Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2636
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Обоснованного выбора адекватного психотерапевтического подхода. -
Составления обоснованного плана психотерапии. -
Заключения психотерапевтического контракта. -
Диагностики и оценки состояния пациента (клиента). -
Анализа эффективности и адекватности проводимой психотерапии. -
Узнавания сопротивления и реагирования на сопротивление. -
установления психотерапевтических отношений (психотерапевтического альянса). -
Проведения начальной, средней и заключительной фаз психотерапии. -
Навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения. -
Критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психотерапии. -
Контроля над собственным психическим состоянием и реакциями в процессе психотерапии. -
Распознавание и отделение процесса психотерапии от собственных психологических проблем.
ПРИМЕР
ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студенту предлагается выбрать 2 вопроса и 1 ситуационную задачу.
Выбор:
-
Факторы лечебного действия психотерапии. -
Неопсихоанализ О. Кернберг (структурное интервью, содержание, сущность, фазы)
Задача 6
«Если пациент предпринимает важный и смелый психотерапевтический шаг, поздравьте его с этим. Если я сильно увлечен сеансом и мне жаль, что он подходит к концу, я говорю, что очень сожалею о завершении сеанса. И я не колеблюсь высказать это без помощи слов, продлив сеанс на несколько минут».
Вопросы:
-
Представителем какого психологического направления является Ирвин Ялом? -
Какие психологические приемы используются? -
Какой вид психотерапии применяется? -
В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов? -
Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?
«НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Нейропсихология как наука. Предмет и объект нейропсихологии. Специфика отечественной нейропсихологии. Направления нейропсихологии. -
Становление нейропсихологии. Взгляды Л. С. Выготского. Развитие новой отрасли – когнитивной нейропсихологии. Особенности методологии когнитивной нейропсихологии. -
Системное строение высших психических функций. Нейропсихологический анализ письма. Принцип «хроногенной» локализации функций по Л. С. Выготскому. Принцип социального генеза. -
Высшие психические функции как функциональные системы. Первичный и вторичный дефекты. Компенсаторные перестройки функциональной системы. -
Нейропсихологический фактор. Симптом и синдром. Синдромный анализ – выявление и квалификация симптомов. -
Мозговые аппараты 1-го, 2-го и 3-го функционального блока мозга. Основные законы и характеристики их работы. Взаимодействие трех блоков мозга. -
Межполушарная асимметрия. Методы оценки функциональной асимметрии. Соотношение ручной и речевой (языковой) асимметрии. -
Доказательства асимметрии левого и правого полушарий мозга. Асимметрия блоков мозга. Стратегии работы полушарий. -
Корковые нарушения произвольных движений и действий – апраксии. Различные варианты «лобного синдрома». -
Эфферентная и динамическая афазия. -
Общие (или модально-неспецифические) нарушения памяти при поражении 1-го блока мозга. Нарушения внимания. -
Афферентная апраксия и афферентная афазия. -
Сенсорная и акустико-мнестической афазия. -
Организация зрительной системы. Гностические расстройства. Виды агнозий. -
Оптико-пространственная агнозия и семантическая афазия. -
Нейропсихологические исследования индивидуальных различий. Компьютерные эксперименты. Стратегии переработки лексической информации. -
Нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей обучения.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Критического анализа теоретических подходов к изучению состояния высших психических функций. -
Сравнительного анализа различных направлений на пути становления нейропсихологии. -
Оценки результатов экспериментальных исследований с точки зрения различных исследовательских парадигм. -
Применения методов нейропсихологического обследования в клинике локальных поражений мозга. -
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами с поражением ЦНС, их родственниками, медицинским персоналом.
ПРИМЕР
ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студенту предлагается выбрать 2 вопроса.
Выбор:
-
Высшие психические функции как функциональные системы. Первичный и вторичный дефекты. Компенсаторные перестройки функциональной системы.
-
Корковые нарушения произвольных движений и действий – апраксии. Различные варианты «лобного синдрома».
Практическое задание:
Продемонстрировать методы нейропсихологического обследования в клинике локальных поражений мозга.
«НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Социальный генезис высших психических функций (ВПФ). -
Теория формирования ВПФ как процесса интериоризации (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин). -
Понятие «зона ближайшего развития» и его применение в нейропсихологической диагностике и коррекции. -
Динамическая организация и локализация ВПФ. -
Понятие функциональной системы и возможность перестройки функциональных систем. -
Представление о «хроногенной локализации» функций Л.С.Выготского и его значение для детской нейропсихологии. -
Концепция А.Р.Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга. Функции блоков. -
Иерархическое строение блоков мозга. Общие закономерности созревания блоков. -
Соотношение биологического и социального в формировании психических функций. -
Нейропсихология индивидуальных различий как основа применения нейропсихологических методов в школьной практике. -
Эфферентная (серийная) организация произвольных движений и действий. Становление серийной организации. -
Методы диагностики: уровень мануальных движений, уровень артикуляторных программ, синтаксический уровень, уровень текста. Программирование и контроль произвольных действий. -
Становление произвольной регуляции действий. Переработка кинестетической информации. Роль кинестетической информации в организации произвольных действий (по Н.А.Бернштейну). -
Переработка слуховой информации. Роль левого полушария в переработке слуховой информации. -
Переработка зрительной информации. Стратегии левого и правого полушарий в обработке зрительной информации. -
Роль речи в формировании зрительных образов. -
Переработка полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации. -
Необходимость синдромного (системного) анализа картины недоразвития ВПФ и выявления первичного дефекта. -
Учет принципа системного строения ВПФ в коррекционном обучении. -
Стратегии нейропсихологической реабилитации: (1) аналитические: а) «атака слабости», б) развитие «сильных» компонентов, в) смешанные; (2) холистическая – интерактивный подход; (3) системная – создание (развитие) функциональной системы с опорой на сохранные звенья и «выращивание» слабого звена в процессе специально организованного социального взаимодействия.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Теоретического овладения частными методами диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения. -
Учета принципа системного строения ВПФ в применении к коррекционному обучению. -
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами детского возраста, их родственниками, медицинским персоналом.
ПРИМЕР
ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студенту предлагается выбрать 2 вопроса.
Выбор:
-
Социальный генезис высших психических функций (ВПФ).
-
Переработка зрительной информации. Стратегии левого и правого полушарий в обработке зрительной информации.
Практическое задание:
Продемонстрируйте частные методы диагностики трудностей обучения
«ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ»