Файл: Реферат по дисциплине Теория и история народной художественной культуры.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
Факультет искусств
Кафедра кино-фото искусства
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Теория и история народной художественной культуры»
на тему «Балаган и раёк как новые формы городского фольклора»
Выполнил:
Преподаватель:
Санкт-Петербург,
2023
Содержание
Введение 2
Глава 1. История развития городского фольклора 4
1.1 Русский фольклор 4
1.2 Русский городской фольклор 6
1.3 Русский фольклорный театр 15
1.4 Ярморочная культура 17
Глава 2. История театра балаган и раек 20
2.1 Балаган 20
2.2 Лубок - предшественник театра раек 26
2.3 Раек 29
Заключение 32
Список литературы 33
Введение
Современный мир находится в постоянном движении и развитии, и мы все стремимся понять и сохранить свою культуру и традиции. В этой связи, изучение городского фольклора и роли народного театра в нем является актуальной и важной темой в нашей современной культуре.
В XIX веке в Российской Империи происходит активная индустриализация, растет численность городского населения, что влечет за собой изменение и развитие культурных форм, возникает городской фольклор. Одними из интересных форм городского фольклора являются балаган и раёк. Балаган — это название уличного театра, который возник в России в начале XIX века. Он представляет собой некую комбинацию цирка, театра и клоунады. В балагане выступают актёры-одиночки или маленькие труппы, которые играют сценки на улицах городов, на ярмарках. Содержание представлений в балагане может быть разным: от сатиры на общественную жизнь до комических и драматических сюжетов. Балаган — это не только уличный театр, но и своеобразный феномен городской культуры, который отражает дух и настроение общества.
Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.
Народный театр — это часть нашей культуры и истории. Они позволяют нам лучше понимать нашу страну и её народ. Изучение народного театра как форм городского фольклора помогают сохранять историческую память о городе, его культуре и жителях.
В первой главе речь идет о развитие городского фольклора и ярморочной культуры в целом, рассматриваются истоки городских фольклорных форм и их место в общей системе фольклорных жанров.
Во второй главе представлена история народных театров балаган и раек, рассмотрены отличительные черты и особенности формирования данных видов театра в городской среде.
Объект исследования – городской фольклор.
Предмет – балаган и раек в российской городской среде.
Цель: выявить и изучить причины популярности таких форм городского фольклора, как балаган и раек.
Задачи:
-
Изучить причины возникновения городского фольклора -
Рассмотреть эволюцию народного театра -
Установить отличительные особенности театров балаган и раек
Глава 1. История развития городского фольклора
1.1 Русский фольклор
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — собирательное название произведений устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы. Научный интерес к фольклору возник в первой половине XVIII века — его изучали В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Важнейшие жанры русского фольклора — былины, песни, сказки и заговоры [20, с. 699—703.].
Историческая периодизация фольклорных жанров:
-
Древнерусский фольклор -
Фольклорные жанры восточных славян эпох Древнерусского государства (IX—XII века) и феодальной раздробленности (XII—XV века):-
сказка; -
героический эпос: былина, предание, причитания, славы и плачи, заговоры, паремии или речевые клишированные формулы (пословицы, поговорки, загадки, поверья, приметы, пожелания, клятвы, божбы, проклятия и пр.) и т. д.
-
-
Новые фольклорные жанры после принятия христианства:-
духовный стих и христианская легенда;
-
-
Новые жанры централизованного Русского государства (с конца XV по XVII века):-
историческая песня, баллада, лирическая песня;
-
-
Новые фольклорные формы и жанры Российской империи (XVIII — нач. XX века):-
театр, лубок, маршевая песня, песня литературного происхождения, частушка, жестокий романс; -
рабочий фольклор: сказ, песня рабочих;
-
-
спонтанные культурные жанровые формы второй половины XX века:-
молва, сплетня, современный суеверный рассказ, посвятительные обряды и пр.
-
Традиционная систематизация разделяла фольклорные жанры на эпос, лирику, драму. Однако современные фольклористы предпочитают деление на сферы: прозаическую, музыкально-песенную, обрядово-игровую, театральную и пармиологическую (клишированные речевые формулы).
В русском фольклоре эпос передаётся через песню или прозу. Песенные жанры: былина, скоморошина, историческая песня (XIV—XIX века), баллада (с трагической развязкой), духовный стих (ветхозаветные и евангельские персонажи). Прозаические жанры делятся на сказочную и несказочную прозу.
