Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

(5) Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608–1674) (Англия) «Потерянный рай» (1663).

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.

(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).

Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.

Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).

(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).

(5) Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694–1778). Жанровые особенности ироикомической поэмы “Орлеанская девственница” (1720-е–1760-е гг).

(4) Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713–1784). Повесть-диалог “Племянник Рамо” (1762).

Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.

Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).

(4) Новаторская поэтика романа Лоренса Стерна (1713–1768) “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (1760–1767) (читать тома 1-3).

(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796

Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.


Паблос — новая разновидность плутовского героя: жизнь делает его мошенником, но он быстро находит в образе жизни пикаро своеобразную прелесть, осмысляя свое существование как форму приспособления к действительности.

Композиция романа повторяет обычную структуру плутовского романа: он состоит из серии эпизодов, объединенных фигурой центрального персонажа.

Характерную для пикарески «открытость» композиции, Кеведо акцептирует, обрывая рассказ неожиданно на одном из очередных поворотов жизненного пути Паблоса.

Кеведо отвергает двуплановость повествования: эффект «сиюминутности» рассказа, исключение «возвышения» действительности, ее религиозного, нравственного или философского оправдания.

Мрачная атмосфера безысходности и несмягчаемая резкость оценок.

Мотив дороги, странствий (изменения в социальной жизни Испании XVI — XVII вв).

Ощущение закономерности происходящего

Ось — деньги

Персонажи романа – воплощение социальной действительности Испании, ее закономерное порождение.

Изображение общества перестает быть фоном, на котором развертываются приключения героя.

Общественная среда воздействует на формирование характера, раскрывая социальную обусловленность образа пикаро и других персонажей.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.


Классицизм (от лат «classicus» - образцовый) – второй, наряду с барокко, основной литературный стиль XVII века. Наивысшее развитие получил во Франции.

Философский аналог литературному классицизму – рационализм Декарта

Общественно-политическая основа – укрепление абсолютизма.

Принципы:

1. Разумное подражание природе.

2. Нормативность (подражание образцам, прежде всего античным).

3. Классицизм отстранялся от субъективных эстетических взглядов.

  • Строгая бинарная оппозиция: хороший вкус – дурной вкус.

  • Утверждение вечных художественных форм, установленных разумом, и абсолютных нравственных истин, основанных на здравом смысле

  • Цель искусства – извлекаемая из произведения польза

  • Основной целевой принцип – «развлекая, поучать»

  • Предмет поучения – незыблемые нравственные истины.

Категория поэтики – правдоподобие, чтобы искусство могло эффективно воздействовать на читателя или зрителя и приносить пользу, без которой искусство бессмысленно.

  1. Принцип разделения и несмешения жанров

  • Строгая иерархия жанров: высоких (трагедия, эпическая поэма, ода), средних (например, идиллия, элегия, сонет) и низких (комическая поэма, сатира, басня).

  • Положение комедии неустойчивое: разные виды могут относиться как к низким, так и средним жанрам.

  • Трагическое и комическое не должны соединяться в одном произведении.

  • Писатель должен стремиться донести до читателя мысль как можно более точно

  • Требование простоты и ясности стиля, принцип «экономии» художественных средств, отказ от лишних подробностей, чтобы свести к минимуму возможность непонимания читателем идеи автора.

  • Роман рассматривался исключительно как развлекательный жанр.

5. Язык произведения должен быть предельно прост и ясен

6. Правило трех единств:

  • времени (действие происходит в рамках одних суток);

  • места (действие не должно передвигаться в пространстве);

  • действия (пьеса имеет один главный сюжет, остальные сводятся к минимуму);

7. Правило декорума (приличия):



  • сюжеты трагедий из древней истории или мифологии, но не в современности – дистанцироваться для разумного восприятия сюжета;

  • персонажи трагедии – только высокие лица; даже на служебных ролях

  • на сцене нельзя показывать ужасные события – об этом рассказывают вестники.

Нормы классицизма, унаследованные от традиции:

  • пятиактное членение пьесы;

  • александрийский стих.

Предложение кодификации французского языка и стихосложения Малерба:

  • запрет прециозного стиля;

  • запрет переноса;

  • запрет зияния гласных;

  • регулярное чередования мужских и женских рифм;

  • ограничение на употребление неологизмов и заимствованных слов.


  1. Особенности драматургического метода Пьера Корнеля (1606–1684) в трагедии «Сид» (1636).


Первоначально – трагикомедия.

Сюжет из пьесы испанского драматурга Гильена де Кастро «Юность Сида»

Корнель сделал пьесу более упорядоченной и цельной, упростил и сконцентрировал действие, акцентировал свое внимание не на внешних перипетиях, а на нравственно-психологическом конфликте, на чувствах и переживаниях персонажей

Романическая, экзальтированная испанская драма чести <-> героическая классицистическая трагедия у Корнеля.

Сохранившиеся черты трагикомедии:

  • фабула не из античной истории или мифологии, а из романической истории средневековой Испании

  • действие завершается благополучно — возможностью заключить счастливый брак между главными героями в будущем.

Трагедийность «Сида»:

  • накал нравственных коллизий

  • внутренняя неразрешимость конфликта без вмешательства третьей силы (короля Фернандо)

  • «высокая» проблематика пьесы, обращенной к понятиям долга, чести, государственного блага.

Эта сложность коллизии определяется особой концепцией любви: разумная страсть, страсть по разумному выбору, любовь к достойному.

Любовь и честь (чувство и долг) совпадают в персонажах «Сида»

В. Бахмутский: «выбор — высшее мгновение для трагического героя Корнеля, он связывает его с абсолютной вневременной нормой».

Своеобразие корнелевской трагедии - в ее герое. Он не является жертвой богов и судьбы, как в трагедиях второй половины XVI - начала XVII в.

Героя отличает «величие смелости», он обладает стойкостью, способной вызвать удивление или, точнее, восхищение, готов на подвиг

Сострадание к герою – это не чувство жалости.


В дни Корнеля только начинали складываться нормы классицистического театра, в частности правила о трех единствах — времени, места и действия. Корнель принял эти правила, но исполнял их весьма относительно и, если это вызывалось необходимостью, их нарушал.

Корнель брал наиболее острые, драматические моменты из исторического прошлого, изображая столкновения политических и религиозных систем, судьбы людей в моменты крупных исторических сдвигов и переворотов.

Корнель – писатель политический.

Психологические конфликты, история чувств, перипетии любви в его трагедии отходили на второй план.

Строил трагедии по типу политических диспутов.

Характерам не свойственны многосторонность, конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении, они не индивидуализированы

Классицизм под характером понимает одну черту, которая подавляет все остальные.

Характером обладают персонажи, которые могут свои личные чувства подчинить велению долга. Величественность характеров Химены, Фернандо, инфанты и их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви.

Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению.

Борется с прециозным представлением о любви, внося рационализм в эту сферу, освещая любовь глубоким гуманизмом.

Любовь возможна если влюбленные уважают друг в друге благородную личность.

Новый конфликт – борьба между чувством и долгом через систему конкретных конфликтов:

  1. Конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом.

  2. Конфликт между чувствами героя и долгом перед гос-м и королем.

  3. Конфликт фамильного долга и долга перед государством.

Против пьесы была развернута кампания, длившаяся 2 года.

Ряд критических статей Мере, Скюдери, Клавере и др.

Против пьесы было образовано специальное «Мнение французской академии о «Сиде», отредактированное Шапленом и инспирированное Ришелье.

Дискуссия о «Сиде» послужила поводом для четкой формулировки правил классической трагедии.

«Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид”» стало одним из программных манифестов классической школы.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15