Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2608

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»





  1. Теоретические принципы диагностики развития в норме и патологии (аномалии). Единство нормы и аномалии.

  2. Основные модели и критерии нормы развития. Соотношение понятий «норма развития, «кризис развития», «аномалия развития», «патология развития». Понятие «социально-психологический норматив» (СПН) и его значение для психодиагностики развития.

  3. Трёхкомпонентная модель анализа психического развития ребёнка (каузальный уровень, уровень базовых составляющих развития, феноменологический уровень).

  4. Основные принципы и положения интегративной психодиагностики развития ребёнка в норме и патологии (аномалии).

  5. Общая характеристика структуры базовых составляющих психического развития ребёнка.

  6. Специфика базовых составляющих психического развития ребёнка (психологический синдром развития) при дизонтогенезе по типу недоразвития (ретардации).

  7. Специфика базовых составляющих психического развития ребёнка (психологический синдром развития) при дизонтогенезе по типу асинхронии.

  8. Специфика базовых составляющих психического развития ребёнка (психологический синдром развития) при дизонтогенезе по типу повреждения.

  9. Специфика базовых составляющих психического развития ребёнка (психологический синдром развития) при дифицитарном онтогенезе.

  10. Общая характеристика основных этапов диагностики развития в норме и патологии (аномалии).

  11. Современные подходы к классификации методов диагностики развития в норме и патологии (аномалии).

  12. Анамнез в структуре комплексного психодиагностического обследования ребёнка и его возрастная специфика.

  13. Привязанность как клинико-психологический феномен.

  14. Психодиагностика привязанности: цели, методики, принципы анализа и интерпретации показателей.

  15. Диагностические пробы на совместную деятельность в родительско-детской диаде. Основные критерии анализа.

  16. Характеристика основных этапов в психодиагностике родительско-детской диады.

  17. Характеристика основных блоков родительского отношения в диагностическом процессе.

  18. Общая характеристика (схема построения и проведения) основных методик диагностики родительско-детских отношений (для ребёнка, для родителя, для диады).

  19. Психодиагностика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника: цели, методики, принципы анализа и интерпретации показателей.

  20. Общая характеристика (схема построения и проведения) основных методик диагностики развития эмоционально-волевой сферы дошкольников и младших школьников.

  21. Психодиагностика невротических состояний (тревоги, страхи) и расстройств детей дошкольного и младшего школьного возраста: методы цели, методики, принципы анализа и интерпретации показателей. Особое значение проективных рисуночных тестов.

  22. Проблема изучения развития мышления и интеллекта в психологии и смежных областях науки и практики.

  23. Феноменология (клиника) и типология интеллектуальных нарушений в детском возрасте.

  24. Критерии качественной оценки уровня развития интеллекта детей шести-восьми лет на основе использования патопсихологических методик.

  25. Критерии количественной оценки уровня развития интеллекта детей шести- восьми лет на основе использования психометрических методик.

  26. Схема построения и проведенеия методики Д.Векслера (взрослый вариант WAIS и детский вариант ABM-WISC): характеристика основных субтестов, количественные и качественные показатели.

  27. Дифференциальная диагностика пограничной интеллектуальной недостаточности и умственной отсталости (слабоумия) в младшем школьном и дошкольном возрасте: основные диагностические средства и показатели.

  28. Общие возрастные закономерности проявления и развития психических расстройств (заболеваний) у детей и подростков. Современные принципы психодиагностики.

  29. Патопсихологическая диагностика развития детей больных шизофренией: цели, методики, принципы анализа и интерпретации показателей.

  30. Нейропсихологическая диагностика развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: цели, методики, принципы анализа и интерпретации показателей.




ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студент должен иметь навыки:

  • Использования и интерпретации психодиагностических методик.

  • Проведения патопсихологического и нейропсихологического обследования ребенка любого возраста.

  • Умение формулировать гипотезу патопсихологического обследования ребенка,
    построить план обследования с использованием набора методических средств (с
    учетом возрастных нормативов).

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

  • Психологически грамотной коммуникации с пациентами детского возраста, их родственниками, медицинским персоналом.


ПРИМЕР


ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»


Студенту предлагается выбрать по 1 вопросу из двух конвертов и ситуационную задачу из 3-го конверта.
Выбор:

1. Теоретические принципы диагностики развития в норме и патологии.

Единство нормы и патологии.

2. Дифференциальная диагностика ЗПР и умственной отсталости: основные

диагностические средства и показатели.

Задача 5

Катя, 4 года. Жалобы при обращении: на упрямство, вспышки ярости, стремление делать все по-своему. Родители молодые, еще учатся, часто вовремя сессии отправляют ребенка к бабушке. Бабушку девочка очень любит и хочет жить у нее. Задание: определить стратегию диагностического обследования.

Вопросы:

  1. Какие основные объекты (сферы) психодиагностики?

  2. Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае?

  3. Какие возможны диагностические гипотезы?

