Файл: 5 Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.
(4) Проблематика трагедии Корнеля «Гораций» (1640).
Психологизм Расина в трагедии «Федра» (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Проблематика и поэтика комедии Мольера «Дон Жуан» (1665).
(5) Фарсы Мольера (“Смешные жеманницы” (1659), “Плутни Скапена” (1671)).
Комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” (1784): идейная структура, система персонажей.
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660–1731) “Робинзон Крузо” (1719).
(4) Поэзия Роберта Бернса (1759–1796
Первая часть “Фауста” (1806) Гёте: основные идеи, проблемы, образы.
Паблос — новая разновидность плутовского героя: жизнь делает его мошенником, но он быстро находит в образе жизни пикаро своеобразную прелесть, осмысляя свое существование как форму приспособления к действительности.
Композиция романа повторяет обычную структуру плутовского романа: он состоит из серии эпизодов, объединенных фигурой центрального персонажа.
Характерную для пикарески «открытость» композиции, Кеведо акцептирует, обрывая рассказ неожиданно на одном из очередных поворотов жизненного пути Паблоса.
Кеведо отвергает двуплановость повествования: эффект «сиюминутности» рассказа, исключение «возвышения» действительности, ее религиозного, нравственного или философского оправдания.
Мрачная атмосфера безысходности и несмягчаемая резкость оценок.
Мотив дороги, странствий (изменения в социальной жизни Испании XVI — XVII вв).
Ощущение закономерности происходящего
Ось — деньги
Персонажи романа – воплощение социальной действительности Испании, ее закономерное порождение.
Изображение общества перестает быть фоном, на котором развертываются приключения героя.
Общественная среда воздействует на формирование характера, раскрывая социальную обусловленность образа пикаро и других персонажей.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
(5) Литература классицизма: особенности эстетики, политический и философский контекст.
Классицизм (от лат «classicus» - образцовый) – второй, наряду с барокко, основной литературный стиль XVII века. Наивысшее развитие получил во Франции.
Философский аналог литературному классицизму – рационализм Декарта
Общественно-политическая основа – укрепление абсолютизма.
Принципы:
1. Разумное подражание природе.
2. Нормативность (подражание образцам, прежде всего античным).
3. Классицизм отстранялся от субъективных эстетических взглядов.
-
Строгая бинарная оппозиция: хороший вкус – дурной вкус. -
Утверждение вечных художественных форм, установленных разумом, и абсолютных нравственных истин, основанных на здравом смысле -
Цель искусства – извлекаемая из произведения польза -
Основной целевой принцип – «развлекая, поучать» -
Предмет поучения – незыблемые нравственные истины.
Категория поэтики – правдоподобие, чтобы искусство могло эффективно воздействовать на читателя или зрителя и приносить пользу, без которой искусство бессмысленно.
-
Принцип разделения и несмешения жанров
-
Строгая иерархия жанров: высоких (трагедия, эпическая поэма, ода), средних (например, идиллия, элегия, сонет) и низких (комическая поэма, сатира, басня). -
Положение комедии неустойчивое: разные виды могут относиться как к низким, так и средним жанрам. -
Трагическое и комическое не должны соединяться в одном произведении. -
Писатель должен стремиться донести до читателя мысль как можно более точно -
Требование простоты и ясности стиля, принцип «экономии» художественных средств, отказ от лишних подробностей, чтобы свести к минимуму возможность непонимания читателем идеи автора. -
Роман рассматривался исключительно как развлекательный жанр.
5. Язык произведения должен быть предельно прост и ясен
6. Правило трех единств:
-
времени (действие происходит в рамках одних суток); -
места (действие не должно передвигаться в пространстве); -
действия (пьеса имеет один главный сюжет, остальные сводятся к минимуму);
7. Правило декорума (приличия):
-
сюжеты трагедий из древней истории или мифологии, но не в современности – дистанцироваться для разумного восприятия сюжета;
-
персонажи трагедии – только высокие лица; даже на служебных ролях -
на сцене нельзя показывать ужасные события – об этом рассказывают вестники.
