Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2611
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Понятие «психический дизонтогенез» и его соотношение с понятиями «аномалии развития», «дефект развития», «ограниченные возможности». -
Аномальный ребенок как объект изучения в специальной психологии, дефектологии, медицине, физиологии. -
Основные теоретические подходы к проблеме «норма-аномалия». -
Эволюция понятия «норма»: норма как зона функционального оптимума, норма как характеристика субъекта. Соотношение понятия «норма» и «здоровье». -
Психологический аспект проблемы: общепсихологические и возвратно-психологические аспекты. -
Норма и аномалии в физическом и психическом развитии ребенка. Кризисы и аномалии развития. -
Патологические и непатологические аномалии развития. Критерии нормы психического развития. Структура и характеристики базовых составляющих психического развития ребёнка (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго). -
Предмет, цель и задачи психологии аномального развития. Связь с другими разделами и отраслями психологии (возрастная психология, педагогическая психология, клиническая психология, детская нейро- и патопсихология, специальная психология). -
Психология аномального развития и дефектология. Психология аномального развития и коррекционная педагогика. -
Вклад Л.С. Выготского и других отечественных психологов в разработку проблем дефектологии, психология аномального развития и специальной психологии. -
Значение психологии аномального развития в решении общепсихологических проблем нарушения психического развития. -
Психология аномального развития в клинике психических и соматических расстройств у детей. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и педиатров в разработку проблем психологии и психопатологии аномального развития. -
Классификация дефектов в специальной психологии и смежных областях знания: первичный и вторичный дефекты; дефекты по специфике формирования (повреждения, недоразвитие, асинхрония); дефекты по уровню функциональной локализации (тотальный и парциальный). -
Понятие «коррекция» и «компенсация». Компенсация как замещение и как перестройка функций. Компенсаторные и гиперкомпенсаторные механизмы развивающейся личности. -
Понятия «депривация» и «травма». Депривация как процесс и как состояние. Виды деприваций у детей. Отличия депривации от травмы. Виды травматических воздействий в детском возрасте. -
Характеристика основных факторов, способствующих возникновению первичных дефектов у детей: наследственные (хромосомные аберрации, генные мутации); врожденные (пренатальные, интранатальные, ранние постнатальные); социальные (психотравма, депривация); поздние постнатальные (после 2 – 3-х лет жизни). -
Показатели основных закономерностей формирования психического дизонтогенеза у детей: функциональная локализация нарушения («фактор места»); временной (хронологический) показатель («фактор времени»); -
специфика связи первичного и вторичного дефекта; специфика межфункционального взаимодействия в онтогенезе. -
Основные признаки (симптомы) психического дизонтогенеза. Возрастное нервно-психическое реагирование и его уровни (по В.В.Ковалёву). -
Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе. -
Типы асинхронии. Эмоциональная регуляция в детском возрасте и ее нарушения, уровневая модель эмоциональной регуляции. Роль нарушений темперамента. -
Поведение привязанности, взаимосвязь привязанности с другими сферами развития, нарушения привязанности. -
Значение анализа специфики связи первичных и вторичных дефектов, а также их клинико-психологической структуры для организации психолого- педагогической коррекции и обучения детей. -
Соотношение симптомов дизонтогенеза, симптомов психических расстройств и возрастного нервно-психического реагирования (возрастные симптомы) в условиях развития и проявления патологии. -
Характеристика основных вариантов психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому): нарушение темпа психического развития, дефицит сенсорики и моторики; нарушения развития вследствие органического поражения ЦНС; дисгармоническое развитие психики (асинхрония). -
Тип психического дизонтогенеза как основа психологической классификации детей с аномалиями развития (аномальных детей). -
Соотношение классификаций аномальных детей, принятых в педагогике (дефектологии), специальной психологии, детской патопсихологии и детской психиатрии. -
Рабочая классификация аномальных детей, принятая в дефектологии и коррекционной педагогике (классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова). -
Дальнейшее развитие типологии психического дизонтогенеза В.В.Лебединского: типология, предложенная М.М.Семаго и Н.Я.Семаго, основанная на выделении одного из четырёх психологических синдромов нарушения базовых составляющих психического развития ребёнка. -
Феноменология недостаточного развития. Соотношение понятий "умственная отсталость", "психическое недоразвитие", «недостаточное развитие», "олигофрения", «деменция», «ЗПР». -
