Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2649
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Понятия «психосоматическая медицина» и «психосоматические расстройства». Психосоматика как область междисциплинарных исследований психосоматической проблемы.
-
Психосоматика и соматопсихика. Проблема связи психической и соматической «сферы».
-
Психосоматические и соматоформные расстройства.
-
Основные положения психосоматического подхода. Особенности современной психосоматики.
-
Психоаналитическая концепция возникновения психосоматических расстройств. Конверсионная модель З.Фрейда.
-
Понятие «конверсионное расстройство». Механизм конверсии в возникновении психосоматических расстройств. Вторая модель возникновения психосоматического расстройства по З.Фрейду.
-
Специфический и неспецифический подходы к пониманию природы психосоматических расстройств.
-
Специфичность психосоматических расстройств. Четыре типа теорий специфичности.
-
Теория неспецифичности психосоматических расстройств.
-
Понятие «алекситемия», его характеристика и связь с теорией неспецифичности.
-
Теория специфических для болезни психодинамических конфликтов Ф.Александера. Современная оценка теории Ф.Александера.
-
Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и психосоматическая медицина. Влияние условных рефлексов на соматические функции.
-
Гипотеза о кортико- висцеральном происхождении психосоматический заболеваний К.М.Быкова, И.Т.Курцина.
-
Достоинства и недостатки учения И.П. Павлова и кортико – висцеральной теории К.М.Быкова, И.Т.Курцина.
-
Теории конституций, их недостатки и значение для психосоматической медицины
-
Гуморальные теории темпераментов Гиппократа – Галена.
-
Теория биологических типов конституции Э.Кречмера.
-
Теория конституционных типов и типов темперамента У.Шелдона
-
Недостатки теорий конституционной специфичности личности.
-
Концепция профиля личности Ф.Данбар.
-
Психологическая характеристика поведенческого типа А. и типа Б.
-
Критика концепции превалирования поведенческого типа А.
-
Современные взгляды на роль структуры личности в возникновении психосоматических расстройств.
-
Понятие об интегративных моделях. Интегративная модель здоровья, болезни и болезненного состояния по Г.Вайнеру
-
Различная природа болезни, чувства болезни и страдания.
-
Биопсихосоциальная модель Т.Икскюля и В.Везиака
-
Внутренняя картина здоровья.
-
Понятие о внутренней картине болезни. Модели ВКБ А.Гольдшейдера и А.Р.Лурия.
-
Структура ВКБ (по В.В.Николаевой). Модель ВКБ А.Ш.Тхостова, - Г.А.Ариной.
-
Теоретическая модель ВКБ В.М.Смирнова – Т.Н.Резниковой. Понятие о церебральном информационном поле болезни. Определение ВКБ и «роль детектора» в данной модели.
-
Модель прогноза заболевания, модель ожидаемых результатов лечения и модель полученных результатов лечения
-
Взгляды отечественных и зарубежных авторов на определение понятий « отношение к болезни», «реакция на болезнь» и их типология (Е.А.Шевалев, А.Б.Квасенко, Ю.Г.Зубарев; Р.Конечный, Р.Конечный, М.Боухал).
-
Роль ВКБ и факторы, влияющие на ее формирование.
-
ВКБ при соматических заболеваниях.
-
Динамика реакций на болезнь и факторы, влияющие на возникновение реакций на болезнь.
-
Реакции личности на ишемическую болезнь сердца (по И.К.Шхвацабая). Реакции личности на инфаркт миокарда (по В.П.Зайцеву).
-
ВКБ при нервно – психических заболеваниях.
-
ВКБ при неврозах.
-
Классификация психосоциальных реакций на болезнь З.Липовски.
-
Личность в условиях хронического соматического заболевания.
-
Современные взгляды на проблему субъективной картины болезни: состояние и проблемы.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
обоснованного выбора адекватных психодиагностических методик и психокоррекционного подхода; -
овладения принципами и методами психологического консультирования, психокоррекции больных с психосоматическими заболеваниями; -
взаимодействия клинического психолога с пациентами, имеющими психосоматические заболевания и их ближайшим микросоциальным окружением; -
организации работы клинического психолога и взаимодействия с медицинским персоналом в психосоматической клинике; -
навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем - разрешающего и социально-поддерживающего поведения в работе с больными, имеющими психосоматическую патологию.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами с психосоматическими расстройствами, их родственниками, медицинским персоналом.
ПРИМЕР
ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
1. Психоаналитическая концепция возникновения психосоматических расстройств. Конверсионная модель З.Фрейда.
2. Структура ВКБ (по В.В.Николаевой). Модель ВКБ А.Ш.Тхостова, - Г.А.Ариной.
Задача 4
Ребенок в возрасте 5,6 месяцев был госпитализирован в больницу в связи с впервые развившимся у него приступом бронхиальной астмы. После попадания в больницу мальчик выглядит напуганным, стал демонстрировать потерю уже ранее приобретенных им навыков (самостоятельное питание и одевание, засыпание, навыки общения со взрослыми) и настаивал на том, чтобы маме разрешили постоянно находиться у него в палате. На вопросы палатной медсестры отвечает кратко или не отвечает совсем. Она вынуждена кормить, ежедневно одевать ребенка после сна и раздевать перед сном.
Вопросы:
-
Какое психосоматическое расстройство отмечается у ребенка? -
К какому классу расстройств (с точки зрения культурно – исторического подхода в психосоматике) может быть отнесено данное расстройство? -
В ответ, на какие события может возникнуть данный вариант психосоматического дизонтогенеза? -
Объясните возможный механизм возникновения данного расстройства? -
С какой целью может использовать ребенок проявления психосоматического регресса?
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 1
Антон, 14 лет: жалобы при обращении на замкнутость, раздражительность, угрозы уйти из дома. При попытках заговорить с ним раздражается, грубит, легко впадает в бешенство. Провоцирует брата (10 лет) на драки, ссоры. Во время драк с братом или сверстниками бледнеет, испытывает слабость, перед глазами появляются цветные пятна.
Вопросы:
-
Какие основные объекты (сферы) психодиагностики? -
Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае? -
Какие возможные диагностические гипотезы? -
Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)? -
Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?
Задача 2
Аня, 7 лет. Жалобы при обращении: на непоседливость, утомляемость, на уроках занимается посторонними делами. Программу усваивает с трудом. Плохо переносит замечания, легко огорчается при неудачах, временами бывает капризной. В школу пошла с 6-ти лет, адаптировалась хорошо. Отношения с одноклассниками устанавливает, но часто обижается на них и плачет
Вопросы:
-
Какие основные объекты (сферы) психодиагностики? -
Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае? -
Какие возможны диагностические гипотезы? -
Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)? -
Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?
Задача 3
Лиза, 8 лет. Жалобы при обращении на нарушения поведения (на уроке может отключиться и перестать выполнять задания), плохое настроение, конфликты с мамой. Травма головы в 2 года (автоавария). С раннего детства была беспокойной, тревожной. С 5-ти лет появились головные боли (особенно после детского сада или после нагрузки). Девочка эмоциональна, чувствительна, не уверенна в себе, часто плачет.
Вопросы:
-
Какие основные объекты (сферы) психодиагностики? -
Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае? -
Какие возможны диагностические гипотезы? -
Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)? -
Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?
Задача 4
Никита, 9 лет. Жалобы при обращении: на малообщительность, отказ разговаривать с учителями и сверстниками. Рос угрюмым, замкнутым. В школу пошел с 7-ми лет, неохотно. На уроках отказывался отвечать или отвечал еле слышно. Со временем перестал разговаривать в школе, исключение делал только для матери, двоюродного брата и девочки-соседки.
Вопросы:
-
Какие основные объекты (сферы) психодиагностики? -
Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае? -
Какие возможны диагностические гипотезы? -
Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)? -
Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?
Задача 5
Катя, 4 года. Жалобы при обращении: на упрямство, вспышки ярости, стремление делать все по-своему. Родители молодые, еще учатся, часто вовремя сессии отправляют ребенка к бабушке. Бабушку девочка очень любит и хочет жить у нее. Задание: определить стратегию диагностического обследования.
Вопросы:
-
Какие основные объекты (сферы) психодиагностики? -
Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае? -
Какие возможны диагностические гипотезы? -
Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)? -
Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?
Задача 6
Андрей, 10 лет. Жалобы при обращении на: неуверенность , лень, безволие, неспособность прилагать усилия для достижения цели. Учится в школе плохо. В свободное время нечего не делает или играет в компьютерные игры. Друзей нет. В ответ на любое новое предложение (какая-либо деятельность) сначала загорается, но после первой неудачи все бросает.
Вопросы:
-
Какие основные объекты (сферы) психодиагностики? -
Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае? -
Какие возможны диагностические гипотезы? -
Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)? -
Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?