь во второй части создана в параллель Вальпургиевой ночи первой части. Там - сборище фантастических существ, порождение мрачной северной фантазии. Во второй части Вальпургиева ночь - это мифические образы светлой жизнерадостной фантазии юга.

Эти два эпизода противостоят друг другу как классическая и романтическая Вальпургиева ночь. Они символизируют разные формы мифотворчества и отражает противоположность двух художественных направлений, современных Гете – ваймарского классицизма и романтизма

Связь второй части "Фауста" с романтизмом состоит в вечном совершенствовании героя, в вечном стремлении к Идеалу; а также в том, что Фауст живет в собственном, придуманном мире со своими реалиями и ценностями.


  1. (4) Раннее творчество Фридриха Шиллера (1759–1805). Штюрмерские идеи в драме Разбойники” (1781).


Творчество Фридриха Шиллера пришлось на эпоху «Бури и натиска» – направления в литературе Германии, для которого был характерен отказ от классицизма и переход к романтизму (охватывает 1760–1780 годы).

Пьесы

  • 1781 — «Разбойники»

  • 1783 — «Заговор Фиеско в Генуе»

  • 1784 — «Коварство и любовь»

  • 1787 — «Дон Карлос, инфант испанский»

  • 1797—1799 — драматическая трилогия «Валленштейн»:

    • Лагерь Валленштейна

    • Пикколомини

    • Смерть Валленштейна

  • 1800 — «Мария Стюарт»

  • 1801 — «Орлеанская дева»

  • 1803 — «Мессинская невеста»

  • 1804 — «Вильгельм Телль»

  • «Деметриус» (не была окончена из-за смерти драматурга)

  • Проза

    • «Преступник из-за потерянной чести» (новелла, 1786)

    • «Духовидец» (роман, окончен Хансом Хайнцем Эверсом)

В 1781 г. анонимно вышла первая драма «Разбойники»,

В следующем году поставлена одной из лучших театральных трупп в Мангейме (на афише впервые стояло имя автора),

БежаЛ из Вюртемберга в Мангейм — годы литературной и театральной работы, успехов и разочарований, скитаний и нужды.

Пафос «Разбойников» направлен против тирании в любых ее проявлениях. Это выражено уже в латинском эпиграфе: «Против тиранов».

Противопоставление двух братьев — внешне добропорядочного, на деле лицемерного и подлого, и легкомысленного, непочтительного, но честного и благородного, — встречается в литературе XVIII в.

Прямым источником «Разбойников» послужила повесть Шубарта «К истории человеческого сердца», но в некоторых сценах и ситуациях звучат и реминисценции из «Короля Лира» и «Ричарда III».

Тема «благородного разбойника» — опирается не только на литературную традицию (английские баллады о Робин Гуде, которого упоминает сам герой — Карл Моор), но и на реальные факты — стихийно возникавшие в Германии разбойничьи банды.

Стремление Карла Моора противопоставить себя обществу, которое он не приемлет из-за всеобщей фальши и лицемерия, жестокого эгоизма и корысти, вначале носит неопределенный и риторически декларативный характер.

Его монолог окрашен руссоистскими настроениями:

  • обвинение современному деградировавшему «чернильному» веку,

  • преклонение перед величественными героями Плутарха.