Русская фольклорная лирика делится на два жанра: песни и частушки. Обрядовая поэзия связана с определённым обрядом различных циклов: календарного, семейного и в особых случаях (пожары, засухи, эпидемии и т. п.). Корни календарного цикла — в язычестве. Цикл подвергся влиянию церковно-христианской культуры. Делится на три периода: зимний, весенне-летний и осенний; все включают ритуальные действия (обряды). Семейный цикл включает свадебный, родильно-крестильный и похоронно-поминальный обряды.
К драме относится народный театр (как уличный, так и в помещении) — это кукольный и раёшный театр, и балаганные приговоры.
1.2 Русский городской фольклор
На рубеже ХIХ – ХХ вв. произошло необходимое для возникновения нового типа культуры изменение системы ценностей, обусловленное формированием высокими темпами урбанизации в индустриальном обществе комплекса средств массовой информации, широким внедрением в жизнь достижений научно-технической революции и демократизацией социально-политической, общественной и бытовой жизни людей. Качественные изменения, характерные для этой эпохи, коснулись в первую очередь городского населения.
В начале ХХ в. происходит трансформация мироощущения людей, в круг художественных ценностей включаются традиционные формы народного искусства и новые форм городского фольклора. В этот период происходят сдвиги в мире эстетических норм, изменение социальной ориентации культуры, демократизация вкусов.
Одной из самых неисследованных тем в истории русской культуры является городской фольклор. Систематически городские традиции, в особенности так называемый «низовой городской фольклор», начали изучать только в ХХ в. Однако этнографы и фольклористы до сих пор не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, существует ли городской фольклор как самостоятельное явление. Различие городского и сельского традиционного фольклора исследователи чаще всего видят в области письменной и устной традиций. Распространенной точкой зрения является взгляд на городской фольклор как на традиционный крестьянский, но «испорченный» урбанистической культурой, усвоенной полностью оторванным от земли населением крупных индустриальных центров.
Приверженцами точки зрения на городской фольклор как на самостоятельное культурное явление, динамично развивающееся по своим законам, являются Ю.М. Лотман, П.Г. Богатырев, А.Ф. Белоусов и С.Ю. Неклюдов. Качественное различие городского и сельского фольклора они видят прежде всего в изменении массового сознания горожан, связанного с повышением уровня урбанизации, а следовательно, с появлением новых культурных запросов основной массы населения городов.
Социально-политическое и культурное единство города и сельской округи обеспечивало единство фольклорной традиции. Многолюдные городские праздники традиционно были частью городского быта, но они почти полностью копировали крестьянскую традицию. Обычно в городах
, как и на селе, празднества и гуляния были приурочены к сезонно-календарному циклу полевых работ и крупным церковным праздникам. После того, как быт города и деревни начал принципиально различаться, изменился и характер традиционных земледельческих празднеств в изменившихся городских условиях.
Индустриальный город нивелирует основополагающие черты крестьянского праздника: строгую регламентацию и обрядность праздника. В городе меняется состав участвующих в празднике, поскольку, во-первых, социальное деление в индустриальном городе значительно многообразнее, чем на селе, а во-вторых, на городском празднике сталкивались не только представители различных сословий, но также различных местностей и национальностей.
Постепенно в условиях промышленного города складываются такие формы праздничных развлечений, увеселений и торжественных церемоний, которые все больше отрываются от своей традиционной первоначальной основы и приспосабливаются практически к любой форме празднования. Разрушается социальное, а затем и культурное единство празднично-обрядовой жизни города и деревни.
Существуют различные точки зрения на время появления городского фольклора как самостоятельного явления. А.Ф. Некрылова относит его появление к XVIII в., поскольку именно тогда «произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства» и «непривилегированная часть жителей крупных городов ощущала необходимость в создании своего искусства» [13, с.6]. Этому способствовало также и появление в России в XVIII в. значительного числа иностранцев, в том числе и бродячих артистов, которые познакомили население, и прежде всего городское, с европейским ярмарочным искусством.
Другие исследователи, в частности С.Ю. Неклюдов и Я.И. Гудошников, относят время появления городского фольклора ко второй половине XIX в. По их мнению, именно период Великих реформ характеризуется бурным ростом промышленных городов и высокими темпами урбанизации. В это же время произошло изменение массового сознания в первую очередь в результате получения крестьянами личной свободы.
Но если учитывать, что появление городского фольклора непосредственно связанно с изменение массового сознания городских жителей, которое было обусловлено повышением уровня урбанизации, то следует признать, что в 60 - 70-х гг. XIX в., а тем более в XVIII в., уровень урбанизации в России был низким. Несмотря на то, что темпы урбанизации во второй половине XIX в. по сравнению с европейскими странами были достаточно высокими, качественных различий между городом и деревней, которые могли бы модифицировать ценностную систему настолько, чтобы можно было говорить о