Файл: Контрольная работа Вопрос 12 и 70.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектом экологической экспертизы является любая хозяйственная либо иная деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду.

Экологическая экспертиза по своей сути является независимой, проводится экспертной комиссией, включающей в свой состав экспертов, как штатных, так и сторонних (внештатных).

Результатом работы экологической экспертизы является заключение, то есть документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В большинстве случаев, экологическая экспертиза отвечает на вопрос, можно ли проводить строительство без причинения вреда природе или нет, не нанесет то или иное строительство вреда природе.

Государственные экспертизы по закону обязательны при проектировании и строительстве любых новых хозяйственных объектов. Общественная экспертиза проводится группами специалистов, формирующимися при различных научных и общественных организациях.

Экологическая экспертиза должна быть научно обоснована, эксперты при проведении экспертизы должны быть независимы. Результаты экспертизы представляются для широкого рассмотрения общественности.

Когда по каким-либо причинам с выводами первичной экспертизы не согласен заказчик или требуется доработка представленного на экспертизу материала, проводится вторичная экспертиза.

Для осуществления экологической экспертизы существует целая процедура, которая состоит из подготовительного этапа (приема документов и оформления заявки), основного (экспертного анализа) и заключительного (принятия экспертного заключения). Результаты экспертизы должны публиковаться в средствах массовой информации.

Официально установленный порядок организации и проведения экологической экспертизы включает в себя пять основных стадий:

1. назначение экспертизы и ее организацию;

2. сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации;

3. формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

4. представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем компетентного органа;

5. разрешение споров и при необходимости проведение повторной (дополнительной) экспертизы.

Работы по проведению ГЭЭ осуществляются на платной основе. Заказчик должен своевременно произвести оплату и представить подтверждающие документы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты, в противном случае экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику вместе с сопроводительным письмом.


После поступления материалов в экспертное подразделение, специализирующееся в проведении ГЭЭ, документы регистрируются и руководство подразделения определяет ответственного исполнителя из числа штатных сотрудников, в обязанности которого входит организация и проведение ГЭЭ.

Ответственный исполнитель определяет:

  • сложность объекта ГЭЭ;

  • срок проведения ГЭЭ (для простых объектов – до 30 дней, для объектов средней сложности – до 60 дней, для сложных – 120 дней; допускается корректировка сроков экспертизы, однако они не должны превышать 6 месяцев);

  • количество привлекаемых экспертов (нечетное, не меньше 3; в качестве экспертов выступают специалисты, обладающие научными или практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика, или гражданин, имеющий трудовые или договорные отношения с заказчиком или разработчиком);

  • стоимость проведения ГЭЭ.

В течение времени, предусмотренного для оплаты работ, ответственный исполнитель подготавливает техническое задание экспертной комиссии на проведение ГЭЭ и предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря (обычно это ранее назначенный ответственный секретарь).

Председатель ГЭЭ участвует в формировании ГЭЭ и согласовывает ее состав, участвует в подготовке задания членам комиссии, организует подготовку сводного заключения.

Эксперт имеет право заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления дополнительных материалов, а также формулировать особое мнение. В обязанности эксперта входит всестороннее осуществление анализа представленных материалов, соблюдение общих требований РФ, соблюдение установленных сроков, объективность и обоснованность выводов, соблюдение конфиденциальности сведений и сохранности материалов, представленных на экспертизу.

ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены комиссии, заказчик, представители заинтересованных организаций. Территориальные органы могут делегировать своего представителя в состав экспертной комиссии (без права голоса).

В процессе работы члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на ГЭЭ и на основании их анализа, готовят индивидуальные экспертные заключения. При необходимости осуществляется выезд членов экспертной комиссии на место для получения дополнительной информации. На основании индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, которые обсуждаются на заседаниях экспертных групп и представляются ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии. Обобщенный проект заключения обсуждается на заключительном заседании в присутствии заказчика, разработчика материалов, представителя администрации, представителей общественности и территориальных органов.



После обсуждения заключение ГЭЭ подписывается всеми членами экспертной комиссии. В случае, если заключение ГЭЭ не подписано квалифицированным большинством голосов и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экспертиза считается безрезультатной. Все заключения и особые мнения принимаются к сведению и создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвующих в предыдущей ГЭЭ.

Оплата работы экспертной комиссии при продлении срока проведения ГЭЭ производится за счет средств МПР России.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством МПР России приказом, в котором устанавливается срок действия заключения.

После завершения ГЭЭ ответственный исполнитель направляет заключение ГЭЭ заказчику в течение 5 дней со дня утверждения, копию заключения – специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей среды и исполнительным органам власти, направляет письма о выполнении поручения в специально уполномоченные федеральные органы, письма в СМИ, подготавливает информацию в банковские организации, оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и документы для их оплаты.

Другим элементом контроля экологической ситуации является экологический аудит. В переводе этот термин означает «экологическое обследование», «экологический обзор».

Экоаудит по международным стандартам является необходимым при различного рода инвестициях, оценке стоимости приватизируемых предприятий, маркетинговых исследованиях конкурентоспособности продукции и др. Становление рыночных отношений требует внедрения экологического аудита.

За рубежом экоаудит проводится специальными фирмами, которые всесторонне изучают деятельность предприятия, начиная с истории его становления. Он включает не только оценку экологического состояния предприятия и определение отклонения его деятельности от норм, но и анализ технологий, финансово-экономической сферы с такой целью, чтобы увеличить прибыль предприятия и уберечь его от системы возможных штрафов в связи с нарушением экологических законодательств.

Экоаудит позволяет оценить деятельность предприятия с точки зрения интересов самого предприятия, повышая его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, оценить экологическую эффективность управления предприятием с целью сохранения окружающей среды. В экоаудите заинтересованы и собственники предприятий, что не всегда бывает при осуществлении экологической экспертизы, так как она в большинстве случаев в основу регулирования отношений ставит штрафы и запреты. Экологический аудит организуется по инициативе руководителя или владельца объекта и носит характер экологического самоконтроля или экологической самооценки.


Экологический аудит выполняется независимо от экологической экспертизы. Он проводится специализированными аудиторскими организациями, имеющими соответствующий квалификационный сертификат (лицензию).

Список литературы





  1. Аверченко, Т.В. Экология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Аверченко Т.В. - Москва: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. - 88 с/

  2. Дроздов, В.В. Общая экология с основами экологической безопасности военной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.В. Дроздов, С.А. Панихидников; рец.: Г.Т. Фрумин, А. А. Лубянников; Федеральное агентство связи, ФГОБУ ВПО СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. - СПб.: СПбГУТ, 2013. - 433 с.

  3. Меньшакова, В.В. Прикладная экология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Меньшакова В.В. - Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013. - 134 с.

  4. Овчинников, С.А. Экология [Текст]: учебное пособие / С.А. Овчинников, О.П. Резункова; рец. Н.П. Меткин; Федеральное агентство связи, ФГОБУ ВПО СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. - СПб.: СПбГУТ, 2012. - 55 с.

  5. Экология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Шубина Е.В. - Москва: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. - 160 с.