Файл: 1. Формирование у дошкольников фонетических навыков 6 1 Психологические особенности развития дошкольников 6.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование у дошкольников фонетических навыков
1.1 Психологические особенности развития дошкольников
1.2 Слухо-произношение как объект овладения в дошкольном возрасте
1.3 Современные подходы к формированию фонетических навыков у дошкольников
2. Методика формирования слухо-произносительных навыков
2. Методика формирования слухо-произносительных навыков
2.1 Анализ учебных программ
Сравнительный анализ образовательных программ согласно ФГОС
Название примерной общеобразовательной программы | Целевые установки или концептуальные основы программы | Структура программы | Приложения, методические материалы к программе | Краткие выводы |
«От рождения до школы» | - В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. - Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. - Ведущий тип деятельности - игра. - Развитие - важнейший результат успешности воспитания и образования детей. - Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. - Образование - процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). - Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ. - Ведущие цели Программы: - Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. - Формирование основ базовой культуры личности. - Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. - Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе. - Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. - Возрастная категория: от рождения до 7 лет. - Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих. - Тематический принцип построения образовательного процесса. | - Пояснительная записка. -Организация жизни и воспитания детей. -Содержательная часть по возрастным группам: возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы. -Итоговые результаты освоения программы. -Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. -Работа с родителями. -Коррекционная работа. -Рекомендации по составлению перечня пособий. | В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия. Программа является переработанным в соответствии с ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Поэтому все пособия к этой программе могут быть использованы и в работе по Программе «От рождения до школы» с предварительной обработкой под ФГТ. Наряду с методическими пособиями Программа обеспечена книгами для занятий родителей с детьми. | Программу «От рождения до школы» можно назвать самой базовой, фундаментальной программой дошкольного образованияОна охватывает возраст от 0 (от рождения!) до 7 лет (с ориентацией преимущественно на паспортный возраст). Программа нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора ЗУН. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу. |
«Истоки» | - Название Программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как уникального периода, в котором закладываются основы будущего развития личности. - Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья. - Программа отражает базисное образование детей от рождения до 7 лет и обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка. - В основе Программы концепция психологического возраста (четыре психологических возраста - младенчество, ранний возраст, младший дошкольный и старший дошкольный возраст): каждый возраст включает в себя особые отношения детей со взрослым, виды деятельности, в т.ч. и ведущий тип деятельности, а так же психологические достижения ребенка. - Задачи психолого-педагогической работы заданы по семи группам, а содержание по четырем психологическим возрастам, что делает педагогический процесс гибким. - В основе программы лежит деятельностный подход: деятельность развивается и меняется от возраста к возрасту. | -Раннее детство: -младенческий возраст; -ранний возраст. -Дошкольное детство: -младший дошкольный возраст; -старший дошкольный возраст. -Общие условия реализации программы: -организация жизни детей; -планирование; -психолог в дошкольном учреждении; -сотрудничество воспитателя с семьей; -развивающая предметно-пространственная среда детства. -система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: - мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО; - мониторинг итоговых результатов освоения детьми ООП ДО. | В Программе есть три приложения, в которых даны три факультатива: «Обучение неродному языку», «Компьютер в детском саду» и «Живой мир природы в городе и ребенок». А так же представлен список рекомендуемой литературы, методических и наглядно-дидактических пособий как вышедших в свет, так и готовящихся к печати. | Программа «Истоки» как и Программа «От рождения до школы» отражает образование детей от рождения до 7 лет. Однако, в основу программы «Истоки» положена концепция психологического возраста. Это позволяет гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей и осуществлять его индивидуализацию. Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно сохраняется преимущественно на этапе знакомства с новым материалом. В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество - общение, ранний возраст - предметная деятельность, дошкольный возраст - игра. В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями. |
«Детство» | - Цель программы «Детства»: обеспечить всестороннее развитие (физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное, интеллектуальное развитие) ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. - Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти три линии пронизывают все разделы Программы, придавая ей целостность и единую направленность. - В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. - Задачи Программы: - укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН; - развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения; - развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи; - обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение. - Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ. - Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет. - Содержание Программы «Детство» центрировано на ребенке, создания ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. | -Введение. - Основная часть. 2.1. Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей). 2.2. Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей. 2.3. Методический комплект программы «Детство». 3. Дополнительная часть (региональный компонент). | Библиотеку Программы составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. Весь методический комплект к Программе «Детство» приводится в конце основной части Программы и представляет собой список научно-методического обеспечения, методических пособий, рабочих тетрадей и наглядно-дидактических пособий, альбомов и игр. В дополнительной части Программы предложены варианты отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами развития дошкольников: -ребенок знакомится с малой Родиной; -ребенок познает родную страну и мир;
