Файл: 1 Анализ внешней и внутренней среды организации 1 1 Описание организации как объекта управления 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание




1 Анализ внешней и внутренней среды организации 1

1.1 Описание организации как объекта управления 1

1.2 Анализ внутренней среды организации 3

1.3 Анализ внешней среды организации 6

1.4 Комплексный анализ среды предпринимательской деятельности 11


1 Анализ внешней и внутренней среды организации

1.1 Описание организации как объекта управления


Началом истории компании можно считать18 октября 2002 год.

Идея создание частной поликлиники, занимающегося предоставлениями медицинскими услугами, возникла у его основателя задолго до самого открытия. Это было связано с отсутствием качественный и полноценных медицинских услуг. Число сотрудников компании – около 50 человек, 10 из которых занимаются управлениям основной деятельности.

Политика компании основана на уважении друг к другу и доверии. В компании принято обращаться друг другу на «ты» и исключительно по имени, избегая всяких формальностей. В будущем ООО «Частная поликлиника» планирует внедряться в другие города, открывая там подобные клиники.

Полное описание организации представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Полное описание организации как объекта управления.



Параметр описания

Характеристика

1.

Название, местонахождение

ООО «Частная поликлиника»,
443122, Самарская Область, г. Самара, п Яблонька, ул. Парадная, д. 9


2.

Назначение

Общая врачебная практика (86.21)

3.

Отраслевая принадлежность

Данная организация осуществляет следующие основные виды деятельности:

11.1 Проведение диагностических исследований:

– ультразвуковая диагностика;

– функциональная диагностика и др.

11.2 Оказание консультационных услуг (консультация по результатам анализов, консультация по грудному вскармливанию и др.).

11.3 Оказание общеклинических услуг (выдача медицинской справки, оформление выписки из амбулаторной карты и др.).

11.4 Оказание услуг по лечению (терапевтическое, хирургическое, гинекологическое, урологическое и т. д.) в стационаре.

11.5 Услуги аптечной сети.

11.6 Другое.

4.

Правовая форма и вид собственности

Общество с ограниченной ответственностью

5.

Историческая справка

Начал свою деятельность в 2002 году


Продолжение таблицы



Параметр описания

Характеристика

6.

Структура

Состоит из кабинетов, подсобного помещения и офисного кабинета

7.

Структура управления

Генеральный директор, учредители и медицинский персонал, бухгалтерия

8.

Ресурсы

Здание, площадью 60кв.м. (на условиях аренды), медицинские оборудования, кассовый аппарат.

9.

Экономика

За 2022 год объем продаж составил около 7,7 млн. рублей

10.

Культура

Честность и открытость, уважение, доверие

11.

Ключевые факторы внешней среды

Спрос на услуги, востребованность на рынке, конкуренция

12.

Руководство

Генеральный директор – Тарутина Светлана Вячеславовна

Учредители - Груздев Ромен Александрович

Главный бухгалтер – Адлер Лариса Александровна

1.2 Анализ внутренней среды организации


Внутренняя среда организации должна быть системно проанализирована с целью выделения ситуационных переменных, оказывающих на организацию наибольшее влияние.

Основные факторы, подлежащие анализу представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Возможные факторы анализа внутренней среды организации

Срез

Факторы

Кадровый срез

    1. Квалификация работников – средняя,

1.2 Средняя зарплата - 10000 рублей,

1.3. Квалификация медицинского персонала – средняя,

1.4. Текучесть кадров – низкая,10 % в год,

1.5.Уровень взаимоотношения между менеджерами и остальными мед. персоналами – доверительный,

1.7.Обучение кадров – присутствует,

1.8.Продвижение кадров – мало осуществимо,

1.9.Оценка результатов труда и мотивация работы сотрудников – с помощью премий и бонусов.

Организационный срез

2.1.Текучесть управленческих кадров – низкая,

2.2. Уровень информационного обеспечения деятельности организации – нет необходимости,

2.3.Быстрота реагирования управления на происходящие во внешней и внутренней среде изменения - очень быстрая,

2.4.Расходы по обучению и подготовке кадров – незначительны,

2.5.Количество уровней управления – один,

2.6.Система коммуникации внутри организации– налажена,

2.7.Четкость распределения полномочий – присутствует.

Производственный срез

3.1.Уровень проводимых НИОКР – невысокий,

3.2.Уровень применяемых технологий – средний,

3.3.Позиции в области лицензирования присутствуют

3.5.Уровень организации НИОКР – низкий,

3.6.Процент затрат на НИОКР – незначительный,

3.8.Освоение новых услуг мирового уровня – отсутствует,

3.9.Гибкость при переходе на новый уровень качественного медицинского обслуживания – средняя,

3.11.Объем услуг на одного медицинского работника – выше среднего,

3.12.Возраст медицинского оборудования - высокий,

3.13.Уровень организации контроля качества – высокий,

3.14.Простой оборудования – отсутствует,

3.15.Наличие новых площадей для расширения сферы услуг – планируется в ближайшем будущем,

3.16.Уровень автоматизации и компьютеризации в сфере медицинских услуг – средний,

3.17. Экономичность расходования материалов – средняя,

3.18. Степень использования ресурсосберегающих технологий – ниже среднего.

Маркетинговый срез

4.1.Доля рынка, контролируемая предприятием – примерно половина рынка,

4.2.Репутация медицинских услуг организации на рынке – высокая,

4.3.Престиж – имеется,

4.4.Спрос на медицинские услуги – выше среднего,

4.5.Уровень обслуживания клиентов – средний,

4.7.Цены на медицинские услуги – стабильные, на уровне региона,

4.8.Степень обновления услуг – низкий,

4.9.Затраты на рекламу и эффективность рекламных сообщений – невысокие,

4.10.Затраты на маркетинг к общим затратам – незначительные,

4.11.Эффективность мероприятий паблик рилейшнз – на данном этапе развития организации невысокая,

4.12.Уровень сервиса и гарантии – высокий,

4.13.Технический уровень и качество услуг- высокое

Финансовый срез

5.1.Структура активов – наличные деньги в кассе и средства на расчетных счетах,

5.2.Инвестиционные ресурсы – отсутствуют,

5.3.Оборачиваемость денежных средств –средняя,

5.4.Отношение объема продаж к стоимости используемых активов – среднее,

5.5.Размер собственности – небольшой,

5.6.Норма прибыли – средняя

5.7.Ликвидность операций –высокая,

5.8.Прибыльность организации - средняя



Выбрать основные ситуационные переменные, определяющие, в чем организация сильнее конкурентов – сильные стороны, и в чем значительно уступает конкурентам – слабые стороны помогает SNW - анализ. Название SNW – английская аббревиатура:

S – strengths (сильные),

N – neutral (нейтральные),

W – weaknesses( слабые).

В данной матрице указывается, в чем данная организация превосходит конкурентов, чем хуже, а в чем находится на среднем уровне – Таблица 3.

При составлении этой таблицы использовалась таблица «оценки тенденций развития внутренней среды», приведенная в приложении 1.

Таблица 3 - Матрица SNW – анализа




Оценка качества

Очень слабое

слабое

нейтральное

сильное

Очень сильное

важность

Высшая




4.11,

3.17,4.12

1.1,3.2,3.9,3.18,

4.5,5.8,5.6

1.4,2.1,1.5,3.11,

3.12,4.2,4.4,4.10,

4.14,4.15,5.3,5.7

2.3

средняя

1.8,4.13

2.4,3.1,3.5,

3.19,4.8

1.3,1.7,3.13,

4.7,4.9,5.5

1.6

3.14


По результатам анализа, приведенного выше в таблице 3. Выделяются ситуационные переменные внутренней среды, представленные в таблице 4.

Таблица 4 - Определение сильных и слабых сторон предприятия – ситуационных переменных

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

Организация

Низкая текучесть кадров, высокая производительность труда, быстрота реагирования управления на происходящие во внутренней и внешней среде изменения.

Средний уровень квалификации управленческих кадров и невысокие затраты на обучение и подготовку, низкий уровень информационного обеспечения.

Производство

высокий объем продаж на одного мед. персонала, высокий уровень организации контроля качества, отсутствие простоя медицинского оборудования.

Низкий уровень проводимых НИОКР, отсутствие освоения новых услуг мирового уровня, средний уровень автоматизации и компьютеризации, низкая степень использования ресурсосберегающих технологий.



Продолжение таблицы

Параметры оценки

Сильные стороны

Слабые стороны

Маркетинг

Положительная репутация организации, высокий спрос на медицинские услуги организации, уровень сервиса и гарантии, а также технический уровень и качество услуг.

Отсутствие должного внимания и затрат на рекламу, паблик рилейшнз и маркетинг в целом.

Финансы

Ликвидность предприятия

Маленький размер собственности, низкие инвестиционные возможности.



1.3 Анализ внешней среды организации


Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоотношения с внешним окружением.

