ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Черниговский сельскохозяйственный колледж"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Организация разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Черниговский сельскохозяйственный колледж"
Составлена на основе:
- «Разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.07Механизация сельского хозяйства, входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство .
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; -
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; -
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; -
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные понятия метрологии; -
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; -
формы подтверждения качества; -
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; -
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 12 |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 30 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Краткий исторический обзор развития метрологии, стандартизации и сертификации. Правовые основы, цели, задачи и объекты. | 1 | 1 | |
Раздел 1. Метрология | | 23 | | |
Тема 1.1 Основные положения в области метрологии | Содержание учебного материала | 1 | | |
1 | Метрология: основные понятия и определения. Задачи метрологии. Нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Единство измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии. | 1 | ||
Тема 1.2 Концевые меры длины. Гладкие калибры. Щупы | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД): понятие, назначение. Правила составления блока мер требуемого размера. Классификация гладких калибров и их назначение. Щупы и их назначение. | 1 | ||
Тема 1.3 Универсальные и специальные средства измерения. | Содержание учебного материала | 4 | | |
1 | Простейшие средства измерения. Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномер, штангенрейсмус. Нониусы, их назначение и устройство. | 2 | ||
2 | Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. Точность, пределы измерения, проверка настройки микрометрического инструмента. Чтение показаний, правила измерений. | |||
3 | Выбор средств измерения линейных величин. Гарантированный допуск и его связь с погрешностью инструмента. Допустимая погрешность измерений. Выбор средств измерения по погрешности. | |||
4 | Измерительные головки приборов для относительных измерений (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры). Угломеры. | |||
Лабораторные работы | 12 | | ||
Измерение параметров деталей машин с помощью штангенинструментов, микрометра и специальных измерительных средств | ||||
Самостоятельная работа Современные измерительные инструменты, применяемые в машиностроении (конспект) | 4 | |||
Раздел 2. Стандартизация | | 56 | ||
Тема 2.1 Основные понятия в области стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Стандартизация, стандарт. Стандартизация и ее разновидности. Цели и задачи стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация. Международная организации по стандартизации (ИСО). Внедрение международных стандартов в отечественную нормативную документацию. Принципы стандартизации. Основные методы стандартизации. | 1 | ||
Самостоятельная работа Подготовить сообщение о порядке утверждения и внедрения стандартов. | 4 | | ||
Тема 2.2. Организация работ по стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Органы и службы стандартизации в Российской Федерации и их функции. Осуществление государственного контроля и надзора. Информационное обеспечение в области Цели, принципы создания, структура стандартов. Понятие об экономической эффективности стандартизации. | 1 | ||
Тема 2.3. Общие принципы взаимозаменяемости | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Точность в технике. Термины: точность, погрешность. Причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей. Взаимозаменяемость. Виды взаимозаменяемости: полная и неполная, геометрическая и функциональная, внешняя и внутренняя. Основные принципы взаимозаменяемости и ее связь с эксплуатационными требованиями, технологией производства. Роль взаимозаменяемости в рациональном производстве и ее эффективность. | 2 | ||
Тема 2.4. Основные понятия и определения по допускам и посадкам | Содержание учебного материала | 4 | | |
1 | Классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру контакта, по степени подвижности. Основные определения: номинальный, действительный и предельный размеры; отклонения размера: действительное, предельное (верхнее или нижнее), среднее. Допуск размера. Определение посадки. Понятие о зазоре и натяге. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки (зазора и натяга). Связь предельных зазоров и натягов с допусками на обработку. Графическое изображение полей допусков. Расстановка размеров с отклонениями на чертежах. | 2 | ||
Практическое занятие | 2 | | ||
Решение примеров и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов. Определение допуска размера и посадки. Графическое изображение полей допусков деталей соединения. | ||||
Тема 2.5. Точность формы деталей. Шероховатость поверхностей | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные детали. Параметры шероховатости. Условные обозначения шероховатости и простановка их на чертежах. Понятие о волнистости поверхностей. Точность обработки, основные причины возникновение погрешностей. Влияние отклонений геометрических параметров на эксплуатационные показатели машин. | 1 | ||
Самостоятельная работа: Выполнить эскиз сборочного узла, в котором были бы резьбовые, шпоночные, шлицевые соединения, подшипниковые соединения. Выполнить деталировку узла и назначить способ обработки, обозначить на поверхностях деталей шероховатость, отклонения и допуски расположения поверхностей. | 6 | | ||
Тема 2.6. Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений. | Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. Посадки в системе вала, графическое изображение. | 1 | ||
Тема 2.7. Выбор посадок и назначение допусков гладких цилиндрических соединений | Содержание учебного материала | 4 | | |
1 | Расчетные предельные зазоры (натяги)- основа выбора и назначения посадок. Выбор посадок соединений с зазором по расчетным зазорам с использованием таблиц допусков и основных отклонений. Обоснование выбора системы отверстия или системы вала. Преимущества и недостатки системы отверстия. Применение посадок с зазором. Изменение зазора в соединениях в процессе их эксплуатации. Расчет и выбор посадок с гарантированным натягом. | 2 | ||
| | Выбор и назначение переходных посадок. Выбор и назначение посадок по аналогии. Область применения посадок в сельскохозяйственном машиностроении и автомобилестроение. | | |
Практическое занятие | 4 | | ||
Определение предельных отклонений и выбор посадок по предельным зазорам или натягам. Решение задач по выбору посадок расчетным путем. | ||||
Самостоятельная работа Проанализировать зависимость срока службы соединения от начального зазора. Приработка (стендовая обкатка) как способ увеличения зазора сопряжений. Уточнение расчетных предельных зазоров при выборе посадки для соединений, подвергающихся стендовой обкатке. | 4 | |||
Тема 2.8. Система допусков и посадок подшипников качения. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Классы точности подшипников. Зазоры в подшипниках (начальные, монтажные, рабочие). Виды нагружения колец (циркуляционное, местное и колебательное). Степень подвижности колец подшипников в зависимости от характера их нагружения. Особенности системы допусков и посадок для подшипников. Выбор и назначение посадок для циркуляционного и местнонагруженногоколец подшипников. Требования к точности формы шероховатости поверхностей деталей, сопрягаемых с подшипниками качения. | 1 | ||
Самостоятельная работа Провести расчет интенсивности нагрузки на посадочные поверхности, выбрать поля допусков для посадочных поверхностей и обозначить их на сборочном чертеже | 4 | | ||
Тема 2.9. Допуски и посадки угловых размеров | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Зависимые и независимые углы. Степени точности угловых размеров. Допуски угловых размеров. Способы выражения и обозначения допусков углов | 1 | ||
Тема 2.10. Допуски и посадки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений | Содержание учебного материала | 5 | | |
1 | Квалификация резьб и их применение. Крепежые резьбы и их основные параметры. Допуски, основные отклонения, степени точности, классы точности. Обозначение требований к точности резьб на рабочих и сборочных чертежах. Применение шлицевых соединений. Понятие о центрировании. Допуски и посадки. Обозначение посадок шлицевых соединений на чертеже. Применение шпоночных соединений. Основные параметры призматических и сегментных шпонок. Допуски шпоночных соединений и их обозначение на чертежах. | 2 | ||
Практическое занятие | 2 | | ||
На эскизе сборочного узла, на котором должны быть: резьбовое соединение, гладкое цилиндрическое, шпоночное, шлицевое соединение, подшипниковые узлы, обозначить посадки перечисленных выше соединений. На деталировках деталей обозначить шероховатость, допуски и отклонения расположения поверхностей, размеры с полями допусков посадочных поверхностей. | ||||
Самостоятельная работа Составить из элементов обозначения посадок резьбовых, шпоночных, шлицевых соединений и обозначить их на сборочном чертеже. | 4 |
Раздел 3. Подтверждение качества | | 10 | | |
Тема 3.1. Сертификация продукции и услуг. Системное управление качеством | Содержание учебного материала | 6 | 1 | |
1 | Система показателей качества продукции. Оценка и методы оценки качества продукции. Контроль и методы контроля качества. Цели сертификации. Обязательная сертификация. Продукция (услуги), подлежащая (подлежащие) обязательной сертификации. Нормативные документы по сертификации. Система сертификации. Добровольная сертификация. Единая система государственного управления качество продукции. Основные понятия и определения в области качества продукции. Классификация и номенклатура показателей качества. | |||
Самостоятельная работа Изучить вопрос международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и качеством продукции, ознакомиться с содержанием стандартов СТ ИСО | 4 | | ||
Всего | 90 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Метрология, стандартизация и подтверждения качества»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- измерительный инструмент;
- изношенные детали ДВС;
- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов
, заданий
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Радченко Л. А. Основы метрологии, стандартизации и сертификации в общественном питании. – М.: «Феникс», 2009. -
. Кошевая И. П, Канке А. А.. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2009. -
Иванов И.А., Урушев С.В. Основы метрологии, стандартизации, взаимозаменяемости и сертификации: Учебное пособие. – М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2007. -
Кузнецов В.А., Ялунини Г.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2009.
-
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. -
Основы стандартизации, метрологии и сертификации / И.М. Лифиц. – М.: «Юрайт», 2000. -
Антонюк Е.М., Антонюк П.Е., Бишард Е.Г. и др. Сборник задач по метрологии и измерительной технике: Учеб.пособие – СПб, 1997. -
Дубовой Н. Д., Портнов Е. М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. – М.: Инфра-М, 2009.
Дополнительные источники:
-
Дудников А.А.. Основы стандартизации, допуски посадки и технические измерения. – М: ВО Агпромиздат», 2003. -
Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. – М: Машиностроение, 2003. -
Козловский Н. С., Виноградов А. Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. – М.: Машиностроение, 2000.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ |
Знания: | |
основные понятия метрологии; | устный опрос, письменная проверка |
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; | решение задач, устный опрос |
формы подтверждения качества; | устный опрос, письменная проверка |
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; | устный опрос |
терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | устный опрос, письменная проверка |