Файл: Оглавление Введение 2 Глава Роль прокурора в рассмотрении судом уголовных дел 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представляется, что сегодня профессиональный государственный обвинитель, во-первых, должен быть носителем высокой культуры, всесторонне эрудированным юристом и публичным оратором, обладающим красноречием, аналитическим складом ума и гибкостью мышления, тонким психологом, умеющим убеждать в правоте своей позиции.

Во-вторых, он обязан владеть достаточными знаниями в области материального и процессуального законодательства, прекрасно знать правоприменительную практику в этой сфере, уметь четко и ясно обосновывать свою позицию.

В-третьих, он должен быть специалистом, который знает особенности предварительного следствия и проведения отдельных следственных действий не понаслышке, а на основе достаточного личного практического опыта работы в должности следователя.

Этот далеко не полный перечень профессиональных и личностных качеств, которыми сегодня должны обладать государственные обвинители, показывает всю глубину проблемы их подбора и подготовки. А этой проблемой в органах прокуратуры (в особенности на местах) чаще всего занимаются эпизодически.

Выход из создавшегося положения видится в принятии Генеральной прокуратурой РФ комплекса организационно-правовых мер.

Прежде всего, считаю целесообразным введение в штат Генеральной прокуратуры должности Главного государственного обвинителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, приравняв ее к должности заместителя Генерального прокурора страны.

Наличие такой должности позволило бы сосредоточить в руках Главного государственного обвинителя комплекс организационных, правовых, методических, управленческих и других вопросов, связанных с осуществлением сотрудниками прокуратуры функций государственного обвинителя.

Положительное решение этого вопроса потребует создания аппарата (департамента или управления на базе существующих в ряде органов прокуратуры отделов по поддержанию государственного обвинения) Главного государственного обвинителя Генеральной прокуратуры, в составе которого нужно будет предусмотреть необходимый штат государственных обвинителей Генеральной прокуратуры РФ.

На уровне прокуратур субъектов Федерации целесообразно также ввести должность государственного обвинителя (на правах заместителя или, по крайней мере, старшего помощника прокурора субъекта Федерации) со своим аппаратом, который выполнял бы функции государственного обвинения на уровне прокуратуры субъекта Федерации. Сказанное в полной мере можно применить в отношении прокуратур районного уровня. В частности, давно настала пора предусмотреть в штате каждой районной прокуратуры должность государственного обвинителя.


В организационном плане потребуется разработать смету и штатное расписание государственных обвинителей как Генеральной, так и нижестоящих органов прокуратуры, установить для них должностные оклады и "потолки" классных чинов, проработать вопрос о подборе сотрудников, которых планируется назначать на должность государственного обвинителя, организовать их профессиональную подготовку в одном из учебных заведений Генеральной прокуратуры.

Полагаю, что обучение будущих государственных обвинителей, помимо всего прочего, должен включать углубленное изучение проблем уголовного права и уголовного процесса, других отраслей права, искусства публичного выступления, основ сценической речи, общей и судебной психологии, особенностей поддержания обвинения по различным категориям уголовных дел и т.д.

Введение в штат Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратур должности государственного обвинителя потребует разработки и принятия дополнительных организационно-правовых основ его деятельности. В частности, необходимо будет разработать положение о Главном государственном обвинителе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и его аппарате, а также о государственном обвинителе нижестоящих прокуратур.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Совершенствование прокурорского надзора при рассмотрении судом уголовных дел


Важным средством для повышения эффективности прокурорского надзора является усиление контроля за деятельностью подчиненных прокуроров. Систематические проверки, проводимые в нижестоящих прокуратурах, позволяют не только вскрывать и устранять недостатки и упущения по осуществлению надзора за законностью в суде по уголовным делам, но и рекомендовать передовые методы надзора и более эффективные средства прокурорского реагирования на нарушение закона.

Одной из наиболее эффективных мер по совершенствованию прокурорского надзора является изучение и обобщение работы прокуроров во всех стадиях уголовного судопроизводства. Изучение и обобщение состояния поддержания государственного обвинения, материалов кассационной и надзорной практики дает полное и ясное представление о состоянии прокурорского надзора. Поэтому такие обобщения следует организовывать периодически. На практике они обычно проводятся ежеквартально или раз в полугодие. При обобщение материалов кассационной практики особое внимание уделяется протестам, принесенным прокурорами на оправдательные приговоры и определения судов о прекращении уголовных дел производством, а также на определения судов о направлении уголовных дел на дополнительное расследование. Именно на такие решения судов прокуроры чаще всего приносят протесты. Особое внимание прокуроров должны привлекать протесты, принесенные в связи с нарушением материального закона и норм уголовного процесса, допущенными в стадии предварительного следствия. Здесь наиболее рельефно выделяются недостатки, ошибки, а также нарушения законов, допущенные органами дознания и предварительного следствия. Результаты изучения и обобщения практики реализуются в виде информационных писем и обзоров, которые направляются областным, городским и районным прокурорам.23

