Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2622
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Определение понятий «зависимость», «психоактивное вещество» и «наркотические средства». -
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Острая интоксикация. Употребление с вредными последствиями. Синдром зависимости. Злоупотребление психоактивным веществами (по МКБ- 10). -
Понятие саморазрушающего поведения. Классификация саморазрушающего поведения у подростков. -
Термины «аддикция», «аддиктивное поведение». -
Стадии зависимости (начальная, средняя, конечная). -
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя -
Критерии острой алкогольной интоксикации, употребление алкоголя с вредными последствиями, синдром зависимости от алкоголя) -
Синдром зависимости. -
Синдром отмены. -
Аддиктивное переедание. -
Первый вариант зависимости от голодания. -
Второй вариант зависимости от голодания -
Патологическая склонность к азартным играм. Этиология. Признаки. -
Стадии развития гемблинга. Критерии диагностики патологической склонности к азартным играм по МКБ -10. -
Мотивация злоупотребления алкоголем (по В.Ю.Завьялову). -
Внешняя и внутренняя мотивация. -
Роль в семьи в лечении зависимости от психоактивных веществ. -
Стрессы, переживаемые членами семей больных, зависимых от наркотиков или алкоголя. -
Типы совладания членов семьи с проблемой алкоголизации или наркотизации в семье. -
Семейная терапия больных с зависимостями. -
Подход, направленный на оказание поддержки, помощи членам семьи больного. Метод усиления совладающего поведения семьи. Метод участия семьи в программах Аланон. -
Метод инициации процесса изменения больного , зависимого от алкоголя или наркотиков. Односторонняя семейная терапия. Принуждение к изменению -
Усиление влияния общества и обучение семьи как метод семейной психотерапии. Подход, основанный на воздействии , разработанном в институте Джонсона. -
Поведенческая супружеская психотерапия. -
Поведенческая психотерапия супружеских пар. -
Когнитивно – поведенческая психотерапия зависимого поведения. -
КПТ тревожности и гнева. Когнитивное реструктурирование. -
Тренинг социальных навыков и тренинг разрешения проблем. -
Самопомощь (взаимопомощь) как форма лечения аддиктивных расстройств. -
Цели и виды реабилитации в наркологии. -
Лечение и реабилитация в наркологии, их соотношение в лечебно – реабилитационном процессе. -
Роль консультантов в процессе реабилитации больных, зависимых от психоактивных веществ. -
Командный принцип работы в процессе реабилитации больных, зависимых от психоактивных веществ. -
Влияние особенностей личности, возраста и пола больных на процессе реабилитации. -
Значение профилактики рецидивов и роль клинического психолога в процессе реабилитации больных, зависимых от психоактивных веществ. -
Способность контролировать прием психоактивных веществ. Количественный и качественный, интернальный и экстернальный контроль больных, зависимых от психоактивных веществ. -
Опосредованная психотерапия. Определение, возможные «посредники», варианты проведения. -
Метод стрессопсихотепапии («кодирование»). Сильные и слабые стороны метода. Цели снятия кода. -
Плацебо и плацебо – эффект. Определение, формы плацебо и виды плацебо эффекта.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЗАВИСИМОСТИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
применять на практике основные методы психологической диагностики зависимости; -
обоснованного выбора адекватных психодиагностических методик и психокоррекционного подхода; -
овладения принципами и методами психологического консультирования, психокоррекции, а также некоторыми принципами и методами психотерапии больных с разными видами зависимого поведения; -
взаимодействия клинического психолога с зависимыми лицами и их ближайшим микросоциальным окружением; -
организации работы клинического психолога и взаимодействия с медицинским персоналом в наркологических учреждениях; -
навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем - разрешающего и социально-поддерживающего поведения в работе с зависимыми лицами.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами наркологического профиля, их родственниками, медицинским персоналом.
«ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Понятие «совладающее (копинг) поведение». Копинг – стратегии и копинг - ресурсы. Различие совладающего поведения и механизмов психологической защиты. -
Понятия стиль реагирования, защита и копинг. -
Механизмы психологической защиты по А.Фрейд. Модель психологических защит по Вейланту. -
Оценка и измерение методов психологической защиты. -
Ситуационный и личностный подход в изучении копинг - поведения. -
Физиологические механизмы реакции на угрозу (реакции в экстремальных ситуациях). -
Основные положения теории стресса Г.Селье. -
Общий адаптационный синдромом (ОАС) и его три стадии. -
Разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс», «эмоциональный стресс». Виды стрессов, возникающие в трудовой деятельности. -
Разные варианты значений понятия стресс. -
Подходы к пониманию стрессоров и их измерению. Жизненные события, повседневные неприятности, хронические стрессоры -
Диспозиционный подход к совладающему поведению. -
Ситуационный подход к совладающему поведению. -
Интегративный подход к совладающему поведению. -
Совладающее поведение с точки зрения субъектно - деятельностного подхода». -
Структурный фактор совладающего поведения. -
Динамический фактор совладающего поведения. -
Экологический фактор совладающего поведения. -
Регулятивный фактор совладающего поведения. -
Модели связи копинга и здоровья -
Стратегии и стили совладания. Проблемно – ориентированный и сфокусированный на эмоциях стиль. -
Концепция соответствия когнитивной оценки и совладания -
Модель «Цели и совладание со стрессом» С.Фолькман и Н.Стейн -
Модель двойного процесса в совладающем поведении -
Модель опережающего совладания, ориентированного на будущее. -
Опережающее, проактивное совладание (proactive coping): восстановительное, реагирующее, реактивное) совладание; опережающее, проактивное совладание (proactive coping), предвосхищаемое, антипационное совладание, профилактическое, превентивное совладание -
Метод повествовательного изложения (нарративный подход) -
Проблема диагностики совладающего поведения в России. -
Ограничения и недостатки методов диагностики стратегий совладающего поведения -
Диагностика (измерение) совладающего поведения. -
Интериндивидуальные методы измерения копинг – поведения. -
Интраиндивидуальные методы измерения совладающего поведения. -
Опросник способов совладания (WCQ, Lazarus,Folkman) и индикатор копинг стратегий (J.Amirkhan) -
Методика «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях»(Endler,N &J.Parker). -
Юношеская копинг – шкала (Frydenberg, Lewis) -
Проблема эффективности совладающего поведения -
Развитие совладающего поведения как теория и практика укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен уметь:
-
применять на практике основные методы психологической диагностики индивидуального и семейного копинг - поведения; -
обоснованного выбора адекватных психодиагностических методик совладающего поведения, с учетом возраста, пола обследуемых и специфики болезни; -
овладения принципами и методами создания профилактических программ, создаваемых на теоретических основах совладающего поведения; -
-развития совладающего поведения (разрешение проблем, поиск и восприятие социальной поддержки, тренинг эмпатии и жизнестойкости, собственной эффективности).
«ПРАКТИКУМ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
формулирования задачи психодиагностического исследования детей; -
владеть основными методиками диагностики детей с патологией развития.; -
применять методики для экспериментально-психологического исследования детей; -
вести протокол экспериментально-психологического исследования; -
устанавливать взаимосвязи между выявленными в ходе экспериментального исследования отдельными феноменами и интерпретировать полученные данные; -
составлять программу психокоррекции на основе диагностического исследования; -
составлять отчёт и рекомендации для педагогов и родителей.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами детского возраста, их родственниками, медицинским персоналом.
ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»