Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2651
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Ситуационные задачи
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 1
Женщина обратилась за помощью к психологу, рассказывает, что у ее супруга в последнее время отмечаются «странности в поведении» – он прячется, запрещает ей выходить из дома, считает, что за ней установлено наблюдение. Высказывает странные идеи, что материалы его работы привлекли внимание иностранных разведчиков.
Вопросы:
1) Какие признаки позволяют предполагать наличие психического расстройства?
2) Достаточно ли сведений, полученных от жены для уверенности в наличии психического расстройства?
3) Какие информационные источники необходимо использовать кроме супруги?
4) Для подтверждения гипотезы о наличии психического расстройства методами какого раздела клинической психологии необходимо воспользоваться?
5) Какие рекомендации Вы дадите обратившейся женщине?
Задача 2
Пациент после приступа язвенной болезни желудка, находится дома на больничном листе около недели.
Вопросы:
-
В какой фазе переживания болезни во времени пребывает пациент? -
Какой приспособительный феномен можно наблюдать у пациента? -
Выражена ли тревога у пациента? -
Какие эмоциональные реакции возможны у пациента?
На что направлена психологическая поезни обязательно надо учитывать?
На что направлена психологическая помощь?
-
Как часто и как долго пациент нуждается в психологической помощи?
-
Задача 4 -
Врач просит клинического психолога помочь сформировать у ребенка, больного сахарным диабетом, желание регулярно принимать лечение. -
Вопросы: -
Какой субъективный феномен необходимо исследовать у ребёнка?
Психологическую работу нужно проводить только с ребёнком?
Какой психологический эффект биологической терапии можно использовать?
Какие факторы влияют на его фомощь?
Задача 3
-
Мужчина по результатам анализа только что узнал о том, что он ВИЧ инфицированный.
Вопросы:
Какие эмоциональные реакции преобладают?
-
Каким образом узнать о субъективных переживаниях пациента? -
Какие факторы формирования внутренней картины болрмирование? -
Какая психологическая функция может стать мишенью для психологической интервенции?
Задача 5
К клиническому психологу за психологической помощью обратился врач-хирург с 20-летним стажем работы. Сообщает, что в последний год он стал замечать, что утратил интерес к работе, стал раздражительным с пациентами, «не хочет» с ними общаться, стал «не чувствительным» к их проблемам, «заставляет» себя ходить на работу.
Вопросы:
-
Какой психологический феномен имеет место? -
Чем вызван данный психологический феномен? -
Какие признаки указывают на наличие этого феномена? -
Можно ли решить проблему путём отдыха в отпуске? -
Какие варианты помощи можно предложить?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ,
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
История развития отечественной и зарубежной психологии -
Предмет и практические задачи клинической психологии -
Виды клинико-психологического исследования -
Взаимосвязь клинической психологии с общей психологией и медициной. Различия в логике общетеоретического и прикладного (клинико-психологического) исследования -
Разделы (области) клинической психологии -
Основные понятия, проблема диагностики: психологический симптомокомплекс; первичные и вторичные психические нарушения -
Проблема соотношения распада и развития психики -
Соотношение биологических и социальных факторов в формировании личностных аномалий -
Системный подход к анализу нарушений психической деятельности -
Симптом, синдром (симптомокомплекс), фактор в клинической психологии -
Проблема психической нормы и патологии -
Практические задачи и функции клинической психологии -
Связь телесных (соматических) процессов с психическими «душевными» -
Мозг и психика (душа и тело, наследственность-воспитание) -
Методы исследования в клинической психологии -
Основные принципы клинико-диагностического исследования -
Характеристика экспериментального метода в клинической психологии -
Предмет патопсихологии -
Предмет нейропсихологии -
Психосоматические расстройства -
Перспективы развития клинической психологии -
Внутренняя картина болезни, понятие, развитие учения о внутренней картине болезни. -
Факторы формирования внутренней картины болезни -
Типы реагирования на болезнь. Типы отношения к болезни (Личко А.Е.) -
Эмоциональные реакции и переживание болезни во времени. -
Особенности вербальной коммуникации с пациентом. Правила информирования. -
Ятрогении, определение, виды. -
Особенности невербальной коммуникации с пациентом. Факторы, влияющие на процесс взаимодействия -
Особенности коммуникации при оказании психологической помощи. Этапы коммуникативного процесса. -
Психологические эффекты среды, создание особой психологически благоприятной атмосферы, организация условий и места для оказания психологической помощи. -
Области практического применения психологии, как фундаментальной науки в медицине.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Психотерапевтической беседы как искусства общения. -
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе. -
Диагностики факторов формирования внутренней картины болезни. -
Психологически грамотной коммуникации с пациентами различного профиля, их родственниками, медицинским персоналом. -
Саморефлексии, личностного роста. -
Диагностики профессиональной деформации. -
Использования психологических эффектов биологической терапии и медицинской среды.
ПРИМЕР
ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студенту предлагается выбрать по 1 вопросу из двух конвертов и ситуационную задачу из 3-го конверта.
Выбор:
-
Основные понятия, проблема диагностики: психологический симптомокомплекс; первичные и вторичные психические нарушения
-
Психологические эффекты среды, создание особой психологически благоприятной атмосферы, организация условий и места для оказания психологической помощи.
Задача 5
К клиническому психологу за психологической помощью обратился врач-хирург с 20-летним стажем работы. Сообщает, что в последний год он стал замечать, что утратил интерес к работе, стал раздражительным с пациентами, «не хочет» с ними общаться, стал «не чувствительным» к их проблемам, «заставляет» себя ходить на работу.
Вопросы:
-
Какой психологический феномен имеет место? -
Чем вызван данный психологический феномен? -
Какие признаки указывают на наличие этого феномена? -
Можно ли решить проблему путём отдыха в отпуске? -
Какие варианты помощи можно предложить?
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 1
Пациент страдает от конфликтов в сфере взаимоотношений. Он боится близости из-за того, что убежден, что в нем самом скрыто что-то постыдное, противное и непростительное.
Вопросы:
-
Какую стратегию психотерапии можно применить? -
Почему необходимо применить выбранную стратегию? -
Что может стать основным механизмом психотерапевтической помощи? -
Какие базовые теории можно применить? -
Какой вид психотерапии целесообразен в данном случае?
Задача 2
Пациент избегает близких отношений с другими людьми из-за страха быть использованным, боязни вторжения в свой внутренний мир и того, что может быть брошен.
Вопросы:
-
Какую стратегию психотерапии можно применить? -
Почему необходимо применить выбранную стратегию? -
Что может стать основным механизмом психотерапевтической помощи? -
Какие базовые теории можно применить? -
Какой вид психотерапии целесообразен в данном случае?
Задача 3
Пациент выглядит сдержанным. Стремится противоречить психотерапевту. Невнимателен к замечаниям.
Вопросы:
-
Какой психологический феномен демонстрирует пациент? -
Какие вопросы необходимо задать, чтобы изучить природу феномена? -
Какая психологическая теория описывает данный феномен? -
Какие психологические теории можно использовать для работы с этим феноменом? -
Какая тактика работы с феноменом на Ваш взгляд эффективнее?