Файл: 1. Формирование у дошкольников фонетических навыков 6 1 Психологические особенности развития дошкольников 6.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формирование у дошкольников фонетических навыков
1.1 Психологические особенности развития дошкольников
1.2 Слухо-произношение как объект овладения в дошкольном возрасте
1.3 Современные подходы к формированию фонетических навыков у дошкольников
2. Методика формирования слухо-произносительных навыков
-Развлекательная функция заключается в создании благоприятной атмосферы на занятии, которая делает процесс обучения иностранному языку более интересным, увлекательным и непринужденным.
-Коммуникативная функция заключается в создании ситуации иноязычного общения, способствующая возникновению новых эмоционально-коммуникативных отношений.
-Психологическая функция заключается в снятии психологических трудностей (барьеров).
-Двигательно-речевая функция заключается в одновременной работе двигательной и речевой деятельности. Например, когда дошкольник читает стихотворение и при этом выполняет движения.
Игра используется как средство наглядности и как упражнение. Учебные игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом дошкольников. Стоит помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью [12].
Ранний этап обучения является благоприятным периодом для формирования корректного произношения, которое, несомненно, включает в себя соблюдение пауз, правильное интонирование, артикуляцию, ударение. Отработанные произносительные навыки ведут к осуществлению говорения, слуховые навыки позволяют дифференцировать звуки (по долготе/краткости и т.д.), ритмико-интонационные навыки позволяют усвоить ритм, ударение, интонацию. Все это способствует функционированию устной речи дошкольников.
Задача овладения иноязычным произношением заключается в адаптации психофизиологических механизмов восприятия и речи согласно фонетической системе изучаемого языка путем коррекции имеющихся или выработки дополнительных слухо-произносительных навыков. Не менее важную роль играют потенциальные способности ребенка к восприятию речи на слух и подвижности органов артикуляции [38].
Используя фонетические игры на занятиях иностранного языка, мы должны учитывать их назначение. Так, фонетические игры делятся на два типа: одни направлены на предупреждение/профилактику ошибок, а другие на исправление/коррекцию ошибок. Трудность работы с фонетическими играми заключается в том, что даже самые сложные звуки и звукосочетания могут встретиться уже с самых первых занятий, поэтому языковой материал невозможно упростить, так что отработанный на занятиях материал не сразу переходит в спонтанную речь.
Для фонетических игр характерен такой принцип проведения, как от простого к сложному, либо игру связывают с вводимыми на занятиях словами, либо нужны для исправления наиболее грубых ошибок. Во время проведения фонетической игры вначале находится какое-то важное для усвоения различие в звукосочетаниях, после этого связывается различие в произнесении с различием в смысле. Каждый раз разница в значении связывается с разницей в звучании, достаточно ясно видная дошкольникам.
Предполагается, что после демонстрации звукосочетаний в игровом контексте, они становятся прочной ассоциацией. Так, педагог просит повторить звукосочетания, а затем дает задания на различение пар: угадай по звуку, что сейчас происходит и т.д. Считается, что после этого дети сами могут произносить звукосочетания в зависимости от ситуации [15].
Многие игры способствуют запоминанию слов, учат говорить в быстром и медленном темпе. Фонетические игры используются для развития слухового внимания и памяти, учат их слушать звуки английского языка по их характеристикам. Это важно для формирования навыков иноязычного произношения, интонации.
Стоит заметить, что фонетический аспект обучения детей иноязычной речи считается самым сложным для усвоения дошкольниками.
На раннем этапе обучения иностранному языку используются фонетические игры в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации или в качестве фонетической зарядки. Реализация фонетических игр происходит на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен, поскольку опыт, приобретённый в играх этого вида, может быть использован дошкольниками в дальнейшем на занятиях по иностранному языку.
Фонетические игры, в которых проходит работа рифмовками, уместна при введении нового фонетического явления, при выполнении упражнений на закрепление нового фонетического материала и при его повторении, а также во время фонетических зарядок, но на раннем этапе к рифмовкам можно обращаться для обработки звуковой стороны речи. Скороговорки, используемые на занятии иностранного языка, помогут педагогу в непринуждённой игровой форме отработать произношение отдельных согласных, они являются лучшим средством достижения чёткости речи при любом темпе [38].
К фонетическим играм, используемые на раннем этапе обучения, можно отнести [33]:
-игры-имитации;
-игры-загадки;
-игры-соревнования;
-игры с предметами;
-игры-лото со звуками;
-игры на внимательность.
Таким образом, игры включают в себя многообразие форм проведения, а главное, облегчают освоение фонетической стороны речи, которая является наиболее сложной составляющей языка к усвоению. Формирование фонетических навыков возможно при систематическом применении фонетических игр.