| Программа «Детство» исключает из образовательного процесса детей раннего возраста, т.е. она нацелена на детей 3-7 лет (три психологических возраста). Основная идея программы - социализация ребенка, т.е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностейВообще, в центре программы поставлен ребенок и его физическое и эмоциональное здоровье. Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе. Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов. |
«Успех» | - Название Программы «Успех» - отражает основную миссию всей системы непрерывного образования РФ - формирование успешных граждан. Успешность маленьких россиян - это результат освоения ООП дошкольного образования по направлениям: Социально-личностное развитие Познавательно-речевое развитие Единство физического развития и воспитания культуры здоровья Художественно-эстетическое развитие. -Программа ориентирована на детей 3-7 лет и обеспечивает достижение детьми физической и психологической готовности к школе. -Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ. -Принципиальным отличием Программы от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы. -Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. -Главный тип деятельности - игра. Это и служит основным критерием выбора форм образовательной работы. Так же самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность, труд. - Программа построена на основе примерного календаря праздников, что обеспечивает «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности. Праздники могут быть заменены другими значимыми событиями. | -Пояснительная записка. -Возрастные особенности детей. -Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы. -Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»). -Планируемые результаты освоения Программы. -Приложения 1-7. (Показатели физического развития детей.) -Примерная циклограмма образовательной деятельности. | В приложении даны следующие материалы: Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей. -Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей. -Средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 4--7 лет. -Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду. -Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год. -Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов. -Оценка функционального состояния ЦНС. -Примерная циклограмма образовательной деятельности. На данный момент библиотека программы активно наполняется методическими пособиями, демонстрационным материалом, мониторинга | |
2.2 Технологии формирования фонетических навыков
Иностранный язык в отличие от других предметов является одновременно и целью, и средством обучения. Успех обучения зависит от индивидуально-психологических и профессиональных особенностей личности педагога, от личности дошкольника, его интересов и отношения к учебе.
Основы хорошего произношения звуков, ритмически и интонационно правильного оформления речи и понимания речи на слух должны закладываться на раннем этапе обучения иностранному языку. При формировании фонетических навыков наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью. В качестве примера можно привести цитату В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [32, с. 33].
Существует огромное количество игр, направленных на достижение определенных целей в методике обучения иностранному языку, в нашем случае возникает вопрос: что такое фонетическая игра и на что она нацелена?
Цели, которые преследует фонетическая игра как основная технология формирования фонетических навыков:
-поставить или скорректировать правильное произношение;
-тренировать дошкольников в произношении английских слов изолированно, в словах и фразах;
-отработать интонации;
-научить дошкольников громко и отчетливо читать вслух [33].
Но главная цель использования фонетических игр на занятиях английского языка - это закрепление и совершенствование произносительных навыков.
Кроме того, игры направлены на развитие слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки [35].
Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение:
Фонетическая игра - это игра, направленная на закрепление или совершенствование фонетических навыков, способствующая правильному произношению звуков в потоке речи, развитию слухового внимания и памяти,
умению слышать и дифференцировать звуки, как изолировано, так и в потоке речи, а также интонационно и ритмически правильному оформлению речи.
Фонетические игры подразделяются на следующие подгруппы:
-Игры на развитие фонематического слуха.
Они способствуют правильному восприятию английской фонетики, помогают справиться с проблемой непохожести языков, поскольку при изучении английского языка дошкольник сталкивается с такой проблемой как отсутствие аналогичных фонем в родном языке, либо они существуют, но отличаются тем или иным образом.
-Игры на развитие навыков звукопроизношения.
Под правильным звукопроизношением понимается чистое выговаривание детьми каждого звука речи и овладение закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах. Овладеть этим сложным процессом можно двумя путями: информальным (подражание речи окружающих людей) и формальным (специальные тренировки).
Данный вид игр помогает развивать навыки правильного произношения английских звуков, которые отвечают стандартам английской речи. Считается, что развитие данного навыка является самым трудным, но очень важным.
-Игровые приемы в обучении транскрипции.
Обучение транскрипции является неотъемлемой частью обучения английскому языку, поскольку знание транскрипции позволит ребенку раньше начать работать со словарем, находить правильное произношение слов.
-Игровые приемы в обучении интонации.
-Игровые приемы для тренировки произносительных навыков [35, с.5-16].
Функции фонетических игр:
Определив цели и роль фонетических игр в процессе формирования фонетических навыков на раннем этапе обучения иностранному языку, мы можем выделить их функции:
-Обучающая функция заключается в формировании фонетических навыков (слухо-произносительных и ритмико-интонационных).
-Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств как работа в команде, уважительное отношение к партнерам или соперникам по игре, оказание взаимопомощи.
-Развивающая функция способствует развитию таких психических познавательных процессов как мышление, память, восприятие и внимание, а также раскрытию таких личностных качеств, как мобильность, настойчивость, стрессоустойчивость и др. Развивает волевые качества и переживание различных эмоций.