В целях дальнейшего совершенствования прокурорского надзора в суде по уголовным делам в органах прокуратуры проводится работа по повышению деловой квалификации и профессионального уровня прокуроров. Основное внимание при обучении уделяется прокурорам низового звена – прокурорам районов, городов, их заместителям и помощникам, несущим основную тяжесть по надзору за исполнением законов в уголовном судопроизводстве. Повышение квалификации и профессионального уровня прокуроров приобретают особую актуальность в условиях реализации судебно-правовой реформы. В этих целях важное значение приобретает создание постоянно действующей системы совершенствования квалификации и профессионального мастерства прокуроров, на обязанности которых лежит поддержание государственного обвинения и надзор за исполнением законности приговоров, определений и постановлений суда при рассмотрении судами уголовных дел. В эту систему включены как давно известные, апробированные формы обучения, так и новые, нетрадиционные виды повышения деловой квалификации прокуроров: семинары, научно-практические конференции, смотры работы прокуроров, изучение и внедрение положительного опыта работы, проведение деловых игр, издание методических пособий, информационных бюллетеней, обзоров практики исполнения законов при судебном
рассмотрении отдельных категорий уголовных дел, создание фоно- и видеотек и т.д.

В целях перехода к работе в новых условиях в прокуратуре организовано изучение и обсуждение положений нового УПК прокурорско-следственными работниками, проводятся учебные семинары с участием представителей Генеральной прокуратуры РФ, а также расширяется состав государственных обвинителей на местах.

Для прокуроров, осуществляющих надзор за законностью в стадиях кассационного и надзорного судопроизводства, составляется тематика семинаров и научно-практических конференций с учетом специфики их работы.

Одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации и профессионального уровня прокуроров является стажировка. Прокуроры не имеющие достаточного опыта, в особенности молодые специалисты, вызываются на стажировку в вышестоящую прокуратуру или направляются в районную или городскую прокуратуру, где хорошо организован прокурорский надзор в суде первой инстанции. Программа стажировки составляется заранее. В ней учитываются недостатки и упущения в работе прокурора, которому предстоит ее пройти. Оправдала себя и такая форма стажировки, когда молодые прокуроры поддерживают обвинение по крупным уголовным делам совместно с опытными государственными обвинителями.

Правильно организованный прокурорский надзор в судах по уголовным делам оказывает положительное влияние на улучшение качества дознания и предварительного следствия. В прокуратурах проводится большая работа по улучшению качества предварительного следствия путем использования материалов по надзору за законностью при рассмотрении судами уголовных дел. Эту обязанность прокуроры выполняют одинаково активно и настойчиво во всех стадиях рассмотрения уголовных дел в суде – от предания суду до производства по делу в стадии надзора.

Заключение


В заключение следует подвести итог всему вышесказанному. Таким образом прокурор – единственный субъект уголовного процесса, участвующий во всех стадиях уголовного процесса. Он осуществляет надзор за точным исполнением в уголовном судопроизводстве законов. Во всех стадиях уголовного судопроизводства прокурор обязан принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ.


Наличие общности задач по надзору за исполнением законов в уголовном процессе не исключает специфики осуществления этой функции в каждой из стадий уголовного процесса. Эта специфика обусловлена прежде всего особенностями процессуального положения прокурора в различных стадиях. В стадии предварительного расследования прокурор, например, вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или органом дознания; отменять акты, вынесенные следователем и лицом, производящим дознание; давать указания, обязательные для лиц, производящих следствие или дознание.

Закон предоставляет прокурору широкие полномочия по надзору за законностью предварительного следствия и дознания. Прокурор наделен правом: участвовать в производстве следственных действий и в необходимых случаях лично производить предварительное следствие или отдельные следственные действия по любому делу, возвращать дела для производства дополнительного расследования, отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и органа дознания, изымать дело от органа дознания и передавать его следователю, а также передавать дело от одного следователя другому, прекращать уголовные дела, отменять постановления следователя о прекращении дела и т.д.

Закончив расследование и составив обвинительное заключение, следователь и орган дознания не могут направить дело в суд, минуя прокурора. Дело поступает прокурору, и только он может его направить в суд, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение. При этом он вправе составить новое обвинительное заключение, изменить обвинение в сторону смягчения, изменить меру пресечения. Прокурор также рассматривает жалобы на действия следователя и лица, производящего дознание.

Иному процессуальному положению прокурора в других стадиях уголовного процесса соответствует и иной объем прав.

В судебном разбирательстве главное направление деятельности прокурора — поддержание государственного обвинения. Но это не значит, что прокурор во всех случаях и во что бы то ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения и изложить суду мотивы отказа. Для того чтобы успешно выполнить свои задачи, прокурор активно участвует в судебном разбирательстве: