ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сургутский филиал ГБОУ ПОО
«Златоустовский техникум технологий и экономики»
Специальность_Право и организация социального обеспечения____________
Группа_21П____________
Шифр_________________
Контрольная работа
По предмету_________________________________________________________
Студент_____________________________________________________________
( фамилия, имя, отчество)
Проверил:
Преподаватель________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Оценка_____________________
Дата_______________________
От «_____» ___________________ 20 г.
Содержание
1. Маркетинг в страховании 3
2. Правовое регулирование страховой деятельности. ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» 8
3. Задача 16
Список использованной литературы 18
1. Маркетинг в страховании
Маркетинг страховщика – это ряд функций страховой компании, включающий в себя планирование, ценообразование, рекламирование, формирование спроса, организацию сети продвижения страховых полисов на основе реальных и потенциальных потребностей на страховые услуги. Четко выработанная концепция маркетинга, маркетинговое мышление, первичность маркетинговых функций, маркетинговый стиль, поведение и образ жизни сотрудников, подчиненность всех сфер деятельности компании маркетинговым целям, вплетенность идей, функций, целей и духа маркетинга в во все стадии деятельности компании, ее служб и каждого отдельного сотрудника – в этом залог успеха на современном рынке. Тогда страхователь удовлетворен данной компанией, он продолжает взаимоотношения с ней в дальнейшем. Удовлетворение страховых интересов клиентов является экономическим и социальным обоснованием существования страхового общества.
Базовыми, общими в деятельности различных страховщиков направлений и функций маркетинга являются:
-
ориентация страховых компаний на конъюнктуру рынка, формирование спроса на страховые услуги (страховые продукты являются, в отличие от товаров первой необходимости, «продаваемыми», а не «покупаемыми»), формирование спроса. -
максимальное удовлетворение потенциальных страховых интересов потребителей.
Классическим подходом страхового менеджмента, как одной из формы реализации целей маркетинга, является модель «4 Р» (4 МИКС), которая состоит из четырех уровней управления:
-
страхователи; -
страховые услуги; -
цена страхового обслуживания; -
рынок.
Функции маркетинга:
-
первая основная функция – привлечение клиентуры; -
вторая основная функция – удовлетворение страховых интересов (страховое обслуживание клиентуры прямо влияет на спрос, но требует увеличения затрат. Меры: улучшение имиджа компании, повышение качества обслуживания, пересмотр тарифов и т.д. Критерий качества обслуживания страхователей – отсутствие жалоб.
Основные элементы маркетинга страховщика:
-
изучение потенциальных страхователей; -
изучение мотивов потенциального клиента при заключении договора страхования; -
анализ собственно рынка страховой компании; -
исследование продукта (вида страховых услуг); -
анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту; -
изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; -
исследование рекламной деятельности; -
определение наиболее эффективных способов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту.
Основные принципы практического маркетинга:
-
глубокое изучение конъюнктуры страхового рынка; -
сегментация страхового рынка (выделение секторов: личного и имущественного страхования); -
гибкое реагирование на вопросы страхователей; -
инновация (постоянное совершенствование модификации, приспособление страховых продуктов к требованиям рынка).
Два основных вида маркетинга:
-
ориентированный на страховой продукт; -
ориентированный на страхователя, заранее определенные группы потенциальных клиентов.
Сегментация страхового рынка – выделение группы страхователей, страховых услуг или страховщиков, обладающих определенными общими признаками (географическим, демографическим, психогеографическим признакам и в комбинации друг с другом).1
Определения емкости страхового рынка производится по статистическим и экспертным данным, путем опроса, анализа отчетности органа страхнадзора и др. источников.
Три метода продвижения страховых услуг:
1. Экстенсивный метод (использование любых посредников страховой компании, способных оформить один или несколько договоров страхования данного вида).
2. Исключительный метод (взаимодействие страховой компании с одним генеральным страховым агентом, которому предоставляется исключительное право на заключение договоров страхования от имени и по поручению страховой компании в данном географическом регионе).
3. Выборочный метод (взаимодействии страховой компании с двумя и более генеральными страховыми агентами).
Методы стимулирования клиента:
-
формированием спроса на страховую услугу; -
ценовые льготы и скидки со страховой премии (льготы за безубыточное страхование, льготы различным группам страхователей и кредитные льготы); -
участие страхователя в прибылях страховой компании (выплата дивидендов, снижение страховых взносов).
Методы сбыта страховых услуг.
1) Традиционная структура сбыта: сочетание территориального и предметного (видового) подходов, когда компания создает свои отделения и филиалы в различных городах и районах, а внутри филиала может существовать дифференциация деятельности по видам страховых услуг, когда разные отделы занимаются отдельными видами страхования. Основа такой системы сбыта – агент-распространитель страховых услуг. Недостаток традиционного подхода – повышенные затраты.
2) Многоуровневый, или сетевой, маркетинг – MLM (Multi-Level Marketing). Агентская фирма или консультант ведет самостоятельный и активный поиск клиентов, привлекает их к участию в программах страхования и оказывает необходимую консультационную помощь. Консультант развивает свою сбытовую (консультационную) сеть, при этом образуются уровни иерархии, и у каждого консультанта может образоваться собственная сбытовая сеть (ветвь).
Реклама страховых услуг состоит из двух частей:
1) реклама определенной программы страхования (телевидение, радио, пресса, уличная реклама);
2) реклама в целях расширения сбыта (то же плюс рекламные компании: спонсорство, конкурсы, доставка рекламных материалов на дом, в магазины, кинотеатры, бары, кафе и другие места, которые часто посещаются людьми, посылка купонов, рекламные шествия, рекламные надписи в общественном транспорте и т.п.).2
Анализ конкуренции:
-
первый этап – оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции; -
второй этап – выделение основных страховых компаний-конкурентов.
Ценовая и неценовая конкуренция страховщиков.
В основе ценовой конкуренции лежит тарифная ставка (применяется главным образом страховщиками-аутсайдерами в их борьбе с гигантами страхового бизнеса, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции).
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план дополнительные сервисные услуги страховщиков (преимущественное право приобретения акций страховой компании,
содействие в приобретении недвижимости, бесплатные консультации юридического характера и т.д.). Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама.
Незаконные методы неценовой конкуренции: шпионаж ноу-хау, переманивание специалистов, подлог страховых свидетельств и др.
Конкурентоспособность страховщика – возможности сбыта страховых продуктов на данном рынке с учетом имеющихся страховых интересов. Состоит из:
1) экономических параметров (расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение доходов от страховой деятельности и др.);
2) организационных параметров (система скидок и льгот, развитость сбытовой сети и др.), по срокам и условиям заключаемых договоров страхования. В идеале экономические и организационные параметры конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.
Монопольное положение страховщика в экономической среде вызывает ряд негативных явлений. Не имеющий серьезных конкурентов страховщик стремится реализовать свои экономические интересы, а не зависимых от него страхователей. Базирующаяся на использовании закона стоимости и конкуренции рыночная экономика по своей природе отторгает монополизм.
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Государственным Антимонопольным комитетом и ФССН РФ.3
2. Правовое регулирование страховой деятельности. ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»
Страхование как сфера профессиональной деятельности достаточно полно регулируется рядом глав Гражданского кодекса РФ, прежде всего гл. 48 «Страхование», а также статьями гл. 3 «Граждане (физические лица)», гл. 4 «Юридические лица», гл. 7 «Ценные бумаги», гл. 9 «Сделки», гл. 10 «Представительство. Доверенность», гл. 11 «Исключение сроков», гл. 12 «Исковая давность», гл. 13-20 (о правах собственности), гл. 21-29 (об обязательствах и договорах), гл. 34 «Аренда», гл. 37 «Подряд», гл. 42 «Закон и кредит», гл. 44 «Банковский вклад», гл. 45 «Банковский счет», гл. 49 «Поручение», гл. 52 «Агентирование» в части, регулирующей деятельность страховой компании как субъекта хозяйственной деятельности.
Основное содержание гл. 48 части второй Гражданского кодекса РФ составляют нормы, регулирующие отношения по договорам имущественного и личного страхования. Понятие «обязательное страхование» определяется в двух видах – за счет средств государственного бюджета (обязательное государственное страхование – ст. 969 ГК РФ) и за счет указанных в законе лиц (ст. 935 ГК РФ). Согласно ст. 935 ГК РФ закон может возложить на указанных в нем лиц обязанность страховать:
-
жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; -
риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.
Обязательное страхование осуществляется, как и добровольное, путем заключения письменного договора лицом, на которое возложена обязанность такого страхования. Требование письменной формы договора страхования не распространяется на договоры обязательного государственного страхования (п. 1 ст. 940 ГК РФ). При обязательном страховании заключение договора на предложенных страхователем условиях для страховщиков необязательно (п. 2 ст. 927 ГК РФ). В Гражданском кодексе РФ указываются интересы, страхование которых не допускается:
-
противоправные интересы; -
убытки от участия в играх, лотереях и пари; -
расходы, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
Страхование этих интересов делает договор страхования ничтожным, не имеющим силы.
Отметим, что если в договоре страхования наряду с запрещенными присутствуют и другие интересы и при этом условия договора составлены таким образом, что страхование запрещенного интереса может быть изъято из договора без какого-либо ущерба для страхования других интересов, то на эти другие интересы и условия их страхования правила о ничтожности договора не распространяются.4
Согласно п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
-
риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ); -
риск возникновения ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам – риск гражданской ответственности (ст. 931 и 932 ГК РФ); -
риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск (ст. 933 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 932 ГК РФ риск возникновения ответственности за нарушение договора может быть застрахован только у самого страхователя и только в его пользу.