Файл: 1. Становление и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

12) содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством Российской Федерации;

14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

17) выезд на место жительства в иностранное государство;

18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Вынужденный переселенец имеет право [7]:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы.


Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вынужденный переселенец обязан [6]:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденным переселенцем и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

4)проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

3. Проблемы реализации конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России и зарубежных странах



Среди стран СНГ Российская Федерация является основным центром притяжения иммиграции как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие норм международного права Законом РФ от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Закон «О беженцах» в целом соответствует требованиям Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженца» и почти повторяет данное в ней определение беженца [6].



Практика применения действующего законодательства о беженцах и ее анализ позволил выявить значительные пробелы законодательства в сфере вынужденной миграции. Необходима не только полная переработка Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4528-I «О беженцах», но и формирование принципиально нового подхода к проблеме вынужденных мигрантов в РФ с учетом интересов Российской Федерации.

Процедура рассмотрения ходатайств несовершеннолетних граждан о признании беженцами на территории РФ в рамках Закона «О беженцах» отдельно не регламентирована, в связи с чем, все такие ходатайства рассматриваются в общем порядке.

До сих пор отсутствует нормативный правовой акт, в котором бы содержалось определение термина «гуманные основания». Определяя отсутствие или наличие данных оснований, принимается решение по вопросу предоставления временного убежища иностранным гражданам. В результате данный правовой пробел позволяет федеральным судьям в каждом конкретном случае устанавливать свои критерии «гуманности». Необходим принципиально новый подход к проблеме иностранных лиц, ищущих убежище на территории России. Новый Закон должен отвечать не только нормам международного права, но и учитывать существующие современные реалии и особенности сложившейся миграционной ситуации в стране [5].

Таким образом, действующее законодательство «О беженцах» существенно осложняет правовое и социально-экономическое положение лиц, прибывающих на территорию России с целью получения убежища, и требует дальнейшей детальной доработки.

Анализируя правовой статус другой группы вынужденных мигрантов на территории РФ - вынужденных переселенцев, то в настоящее время происходит значительное сокращение количества лиц, обратившихся за предоставлением этого статуса. Такое снижение численности вынужденных переселенцев связано, прежде всего, с применением с 1997 г. нормы, содержащейся в подпункте 2 п. 2 ст. 9 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах», об утрате статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления. Часть вынужденных переселенцев после окончания срока действия статуса с заявлениями о его продлении в органы миграционной службы не обращаются. Многие вынужденные переселенцы к окончанию срока действия статуса решают вопрос своего обустройства самостоятельно либо при государственной или иной поддержке [5].

Кроме того, установленные Законом о вынужденных переселенцах гарантии защиты прав и интересов относятся только к внутри страны перемещенным лицам, прибывшим на территорию другого региона Российской Федерации. Иначе говоря, они охватывают только заключительный этап перемещения - переселение. Все другие его этапы: предупреждение, размещение, защита в процессе выхода из зоны «экстраординарной ситуации» и в местах временного размещения, возвращение к прежнему месту жительства, включая
гарантии против недобровольного возвращения, остаются вне правового поля.

Проблема неадекватности правового регулирования, не может быть решена путем внесения отдельных поправок в действующий Закон «О вынужденных переселенцах», тем более что такие попытки неоднократно безрезультатно предпринимались. Необходимо принятие нового закона, который четко и с необходимой конкретностью определял бы права всех вынужденных переселенцев и соответствующие обязательства государства применительно ко всем этапам перемещения - от его предупреждения до переселения в другие регионы либо возвращения к прежнему месту жительства. Концептуальная основа такого закона заложена в Руководящих Принципах по вопросам перемещения внутри страны, которые полностью совместимы с конституционным правопорядком Российской Федерации и могут быть использованы как практическое руководство при его разработке [6].

В целом, анализируя положение вынужденных мигрантов в России на современном этапе, что Законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» и подзаконные акты не отвечают существующим насущным потребностям беженцев и вынужденных переселенцев и не охватывают все существующие проблемы вынужденной миграции.


Заключение



Проблема беженцев продолжает оставаться наиболее острой для международного сообщества. В то время, как государства, принимающие беженцев, должны и впредь выполнять свои обязательства по обеспечению их защиты и способствовать созданию обстановки терпимости по отношению к представителям других народов, государства происхождения беженцев, обязаны предотвращать действия, порождающие массовый уход их населения.

Необходимо исследовать причины массового исхода людей и принять ряд мер, улучшающих их положение. Если основными причинами массового исхода являются нарушения прав человека, то решение проблемы может заключаться в постоянном наблюдении за ходом развития событий со стороны органов системы ООН по правам человека, публичном осуждении этих нарушений международным сообществом и назначении специальных докладчиков для изучения конкретных ситуаций и подготовки рекомендаций.

Однако международное сообщество всегда должно быть готово к действиям в чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование и анализ ситуаций, порождающих массовый поток беженцев, скоординированный и общесистемный подход в решении этих проблем, на мой взгляд, являются главными задачами для всего мирового сообщества.


Проблемы в получении гражданства, отсутствие реальной поддержки со стороны властей в обустройстве, жесткая позиция правоохранительных органов в отношении лиц, не имеющих регистрации, действия государственных структур, зачастую нарушающие права человека - все это разумеется не способствует решению проблем вынужденной миграции. По моему мнению миграционная политика в нашей стране, по отношению к гражданам бывшего Советского Союза должна исходить из того, что в прошлом и Российская Федерация и страны СНГ были одним государством. Таким образом, должны приниматься меры, облегчающие положение данной категории граждан, их правовой статус должен отличаться от статуса других иностранных граждан.

Составной частью проблемы защиты прав человека и основных свобод является проблема беженцев и внутри перемещенных лиц. Я считаю, что для будущего каждой страны является важным то, какую миграционную политику она проводит. Строгое соответствие международным стандартам с учетом региональной специфики должны быть главными составляющими в решении этого вопроса.

Список использованных источников





  1. Гетьман-Павлова И.В. Международное право: конспект лекций / И.В.Гетьман-Павлова. – М.: Юрайт, 2010. – 176 с. – (Хочу все знать)

  2. Глебов И.Н. Международное право: словарь / И.Н.Глебов. – М.: Дрофа, 2010. – 464 с.

  3. Каламкарян Р.А. Международное право в вопросах и ответах / Р.А.Каламкарян, Ю.И.Мигачев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 336 с. – (Учебный курс: Кратко и доступно)

  4. Лукашук И.И. Международное право: учебник / И.И.Лукашук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Wolters Kluwer, 2008. – 432 с.

  5. Международное право / Ю.Трунцевский, О.Петросян, Р.Макович и др. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 456 с. – (Серия Dura lex, sed lex)

  6. Петренко А.В. Международное право: шпаргалки / А.В.Петренко. – М., 2009. – 50 с.

  7. Тимошенко И.В. Международное право: конспект лекций / И.В.Тимошенко, А.Н.Симонов. – 2-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 256 с. – (Зачет и экзамен)