Внешняя среда характеризуется совокупностью переменных, которые находятся за границами организации. Переменные внешней среды делятся на среду прямого и косвенного воздействия.

Все факторы прямого воздействия взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому необходимо постоянно отслеживать следующие их параметры: сложность рынка, степень диверсификации рынка, подвижность рынка.

К переменным среды косвенного воздействия относятся факторы, которые могут оказывать на организацию как непосредственное влияние, так и опосредованное через факторы прямого воздействия. В их составе политические, демографические, социально – культурные, технологические, экологические, географические и климатические факторы.

Возможные факторы анализа внешней среды представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Возможные факторы анализа внешней среды организации.

Срез

Факторы

Глобальные факторы

Положение на международных валютных рынках:

  • Положение на мировом рынке ресурсов – стабильное;

  • Конкуренция на мировых рынках – значительная;

  • Динамика внешних услуг – незначительная;

  • Влияние НТР – незначительное;

  • Проблемы защиты окружающей среды –незначительные

  • Политический климат – стабильный;

  • Государственное регулирование экономики – пока не влияет в значительной степени;

  • Демографическая ситуация – улучшение демографической ситуации заметно увеличит объемы продаж услуг;

  • Ситуация на рынке труда – способствует бизнесу;

  • Инфляционные тенденции – влияют положительно.

Сложность рынка

2.1. Количество факторов внешней среды, на которые предприятие вынуждено реагировать –

А) изменение покупательской способности населения;

Б) изменение спроса;

В) конкуренция.

2.2. Схожесть реакции факторов

Несхожими являются факторы А и В

2.3. Можно ли понизить сложность рынка

Можно, предлагая типовые решения.

Степень диверсификации

3.1. Спектр услуг, предлагаемых на рынке:

Продажа разных медицинских услуг

3.2. Наличие на рынке услуг – субститутов:

отсутствуют

Степень подвижности

4.1. Степень определенности и стабильности рынка – недостаточно стабилен;

4.2. прогнозируемость изменения рынка – высокая;

4.3. скорость изменения основных показателей – средняя.

Политические факторы

5.1. стабильность государственной политики – низкая;

5.2. характер проводимых реформ – стабильный;

5.3. поддержка национальной экономики – слабая;

5.4. поддержка частного бизнеса – низкая;

5.5. финансирование инновационной деятельности – слабое;

5.6. национальные проекты и программы – существуют.

Отраслевые факторы

Темп роста отрасли:

6.1. прирост численности потребителей услуг отрасли в составе народонаселения – высокий;

6.2. динамика географического расширения рынков – средняя;

6.3. инвестиционный климат в отрасли – нейтральный;

6.4. объем инвестиций – низкий;

6.5. интеграция и кооперирование в отрасли – присутствует;

6.6. использование достижений смежной отрасли – отсутствует;

6.8. степень устаревания услуг – низкая;

6.9. степень обновления услуг – низкий;

6.10. уровень насыщения спроса на услуги отрасли – средний;

6.11. степень обновления медицинских технологий – невысокая;

6.12. государственное регулирование роста – отсутствует;

6.13. цикличность спроса на услуги отрасли – существует;

6.15. скорость внедрения новых медицинских технологий – низкая;

6.16. расходы на НИОКР в отрасли – незначительные;

6.18. конкуренция со стороны зарубежных фирм – низкая;

6.19. конкуренция со стороны отечественных производителей – высокая;

6.20. конкуренция на рынках ресурсов – существует;

6.21. стратегия деятельности конкурентов – мирное сосуществование путем раздела территории рынка;

6.22. тактика конкурентов – захват территории.

Конкуренция со

стороны отечественных производителей

7.1. стратегия деятельности конкурентов - мирное сосуществование путем раздела территории рынка;

7.2. тактика конкурентов – захват и сохранение своей территории;

7.3. качество услуг отрасли – высокое;

7.4. интенсивность рекламы и стимулирование сбыта услуг – невысокая;
7.5. охват рекламой и стимулирования сбытом услуг – небольшой;

7.6. размер организации как средство конкуренции – не играет особо значимой роли.

Уровень предприятия

Доступность ресурсов:

8.1. информационных – средняя;

8.2. материальных – средняя;

8.3. трудовых – высокая;

8.4. денежных – средняя;

8.5. энергетических – высокая.

А также:

8.6. стабильность связей организации – средняя;

8.7. доступность технологий – низкая.

Качество продукции отрасли.

Интенсивность рекламы и стимулирования сбыта:

9.1. охват рекламой и стимулированием сбытом услуг – небольшой;

9.2. размер организации как средство конкуренции – не играет особо значимой роли;

9.3. социальные установки в отношении бизнеса – положительные;

9.4. неожиданности стратегического характера – возможны.

Экономические факторы

10.1. динамика и темпы роста ВВП – низкая;

10.2. динамика и темпы роста услуг отрасли – средняя;

10.3. уровень оплаты труда в отрасли – низкий;

10.4. налоговая политика – стабильная;

10.5. наличие рабочих мест – недостаточное;

10.6. уровень безработицы – средний;

10.7. размер инфляции – значительный;

10.8. динамика доходов населения – низкая.

Демографические факторы

11.1. подвижность населения – средняя;

11.2. уровень рождаемости – невысокий;

11.3. половозрастной состав населения – средний.

Социально – культурные факторы

12.1. нравственные и религиозные нормы – не влияют;

12.2. отношение людей к работе – не изменяется в лучшую сторону;

12.3. отношение людей к оплате труда – не изменяется в лучшую сторону;

12.4. социальная ответственность бизнеса – низкая.

Технологические факторы

13.1. уровень НТР в отрасли – невысокий;

13.2. прогрессивные изменения в отрасли – отсутствуют;

13.3. возможность применения новых технологий и услуг – существует.



В случае повышенного влияния факторов среды косвенного воздействия имеет смысл провести дополнительный PEST - анализ. Название PEST - анализ – английская аббревиатура:

P – politics(политические)

E – economics (экономические)

S – social (социальные)

T – technologies (технологические факторы)

Грамотный PEST–анализ позволяет оценить все возможные сценарии развития факторов макросреды предпринимательской деятельности.

Вид PEST - матрицы представлен в таблице 6.


Таблица 6 - Общий вид PEST – анализа.

Политические факторы:

  1. Выборы президента РФ – повышаются политические риски в связи с грядущими выборами президента.

  2. Изменения законодательства РФ – возможно предвидится.

  3. Отношение рассматриваемой организации с Правительством и федеральной властью в целом – нейтральное

  4. Государственное влияние в отрасли, включая долю госсобственности – минимальное.

  5. Государственное регулирование конкуренции в отрасли – согласно законодательству.

Оптимистический сценарий развития:

Выход из кризиса – экономический рост – рост благосостояния людей – рост объема услуг.

Пессимистический сценарий развития:

Продолжение кризиса – экономический упадок – упадок благосостояния людей – уменьшения объема продаж услуг и потеря клиентов.

Экономические факторы:

  1. Общая характеристика экономической ситуации – стабилизация.

  2. Инфляция – инфляционные риски повышаются.

  3. Динамика курса российского рубля к другим валютам – нестабильная.

  4. Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ – нестабильная.

  5. Основные внешние издержки для организации – плата за аренду помещения, электрическую энергию, сырье.

Оптимистический сценарий развития:

Умеренная инфляция – экономический рост, увеличение спроса на услуги, рост продаж услуг.

Пессимистический сценарий развития:

Рост инфляции – падение курса рубля - экономический упадок, уменьшение спроса на услуги, снижение продаж услуг.

Социальные факторы:

  1. Изменения в базовых ценностях – маловероятно

  2. Изменение в уровне и стиле жизни – снижение уровня в связи с инфляцией.

  3. Экологический фактор – не улучшается.

  4. Отношение к работе и отдыху – изменяется в лучшую сторону.

  5. Отношение к образованию – изменяется в лучшую сторону.

  6. Демографические изменения – не улучшились.

  7. Изменение структуры доходов и расходов – неблагоприятное.

Оптимистический сценарий развития:

Улучшение уровня жизни – улучшение экологического фактора – улучшение структуры доходов и расходов.

Пессимистический сценарий развития:

Ухудшение уровня жизни – ухудшение отношения к работе и образованию – ухудшение демографического состояния, уменьшение спроса.

Технологические факторы:

  1. Государственная технологическая политика – не имеет влияния

  2. Значимые тенденции в области НИОКР – отсутствуют.

  3. Новые патенты – возможны.

  4. Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий – средняя.

  5. Новые услуги – возможны.

  6. Технологические изменения, имеющие существенное значение для услуг организации – отсутствуют

Оптимистический сценарий развития:

Проведение НИОКР – повышение технологий – улучшение качества услуг.

Пессимистический сценарий развития:

Отсутствие внедрения новых медицинских технологий – невозможность появления новых услуг.