Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2655
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОСОМАТИКЕ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
проведения клинико –психологического интервью; -
квалификации клинических симптомов и синдромов у больных с соматоформными, психосоматическими и хроническими соматическими заболеваниями; -
формулирования задачи психодиагностического исследования больного (на основании беседы с лечащим врачом и ознакомления с историей болезни); -
составлять программу экспериментально-психологического исследования; -
владеть основными методиками диагностики нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности; -
применять методики для экспериментально-психологического исследования больного; -
вести протокол экспериментально-психологического исследования; -
устанавливать взаимосвязи между выявленными в ходе экспериментального исследования отдельными феноменами и интерпретировать полученные данные; -
составлять заключение экспериментально-психологического исследования. -
формирования гипотез о психологических механизмах симптомообразования, основываясь на фактических симптомах и синдромах, выявленных у больных; -
верификации выдвинутых гипотез; -
планирования психокоррекционной работы; -
психологического консультирования и владения отдельными техниками телесно - ориентированной психотерапии.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами с психосоматическими расстройствами, их родственниками, медицинским персоналом.
ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОСОМАТИКЕ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Каждый студент на основании обследования больного при помощи психосоматического интервью пишет «Отчет о комплексном клинико-психологическом обследовании больного».
АНКЕТА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТРУКТУРИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ.
I.ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ.
-
Фамилия, имя, отчество. -
Дата рождения / полных лет. -
Образование. -
Профессия, специальность, квалификация, опыт работы. -
Характер занятий (обучение, работа, служба). -
Госпитализация (впервые; повторно в какой раз). -
Дата госпитализации / длительность нахождения.
1.8.Диагноз при поступлении. Шифр МКБ-10 ( )
II.ЖАЛОБЫ.
-
Жалобы по основному заболеванию. -
Жалобы по сопутствующим заболеваниям.
III.АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (СО СЛОВ).
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ:
-
Рос (-ла) в семье или детском доме, интернате. -
Мать (или заменяющее ее лицо): жива или умерла, образование, профессия. Характер воспитания и взаимоотношений. Вредные привычки. Наличие заболеваний психосоматического характера. В случае смерти - как давно, причины и как пережил(-а)?
3.3. Отец (или заменяющее его лицо): жив или умер, образование, профессия.
Характер воспитания и взаимоотношений, вредные привычки. Наличие заболеваний психосоматического характера. В случае смерти, как давно, причины и как пережил(-а)?.
3.4.Взаимоотношения между матерью и отцом (или лицами их заменяющими), их характер, особенности их совместного воспитания.
3.5. Участие бабушек, дедушек в воспитании:
3.6. Вредные привычки, заболевания психосоматического характера у бабушек, дедушек:
3.7. Наличие братьев, сестер (последовательность рождения, характер отношений и взаимодействия с родителями):
3.8. Вредные привычки, заболевания психосоматического характера у братьев, сестер:
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
4.1. Обучение (способности, прилежание, дисциплинированность, успеваемость, интересы; взаимоотношения с одноклассниками, одногруппниками, учителями, преподавателями).
4.2. Досуг (интересы, увлечения, кружки, секции, спорт, хобби, любимые игры, развлечения, туризм, охота, рыбалка, походы, путешествия).
4.3. Служба (отношения в армии, флоте с сослуживцами, начальством; злоупотребления в армии, в т.ч. курение, алкоголь, наркотики).
-
Участие в боевых действиях (длительность, последствия).
4.5. Трудовая деятельность (соответствие полученной профессии, специальности; отношение к работе, к коллегам, к начальством, к подчиненными; квалификация, работоспособность, инициативность, активность, профессиональный рост, перспективы).
4.6. Частота и причины смены работы, профессии.
4.7. Проблемы с законом (учет в милиции, задержания за правонарушения; пребывания в тюрьме, взаимоотношения с сокамерниками
, тюремным начальством).
4.8. Социально-бытовые условия проживания, благоустроенность жилища, удовлетворение материальным, служебным и семейным положением:
СЕМЕЙНАЯ И ПОЛОВАЯ ЖИЗНЬ:
5.1. Появление полового влечения:
5.2М. Поллюции, подростковая мастурбация (возраст начала, частота):
5.2Ж. Менструации, подростковая мастурбация (возраст начала, регулярность, самочувствие во время менструации):
5.3. Начало и регулярность половой жизни:
5.4М. Импотенция, нарушения полового влечения:
5.4Ж. Фригидность, менопауза, нарушения половой жизни:
5.5. Сексуальное насилие (возраст, последствия):
-
Проживание в гражданском браке (начало, длительность, перспективы брака): -
Вступление в брак (возраст; отношение семьи, друзей):
6.3. Отношения с супругом(-ой):
7.1Ж. Беременность (количество, возраст, состояние в период беременности):
7.2Ж. Аборты (количество, возраст, причины, последствия):
7.3Ж. Выкидыши и мертворожденные дети: (количество, возраст, последствия):
7.4Ж. Роды (количество, возраст, осложнения, состояние в послеродовой период):
8.1. Развод (возраст, причины, последствия, отношение к перспективам повторного брака):
9.1. Дети (количество, пол, возраст):
9.2. Отношения детей к разводу, взаимодействие детей с разведенным родителем, с отчимом (мачехой):
9.3. Отношения с детьми:
9.4. Вредные привычки, заболевания психосоматического характера у детей:
-
Внуки (возраст появления, отношения, вредные привычки, заболевания психосоматического характера):
IV.АНАМНЕЗ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ.