  4. Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)?

  5. Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?



«ПАТОПСИХОЛОГИЯ»

Ситуационные задачи


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»


Задача 1

Пациент выполняет задание по описанию сюжетных картин. При осмотре картинки, на которой нарисован крестьянин, стоящий с задумчивым видом у телеги, у которой отскочило колесо, больной говорит: "Вот колесо, а это мужчина стоит", показывая на лошадь. "А это птица какая-то". Экспериментатор: "Это ведь лошадь". Больной: "На лошадь плохо смахивает". Узнав телегу и колесо, он не только не делает соответствующего вывода, что стоит телега с лошадью, но остро торчащие уши лошади создают у больного впечатление, что это птица.

Вопросы:

  1. Нарушение какого психического процесса у пациента?

  2. Как называется данное нарушение?

  3. В чем специфика данного нарушения?

  4. У каких больных могут наблюдаться подобные особенности мышления?

  5. С помощью каких еще методик можно исследовать данный тип нарушений?

Задача 2

Во время исследования мышления с помощью методики «классификация предметов» больной Н. легко усваивает инструкцию, применяют способ, адекватный условиям решения, начинает раскладывать карточки по обобщенному признаку. Спустя некоторое время, образуя группы растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести мухомор: "Он же вредный, отнесу-ка в сторону". Точно так же он не знает, куда отнести жука: "Положу его к книге и тетради, его же изучают в школе". После того как экспериментатор попросил больного работать внимательнее, он несколько растерянно сказал: "Подождите. Да, у меня есть здесь посуда, растительный мир... Конечно, к нему принадлежит и гриб, безотносительно к тому, вреден он или нет; а жука положу к животному миру". В итоге у больного получаются следующие группы: люди, животные, растения, посуда, мебель, школьные принадлежности, предметы домашнего обихода. После просьбы экспериментатора объединить некоторые группы больной испытывает явные затруднения: "Людей с животными, да? Растения... Ну, а дальше как? Ведь остальное не объединишь: как же соединить домашнюю утварь с канцелярскими предметами?" Видно, что больной заметно устал, наступает легкий тремор рук, потливость. Экспериментатор начинает беседу на тему, не относящуюся к эксперименту. Спустя 5 мин, больной по просьбе экспериментатора возвращается к работе и тут же самостоятельно правильно и обобщенно ее выполняет.


Вопросы:

  1. Какие особенности мышления наблюдаются?

  2. С чем связаны наблюдаемые особенности мышления?

  3. Для какого уровня мыслительной деятельности характерны

  4. подобные особенности?

  5. У каких больных могут наблюдаться подобные особенности мышления?

Задача 3

При исследовании мышления методикой "классификация предметов" больной К. не сразу понимает инструкцию ("Они же все разные"), пытается сосчитать карточки. После дополнительного объяснения экспериментатора в одну группу кладет изображения телеги и лошади, в другую — врача и термометр, говоря: "Пускай он измерит температуру". В третью группу относит шкаф, кастрюлю, свеклу: "Это все можно варить в кастрюле и поставить в шкаф". Цветок он объединяет с жуком и птичкой, поясняя: "Надо жука посадить на цветок. Птицы кушают жуков, но этот слишком большой... Я видел, как птицы кормят своих птенцов". Платье он объединяет с уборщицей: "Она его будет носить". Лису, медведя и дерево объединяет в одну группу: "Эти живут в лесу". Экспериментатор пытается помочь больному установить более общие связи между предметами, но безуспешно. Так, предложение объединить в одну группу кошку и собаку больной отвергает: "Они не живут мирно". Точно так же больной не соглашается объединить в одну группу рыбу, лисицу, волка и козу: "Нет, так нехорошо. Рыба плавает, лиса и волк живут в лесу, а коза бегает по двору. Их нельзя объединить".

Вопросы:

  1. Какие особенности мышления наблюдаются?

  2. С чем связаны наблюдаемые особенности мышления?

  3. Для какого уровня мыслительной деятельности характерны подобные особенности?

  4. У каких больных могут наблюдаться подобные особенности мышления?

  5. С помощью каких еще методик можно исследовать данный тип нарушений?

Задача 4

В опыте на классификацию предметов больной Р. объединяет карточки следующим образом:

    1. Лыжник и свинья; объясняет: "Это означает противоположность зимы и лета; зима — это мальчик на лыжах, а свинья — на зелени".

    2. Карандаш и козел — «Обе картинки нарисованы карандашом».

    3. Самолет и дерево — «Это небо и земля».

    4. Кошка, стол и слива — «Кошка на столе и слива тоже на столе».

    5. Тетрадь, диван, книга — «На диване можно заниматься».

    6. Часы, велосипед — «Часы измеряют время; когда едут на велосипеде — тоже измеряется пространство».

    7. Вилка, лопата, стол — «Это все твердые предметы, их нелегко сломать».

    8. Кастрюля, шкаф — «Здесь есть отверстия».