Мы рассмотрели цели и задачи, которые преследует фонетическая игра для формирования фонетических навыков и, опираясь на них, вывели определение фонетической игре. Фонетическая игра - это игра, направленная на закрепление или совершенствование фонетических навыков, способствующая правильному произношению звуков в потоке речи, развитию слухового внимания и памяти, умению слышать и дифференцировать звуки, как изолировано, так и в потоке речи, а также интонационно и ритмически правильному оформлению речи. Затем рассмотрели классификацию фонетических игр и определили их функции. Таким образом, фонетические игры делятся на следующие группы: игры на развитие фонематического слуха, игры на развитие навыков звукопроизношения, игровые приемы в обучении транскрипции, игровые приемы в обучении интонации, игровые приемы для тренировки произносительных навыков. А к функциям фонетических игр можно отнести обучающую, воспитательную, развивающую, развлекательную, коммуникативную, психологическую и двигательно-речевую.
Также были выявлены особенности применения фонетической игры при обучении иностранному языку. Мы выяснили, что на раннем этапе обучения иностранному языку используются фонетические игры в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации или в качестве фонетической зарядки. Реализация фонетических игр должна происходить на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен, поскольку опыт, приобретённый в играх этого вида, может быть использован дошкольниками в дальнейшем на занятиях по иностранному языку. К фонетическим играм, используемые на раннем этапе обучения, можно отнести: игры-имитации, игры-загадки, игры-соревнования, игры с предметами, игры-лото со звуками, игры на внимательность.
Стоит отметить, что систематическое применение фонетических игр способствует формированию основ фонетических навыков
2.3 Эксперименты и упражнения
С целью проверки гипотезы нашего исследования «формирование фонетических навыков окажется более эффективным, если систематически использовать фонетические игры на занятиях иностранного языка», был разработан комплекс фонетических игр.
Пояснительная записка к сборнику фонетических игр.
Данное пособие предназначено для педагогов иностранного языка, детей и их родителей. Пособие направлено на формирование и совершенствование фонетических навыков с помощью фонетических игр. Сборник разработан на основе рабочей программы по иностранному языку (английский) [32] (см. таблица 1) и соответствует требованиям ГОСа. При составлении сборника учитывались психофизиологические особенности детей дошкольного возраста (ведущая деятельность - игра, потребность в движении, получении положительных эмоций и внешних впечатлений). Разработанный комплекс игр поделен на 4 блока, каждый блок направлен на формирование и совершенствование отдельного вида фонетических навыков.
Блок 1. Формирование и совершенствование произносительных навыков. Речевое дыхание, речевой аппарат, артикуляция.
Блок 2. Формирование и совершенствование аудитивных (слуховых) навыков. Слуховое внимание, фонематический слух, фонетический слух, речевой слух.
Блок 3. Формирование и совершенствование ритмико-интонационных навыков. Голос, темп, ритм, интонация.
Блок 4. Обучение транскрипции (Не относятся к фонетическим навыкам, но игры, нацеленные на обучение транскрипции - графического способа фиксации звука, помогут дошкольникам научиться работать со словарем и находить информацию о звучании слов, что, в свою очередь, способствует формированию фонетических навыков).
Задачи, поставленные перед данным комплексом фонетических игр:
Образовательные задачи:
- формирование правильного произношения английских звуков;
- формирование правильной артикуляции;
- формирование правильного интонационного оформления речи;
- расширение словарного запаса.
Развивающие задачи:
- развитие фонематического, фонетического и речевого слуха.
- развитие таких психических процессов как внимание, мышление, память, воображение, используя английский язык как условие и средство.
Воспитательные задачи:
- воспитание звуковой культуры речи;
- создание условий для сплочения детского коллектива, воспитание нравственных качеств личности и формирования культуры общения [40, с. 3].
Разработанный комплекс игр поможет педагогам разнообразить занятия, тем самым повысив интерес дошкольников к изучению иностранного языка.
Таблица 1
Обучение фонетической стороне речи в рабочей программе по иностранному языку (английский)
| Фонетическая сторона речи | |
Группа | Дошкольник ... группы научится | Дошкольник ... группы получит возможность научиться |
Второй | - Произносить все звуки английского алфавита; - различать на слух звуки английского и русского алфавита. | - Соблюдать интонацию перечисления; - читать изучаемые слова по транскрипции; - грамотно в интонационном отношении оформлять различные типы предложений. |
Третий | - Произносить все звуки английского алфавита; - различать на слух звуки английского и русского алфавита. | - Соблюдать интонацию перечисления; - читать изучаемые слова по транскрипции;
оглушение/неоглушение согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными; словесное и фразовое ударение, членение предложений на смысловые группы; ритмико-интонационные особенности основных коммуникативных типов предложений (утверждения, вопроса, побуждения). |
Четвертый | - Различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка; - соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи (долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слов, отсутствие смягчения согласных перед гласными); -соблюдать правильное | - Распознавать случаи использования связующего “r” и использовать их в речи; -правильно произносить предложения с однородными членами (соблюдая интонацию перечисления); -соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах. |