-
Диагноз основного заболевания: МКБ-10( )
11.2. Диагнозы сопутствующих заболеваний: МКБ-10( )
МКБ-10( )
-
Описание того, что предшествовало заболеванию.
11.4. Этиология заболевания (причины по мнению пациента):
11.5. Самооценка причин стрессового напряжения (по Буту):
Причина | - | + |
1. Гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что входит в обязанности | | |
2. Постоянно не хватает времени | | |
3.Постоянно кто-то или что-то подгоняет, торопит, ощущается постоянная спешка | | |
4. Кажется, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения | | |
5. Постоянно хочется спать, но выспаться просто невозможно | | |
6. Видится чересчур много снов, особенно когда утомишься за день | | |
7. Число выкуриваемых сигарет увеличилось | | |
8. Увеличились частота и количество употребления алкоголя | | |
9. Почти ничего не нравится, не доставляет удовольствия | | |
10. Дома, в семье постоянные конфликты | | |
11. Жизнь не приносит удовлетворения | | |
12. Постоянно влезаешь в долги, не зная как с ними расплатиться | | |
13. Ощущается неполноценность себя | | |
14. Не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания | | |
15.Не чувствуется уважение ни в семье, ни на работе | | |
∑ | |
11.6. Симптоматика (проявления болезни со слов пациента).
11.7. Самооценка признаков стрессового напряжения (по Шефферу):
Признак | - | + |
1. Невозможно сосредоточиться на чем-либо | | |
2. Слишком частые ошибки в работе | | |
3. Ухудшение памяти | | |
4. Слишком частое возникновение чувства усталости | | |
5. Очень быстрая речь | | |
6. Довольно частые боли в голове, спине, желудке | | |
7. Повышенная возбудимость, раздражительность | | |
8. Работа не доставляет прежней радости | | |
9. Потеря чувства юмора | | |
10. Число выкуриваемых сигарет увеличилось | | |
11.Увеличились частота и количество употребления алкоголя | | |
12.Постоянное ощущение недоедания | | |
13.Пропадает аппетит, потерян вкус к еде | | |
14.Невозможность в срок закончить работу | | |
∑ | |
V.НАСТОЯЩЕЕ СОСТОЯНИЕ.
СОМАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (по жалобам, истории болезни, объективным признакам)
12.1.Внешний вид: соответствует возрасту - не сответствует возрасту; преждевременное увядание, физический инфантилизм; соответствует биологическому полу -не соответствует биологическому полу ; феминизация – маскулинизация;
12.2.Телосложение: рост ( низкий средний высокий ); вес(дистрофия, сниженный вес, нормальный вес, повышенный вес, ожирение) ; типы конституции (астенический, нормостенический, пикнический, смешанный (диспластический).
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
-
Состояние сознания: ориентировка -в месте, во времени, в собственной биографии и в окружающей обстановке личности -сохранна , нарушена -
Контактность: полностью контактен - избирательно контактен -периодически недоступен для контакта -неконтактен -
Характер одежды: неряшлив, опрятен, подчеркнуто яркий. -
Манера поведения: а)адекватная (дружественная, доброжелательная, соответствующая половой принадлежности); б)неадекватная (гневливая, дисфоричная, тревожная, негативная, подозрительная, недоброжелательная, депрессивная, апатичная (безразличная, пассивная) ,аффективная, эйфоричная -не соответствующая половой принадлежности; -
Ощущения, восприятие (наличие иллюзорных, галлюцинаторных эпизодов). -
Внимание: концентрация, устойчивость, переключаемость, отвлекаемость
Параметр: ↑ N ↓
-
Память: амнезия, гипомнезия , гипермнезия, парамнезия -
Интеллект: сниженный, нормальный, повышенный
13.9.Мышление: Логичное; Алогичное (Навязчивые идеи Сверхценные идеи Бредовые идеи
13.10.Темп течения ассоциаций: Нормальный Замедленный Скачкообразный Ускоренный
13.11. Критичность к состоянию.
13.12. Установки на будущее.
13.13. Особенности речи (темп, ясность, логичность, ясность).
-
Эмоциональная сфера:
13.15. Суицидальные мысли, эпизоды (причины, последствия).
13.16. Особенности мимики.
13.17. Особенности сна-бодрствования (сонливость, бессонница; трудности засыпания, пробуждения; ужасы, кошмары; ночной энурез, энкопрез).
13.18. Двигательная сфера: Заторможен Расслаблен Спокоен Напряжен Возбужден
Расторможен
VI.Клинико-психологические гипотезы о механизмах симптомообразования. (Предполагаемые механизмы симптомообразования: конверсия, соматизация: ипохондрическая фиксация, стрессогенный и тд.).
VII.Программа обследования ( с обоснованием выбора методик) :
1.Патопсихологическое обследование (стандартный набор)
2.Нейропсихологическое обследование (стандартный набор)
3.Пcиходиагностические методы исследования: Гиссенский тест жалоб, методика "Тип отношения к болезни" (ТОБол-) , методика "Торонтская шкала алекситимии" (TAS)
методика "Индекс жизненного стиля" (ИЖС-LSI), методика "Тип поведенческой активности" (ТПА),опросник «Уровень субъективного контроля); Интегративный тест тревожности
шкала депрессии Гамильтона,СЖО, проективные методы (ТАТ и РНЖ),Мили др.
VIII.Описание результатов обследования с интегрированным заключением