Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2628

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ


ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студент должен иметь навыки:

    • Обоснованного выбора адекватного психотерапевтического подхода.

    • Составления обоснованного плана психотерапии.

    • Заключения психотерапевтического контракта.

    • Диагностики и оценки состояния пациента (клиента).

    • Анализа эффективности и адекватности проводимой психотерапии.

    • Узнавания сопротивления и реагирования на сопротивление.

    • установления психотерапевтических отношений (психотерапевтического альянса).

    • Проведения начальной, средней и заключительной фаз психотерапии.

    • Навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения.

    • Критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психотерапии.

    • Контроля над собственным психическим состоянием и реакциями в процессе психотерапии.

    • Распознавание и отделение процесса психотерапии от собственных психологических проблем.

ПРИМЕР


ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»




Студенту предлагается выбрать 2 вопроса и 1 ситуационную задачу.
Выбор:


  1. Факторы лечебного действия психотерапии.

  2. Неопсихоанализ О. Кернберг (структурное интервью, содержание, сущность, фазы)


Задача 6

«Если пациент предпринимает важный и смелый психотерапевтический шаг, поздравьте его с этим. Если я сильно увлечен сеансом и мне жаль, что он подходит к концу, я говорю, что очень сожалею о завершении сеанса. И я не колеблюсь высказать это без помощи слов, продлив сеанс на несколько минут».

Вопросы:

  1. Представителем какого психологического направления является Ирвин Ялом?

  2. Какие психологические приемы используются?

  3. Какой вид психотерапии применяется?

  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?

  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?


«НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»





  1. Нейропсихология как наука. Предмет и объект нейропсихологии. Специфика отечественной нейропсихологии. Направления нейропсихологии.

  2. Становление нейропсихологии. Взгляды Л. С. Выготского. Развитие новой отрасли – когнитивной нейропсихологии. Особенности методологии когнитивной нейропсихологии.

  3. Системное строение высших психических функций. Нейропсихологический анализ письма. Принцип «хроногенной» локализации функций по Л. С. Выготскому. Принцип социального генеза.

  4. Высшие психические функции как функциональные системы. Первичный и вторичный дефекты. Компенсаторные перестройки функциональной системы.

  5. Нейропсихологический фактор. Симптом и синдром. Синдромный анализ – выявление и квалификация симптомов.

  6. Мозговые аппараты 1-го, 2-го и 3-го функционального блока мозга. Основные законы и характеристики их работы. Взаимодействие трех блоков мозга.

  7. Межполушарная асимметрия. Методы оценки функциональной асимметрии. Соотношение ручной и речевой (языковой) асимметрии.

  8. Доказательства асимметрии левого и правого полушарий мозга. Асимметрия блоков мозга. Стратегии работы полушарий.

  9. Корковые нарушения произвольных движений и действий – апраксии. Различные варианты «лобного синдрома».

  10. Эфферентная и динамическая афазия.

  11. Общие (или модально-неспецифические) нарушения памяти при поражении 1-го блока мозга. Нарушения внимания.

  12. Афферентная апраксия и афферентная афазия.

  13. Сенсорная и акустико-мнестической афазия.

  14. Организация зрительной системы. Гностические расстройства. Виды агнозий.

  15. Оптико-пространственная агнозия и семантическая афазия.

  16. Нейропсихологические исследования индивидуальных различий. Компьютерные эксперименты. Стратегии переработки лексической информации.

  17. Нейропсихологическая диагностика и коррекция трудностей обучения.


ПЕРЕЧЕНЬ


ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студент должен иметь навыки:


  • Критического анализа теоретических подходов к изучению состояния высших психических функций.

  • Сравнительного анализа различных направлений на пути становления нейропсихологии.

  • Оценки результатов экспериментальных исследований с точки зрения различных исследовательских парадигм.

  • Применения методов нейропсихологического обследования в клинике локальных поражений мозга.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

  • Психологически грамотной коммуникации с пациентами с поражением ЦНС, их родственниками, медицинским персоналом.



ПРИМЕР


ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студенту предлагается выбрать 2 вопроса.
Выбор:


  1. Высшие психические функции как функциональные системы. Первичный и вторичный дефекты. Компенсаторные перестройки функциональной системы.




  1. Корковые нарушения произвольных движений и действий – апраксии. Различные варианты «лобного синдрома».


Практическое задание:
Продемонстрировать методы нейропсихологического обследования в клинике локальных поражений мозга.
«НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»





  1. Социальный генезис высших психических функций (ВПФ).

  2. Теория формирования ВПФ как процесса интериоризации (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин).

  3. Понятие «зона ближайшего развития» и его применение в нейропсихологической диагностике и коррекции.

  4. Динамическая организация и локализация ВПФ.

  5. Понятие функциональной системы и возможность перестройки функциональных систем.

  6. Представление о «хроногенной локализации» функций Л.С.Выготского и его значение для детской нейропсихологии.

  7. Концепция А.Р.Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга. Функции блоков.

  8. Иерархическое строение блоков мозга. Общие закономерности созревания блоков.

  9. Соотношение биологического и социального в формировании психических функций.

  10. Нейропсихология индивидуальных различий как основа применения нейропсихологических методов в школьной практике.

  11. Эфферентная (серийная) организация произвольных движений и действий. Становление серийной организации.

  12. Методы диагностики: уровень мануальных движений, уровень артикуляторных программ, синтаксический уровень, уровень текста. Программирование и контроль произвольных действий.

  13. Становление произвольной регуляции действий. Переработка кинестетической информации. Роль кинестетической информации в организации произвольных действий (по Н.А.Бернштейну).

  14. Переработка слуховой информации. Роль левого полушария в переработке слуховой информации.

  15. Переработка зрительной информации. Стратегии левого и правого полушарий в обработке зрительной информации.

  16. Роль речи в формировании зрительных образов.

  17. Переработка полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации.

  18. Необходимость синдромного (системного) анализа картины недоразвития ВПФ и выявления первичного дефекта.

  19. Учет принципа системного строения ВПФ в коррекционном обучении.

  20. Стратегии нейропсихологической реабилитации: (1) аналитические: а) «атака слабости», б) развитие «сильных» компонентов, в) смешанные; (2) холистическая – интерактивный подход; (3) системная – создание (развитие) функциональной системы с опорой на сохранные звенья и «выращивание» слабого звена в процессе специально организованного социального взаимодействия.

ПЕРЕЧЕНЬ


ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»




Студент должен иметь навыки:


  • Теоретического овладения частными методами диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения.

  • Учета принципа системного строения ВПФ в применении к коррекционному обучению.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

  • Психологически грамотной коммуникации с пациентами детского возраста, их родственниками, медицинским персоналом.


ПРИМЕР


ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»


Студенту предлагается выбрать 2 вопроса.
Выбор:

  1. Социальный генезис высших психических функций (ВПФ).

  1. Переработка зрительной информации. Стратегии левого и правого полушарий в обработке зрительной информации.

Практическое задание:

Продемонстрируйте частные методы диагностики трудностей обучения

«ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ»