Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2599

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Задача 1

Больной поступил с жалобами на боли в области желудка, усиливающиеся после приема пищи. Около15 лет страдает язвенной болезнью желудка., с периодическими осенними обострениями. Работает спасателем в МЧС, работу считает нервной, связанной с частыми незапланированными командировками. Несмотря на это, пытается дослужиться до пенсии.

Настроение тревожное, подавленное, чувство тоски. Беспокоится по поводу возможных осложнений заболевания (кровотечение) и вреда для здоровья от назначенного врачом медикаментозного лечения. Пытается сам читать медицинскую литературу о язвенной болезни, использовать опыт народной медицины, обращался за лечением к лекарям, без медицинского образования. Сопоставляет рекомендации разных специалистов, перепроверяет их, пытается сам анализировать результаты обследований.

На беседе обнаружил, что испытывает недостаток слов для выражения переживаний, чувств, эмоций. Никогда не любил фантазировать. Импульсивен, бедные межличностные связи, эмоционально невыразителен.

Вопросы:

  1. К какому классу заболеваний относится язвенная болезнь желудка?

  2. Какой фактор является особенно патогенным и влияет на течение заболевания?

  3. Какой тип отношения к болезни можно диагностировать у больного?

  4. Признаки какого психосоматического феномена описаны в ситуационной задаче?

  5. К каким видам профессий относится профессия спасателя МЧС?


Задача 2

Ребенок 7 лет неожиданно почувствовал общее недомогание, насморк, кашель. Два дня назад в классе появились больные с острой вирусной инфекцией. Вечером у ребенка температура поднялась до 39 градусов. Мама больного сообщила, что ребенок долго не засыпал, стал раздражительным, тревожным и подавленным. На пике температуры появился страх, стал видеть в углу комнаты каких животных и пытался убежать от них. После приема лекарств, снижающих температуру, страх, тревога и видения исчезли.

Вопросы:

  1. Какое заболевание возникло у ребенка?

  2. Какие нарушения эмоциональной сферы описаны в задаче?

  3. Определите, исходя из теоретических основ психосоматической медицины, какое расстройство (состояние) описано в данной задаче?

  4. Какие расстройства восприятия возникли у ребенка на высоте температуры?

  5. Что такое «соматопсихическое расстройство»?




Задача 3

Девочка с возраста 2 лет до настоящего времени (5 лет 4месяца) воспитывалась только бабушкой, так как родители находятся в заграничной командировке. Состояние физического здоровья не позволяло бабушке помогать девочке опорожнять кишечник. Постоянное использование памперсов значительно облегчало бабушке уход за ребенком.

Бабушка пришла на прием к педиатру, обеспокоенная тем, что на шестом году жизни девочка еще не научилась самостоятельно, без помощи памперсов, регулировать отправления функций кишечника и мочевого пузыря и ухаживать за своим телом.

Вопросы:

  1. Какое психосоматическое расстройство отмечается у девочки?

  2. Какова ведущая причина возникновения данного расстройства?

  3. К какому классу расстройств (с точки зрения культурно – исторического подхода в психосоматике) может быть отнесено данное расстройство?

  4. Какие признаки нарушенной социализации телесных функций отмечаются у ребенка?

  5. Объясните возможный механизм возникновения данного расстройства?



Задача 4

Ребенок в возрасте 5,6 месяцев был госпитализирован в больницу в связи с впервые развившимся у него приступом бронхиальной астмы. После попадания в больницу мальчик выглядит напуганным, стал демонстрировать потерю уже ранее приобретенных им навыков (самостоятельное питание и одевание, засыпание, навыки общения со взрослыми) и настаивал на том, чтобы маме разрешили постоянно находиться у него в палате. На вопросы палатной медсестры отвечает кратко или не отвечает совсем. Она вынуждена кормить, ежедневно одевать ребенка после сна и раздевать перед сном.

Вопросы:

  1. Какое психосоматическое расстройство отмечается у ребенка?

  2. К какому классу расстройств (с точки зрения культурно – исторического подхода в психосоматике) может быть отнесено данное расстройство?

  3. В ответ, на какие события может возникнуть данный вариант психосоматического дизонтогенеза?

  4. Объясните возможный механизм возникновения данного расстройства?

  5. С какой целью может использовать ребенок проявления психосоматического регресса?


Задача 5

Больная 42 лет поступила в неврологическое отделение с жалобами на внезапную потерю чувствительности в нижних конечностях возникшую сразу после скандала с мужем. Считает себя тяжело больной и нуждающейся в постороннем уходе. В течение полугода муж настаивает на разводе и встречается с другой, более молодой женщиной. Находится в ясном сознании, объективное неврологическое исследование не выявило органических нарушений нервной системы. Назначенное лечение получает аккуратно, довольна, что муж два раза в день навещает ее и озабочен состоянием ее здоровья. После консультации заведующего неврологическим отделением принято решение о переводе больной в отделение неврозов.



Вопросы:

  1. Определите, исходя из теоретических основ психосоматической медицины, какое расстройство (состояние) описано в данной задаче?

  2. Какая модель возникновения психосоматического симптома объясняет возникновение данного расстройства?

  3. Что могло стать пусковым механизмом патологического процесса и начальной стадии его развития?

  4. Какой метод лечения может быть использован для лечения данного расстройства?

  5. Определите наличие либо отсутствие у пациентки признаков конверсионного расстройства?


Задача 6

Больная 50 лет обратилась с жалобами на страх входить в магазин, толпу, путешествовать одной в поезде, самолете. Испытывает ужас при мысли, что может упасть и быть оставленной беспомощной на людях.

Настроение больной подавленное. Старается без острой необходимости не выходить из дома.

Вопросы:

  1. Какое нарушение возникло у больной?

  2. К какому классу расстройств относится данное нарушение по МКБ-10?

  3. Какой критерий может быть ведущим при установлении данного диагноза?

  4. Какой характер течения обычно имеет данное расстройство?

  5. В каком возрасте чаще всего возникает это расстройство у женщин?


Задача 7

Больная 30 лет обратилась в очередной раз к терапевту с жалобами на внутреннее беспокойство, нарушенный сон, страх по ночам и сниженное настроение, быструю истошаемость внимания и трудность сосредоточения. Кроме того, ее беспокоят неприятные ощущения в области сердца, затрудненное дыхание, отрыжка и ком в горле, ощущения покалывания в языке, кончиках пальцев рук и ног. В поликлинику обращается регулярно, 1-2 раза в неделю. Многочисленные и разнообразные обследования различных органов и систем не обнаруживали каких либо тканевых изменений в органах и системах. Врач относила пациентку в категорию «трудных больных» и испытывала при этом определенную беспомощность.

Вопросы:

  1. Какое нарушение возникло у больной?

  2. В чем особенность предъявляемых больной жалоб?

  3. Какой критерий может быть ведущим при установлении данного диагноза?

  4. Чем данное нарушение отмечается от конверсионного расстройства?

  5. Как называл данное расстройство Ф.Александер?




Задача 8

Девочка 10 лет стала отказываться от приема практически любой пищи, вскоре у нее появились клинические симптомы истощения. Каждый прием пищи становился поводом для бурных сцен, завершавшимися проглатыванием нескольких кусочков пищи. Общеукрепляющее лечение у педиатра не дало никакого результата. До возникновения данного состояния пациентка обычно принимала пищу вместе с мамой и двухлетней младшей сестрой, которую кормила мамы под пристальным наблюдением матери. У пациентки регулярно появлялось желание переключить во время процесса еды внимание матери и няни с кормления младшей сестры на себя. Девочка понимала, что тем самым пытается отнять любовь матери и няни к младшей сестре, и хотела сама получать их любовь. Это вызывало у нее чувство вины. Кроме того, она испытывала сильную злость на родителей за то, что они очень много внимания уделяют ее сестре и совершенно недостаточно самой пациентке. По рекомендации психиатра родители стали обедать вместе со старшей дочерью (пациенткой) в ресторане, подчеркивая при этом, что посещение ресторана доступно только старшим по возрасту детям. Отказы от приема пищи прекратились после этого практически сразу.
Вопросы:

  1. Какое заболевание возникло у ребенка?

  2. Какая эмоция чувство могло сыграть роль в развитии данного заболевания?

  3. Какой психологический фактор играли роль в развитии данного заболевания?

  4. Какая неудовлетворенная потребность пациентки, способствовала развитию заболевания?

  5. К какому классу заболеваний по МКБ -10 относится нервная анорексия?


Задача 9

Больной А., 46 лет, лечился в терапевтическом отделении по поводу язвенной болезни желудка в стадии ремиссии. К состоянию своего здоровья всегда относился внимательно, подчас с мнительностью, застреванием на переживаниях, связанных с заболеванием. Два года назад после операции по поводу рака желудка умер сосед по квартире. Вскоре после этого больной обратился к врачу с жалобами на боли в области желудка, раздражительность, утомляемость плохой сон. Во время обследования в стационаре установлен диагноз хронический гастрит с пониженной секреторной функцией. Выписан со значительным улучшением, однако через 6 месяцев состояние ухудшилось и при повторном стационарном обследовании был установлен диагноз «язвенная болезнь желудка». У больного нарастали тревожность , раздражительность , быстрая истощаемость, все внимание фиксировалось на возможных последствиях, особенно беспокоила мысль о раке желудка. Разубеждения о несостоятельности опасений достигали положительного эффекта нон на непродолжительное время. В процессе лечение состояние нормализовалось и стал строить на будущее реальные жизненные планы.


Вопросы:

  1. Какая форма реагирования больного на свое заболевание у пациента?

  2. Какой вариант названной Вами формы реагирования отмечается у больного?

  3. Определите, соответствует ли объективной тяжести заболевания субъективная значимость симптомов?

  4. Отмечается или нет завышенная оценка пациентом болезни в целом, ее последствий?

  5. Что такое «соматонозогнозия»?


Задача 10

Больной 70 лет поступил в глазное отделение с диагнозом: глаукома левого глаза, ишемическая болезнь сердца, постинфарктный кардиосклероз. Себя считает добродушным, спокойным, к своему здоровью относится беспечно. Настоящее обращение к врачам связано с ощущением неловкости, периодическим потемнением в глазах , ухудшением зрения. Данное заболевание расценивает как легкое, не грозящее серьезными последствиями не только для жизни, но и для здоровья. При разъяснении врачам всей серьезности заболевания и необходимости продолжительного и систематического лечения вначале соглашается с их доводами и лечебные назначения выполняет регулярно. Однако через несколько дней начинает вновь считать свое заболевание легким и несерьезным, ввиду этого лечебные процедуры попускает и считает их необязательными и даже ненужными.

Вопросы:

  1. Какая форма реагирования больного на свое заболевание у пациента?

  2. Какой вариант названной Вами формы реагирования отмечается у больного?

  3. Определите, соответствует ли объективной тяжести заболевания субъективная значимость симптомов?

  4. Отмечается или нет заниженная оценка пациентом болезни в целом, ее последствий?

  5. Как Вы оцените имеющуюся у больного приверженность рекомендациям врача?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

по дисциплине « основы Психосоматики»