Нормы классицизма, унаследованные от традиции:
-
пятиактное членение пьесы; -
александрийский стих.
Предложение кодификации французского языка и стихосложения Малерба:
-
запрет прециозного стиля; -
запрет переноса; -
запрет зияния гласных; -
регулярное чередования мужских и женских рифм; -
ограничение на употребление неологизмов и заимствованных слов.
-
Особенности драматургического метода Пьера Корнеля (1606–1684) в трагедии «Сид» (1636).
Первоначально – трагикомедия.
Сюжет из пьесы испанского драматурга Гильена де Кастро «Юность Сида»
Корнель сделал пьесу более упорядоченной и цельной, упростил и сконцентрировал действие, акцентировал свое внимание не на внешних перипетиях, а на нравственно-психологическом конфликте, на чувствах и переживаниях персонажей
Романическая, экзальтированная испанская драма чести <-> героическая классицистическая трагедия у Корнеля.
Сохранившиеся черты трагикомедии:
-
фабула не из античной истории или мифологии, а из романической истории средневековой Испании -
действие завершается благополучно — возможностью заключить счастливый брак между главными героями в будущем.
Трагедийность «Сида»:
-
накал нравственных коллизий -
внутренняя неразрешимость конфликта без вмешательства третьей силы (короля Фернандо) -
«высокая» проблематика пьесы, обращенной к понятиям долга, чести, государственного блага.
Эта сложность коллизии определяется особой концепцией любви: разумная страсть, страсть по разумному выбору, любовь к достойному.
Любовь и честь (чувство и долг) совпадают в персонажах «Сида»
В. Бахмутский: «выбор — высшее мгновение для трагического героя Корнеля, он связывает его с абсолютной вневременной нормой».
Своеобразие корнелевской трагедии - в ее герое. Он не является жертвой богов и судьбы, как в трагедиях второй половины XVI - начала XVII в.
Героя отличает «величие смелости», он обладает стойкостью, способной вызвать удивление или, точнее, восхищение, готов на подвиг
Сострадание к герою – это не чувство жалости.
В дни Корнеля только начинали складываться нормы классицистического театра, в частности правила о трех единствах — времени, места и действия. Корнель принял эти правила, но исполнял их весьма относительно и, если это вызывалось необходимостью, их нарушал.
Корнель брал наиболее острые, драматические моменты из исторического прошлого, изображая столкновения политических и религиозных систем, судьбы людей в моменты крупных исторических сдвигов и переворотов.
Корнель – писатель политический.
Психологические конфликты, история чувств, перипетии любви в его трагедии отходили на второй план.
Строил трагедии по типу политических диспутов.
Характерам не свойственны многосторонность, конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении, они не индивидуализированы
Классицизм под характером понимает одну черту, которая подавляет все остальные.
Характером обладают персонажи, которые могут свои личные чувства подчинить велению долга. Величественность характеров Химены, Фернандо, инфанты и их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви.
Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению.
Борется с прециозным представлением о любви, внося рационализм в эту сферу, освещая любовь глубоким гуманизмом.
Любовь возможна если влюбленные уважают друг в друге благородную личность.
Новый конфликт – борьба между чувством и долгом через систему конкретных конфликтов:
-
Конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом. -
Конфликт между чувствами героя и долгом перед гос-м и королем. -
Конфликт фамильного долга и долга перед государством.
Против пьесы была развернута кампания, длившаяся 2 года.
Ряд критических статей Мере, Скюдери, Клавере и др.
Против пьесы было образовано специальное «Мнение французской академии о «Сиде», отредактированное Шапленом и инспирированное Ришелье.
Дискуссия о «Сиде» послужила поводом для четкой формулировки правил классической трагедии.
«Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид”» стало одним из программных манифестов классической школы.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15