Клинические варианты недостаточного развития, их феноменология, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальная несформированность ВПФ. -
Олигофрения – медицинский аналог одного из клинических вариантов недостаточного развития. Тотальность и иерархичность психических нарушений при олигофрении (Т.Е. Сухарева). -
Проблема дифференциальной диагностики олигофрении и органической деменции у детей. Содержание понятия "задержка психического развития", его принципиальное отличие от тотального недоразвития и парциальной недостаточности ВПФ. Основные формы и варианты ЗПР (Л.С. Певзнер, Т.А. Власова; К.С. Лебединская; М.М.Семаго, Н.Я.Семаго). -
Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР. Парциальность дефекта при ЗПР. -
Проблема психологической диагностики ЗПР. ЗПР и проблема школьной неуспеваемости. -
Принципы психолого-педагогической коррекции. -
Парциальная несформированность ВПФ как клинический вариант недостаточного развития, его принципиальное отличие от ЗПР и тотального недоразвития. Критерии дифференциальной диагностики. -
Особое значение нейропсихологической диагностики для данного варианта дизонтогенеза. Общие принципы диагностики и коррекции. -
Феноменология асинхронного развития. Клинические варианты асинхронного развития, их феноменология, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: дисгармоническое развитие, искажённое развитие. -
Признаки раннего детского аутизма (Л. Каннер), -
Детский аутизм как проявление искажённого психического развития. Характеристика факторов возникновения аутизма у детей. Аутизм как показатель развития психических расстройств (шизофрения). -
Дисгармоническое развитие как специфическая асинхрония аффективно-личностной сферы. -
Дисгармоническое развитие и проблема формирования поведенческих расстройств. Особенности когнитивной, мотивационно-волевой и личностной сфер при дисгармоническом развитии. Принципы психолого-педагогической коррекции. -
Феноменология дефицитарного развития. Клинические варианты дефицитарного развития, их феноменолония, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: раннедефицитарное и позднедефицитарное развтие. -
Нарушение анализаторных систем (первичные моторика и сенсорика) как основной этиологический признак дефицитарности развития. -
Нарушения моторики у детей при разных типах психического дизонтогенеза. Неразрывная связь развития двигательной и психической сферы у детей. -
Понятие "двигательный анализатор" (Н.А, Берпштейн, П.К. Анохин, А.Р. Лурия). -
Характеристика основных форм нарушения развития двигательной сферы у детей. -
Особенности когнитивной. мотивационно-волевой и личностной сфер у детей с нарушениями слуха, зрения и моторики. -
Развитие сложных вторичных нарушений (дефектов) у таких детей. Компенсаторные и гиперкомпенсаторные механизмы. -
Общие принципы диагностики и коррекции. -
Феноменология повреждённого развития. Диффузно-повреждёный и локально-повреждённый типы развития. -
Диффузно-повреждённыё тип развития и его значение для этиопатогенеза и клиники органической деменции у детей. -
Основные положения и понятия психопатологии детского возраста в контексте проблемы психического дизонтогенеза. -
Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Феноменология некоторых психопатологических синдромов, характерных для детского и подросткового возраста -
Психогенные реакции в детском возрасте. Феноменология психосоматические нарушения и расстройства в контексте проблемы психического дизонтогенеза у детей. Депрессии в подростковом возрасте. -
Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения в формировании -
психопатической личности, патохарактерологическое развития личности. -
Дизонтогенетические нарушения в клинике психических и соматических расстройств у детей. -
Психическое недоразвитие на примере олигофрении. Поврежденное психическое развитие на примере органической деменции, эпилептическая деменция у детей. -
Искаженное психическое развитие на примере раннего детского аутизма, особенности развития при ранней детской шизофрении. -
61.Дисгармоническое психическое развитие: проблемы формирования психопатии в детском и подростковом возрасте. -
Задержанное психическое развитие в условиях соматических и невротических расстройств у детей.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Теоретического анализа структуры различных аномалий развития. -
Выделения первичных и вторичных нарушений в структуре дизонтогенеза. -
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами детского возраста, их родственниками, медицинским персоналом.
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студенту предлагается выбрать по 1 вопросу из двух конвертов и ситуационную задачу из 3-го конверта.
Выбор:
Психология аномального развития в клинике психических и соматических расстройств у детей. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и педиатров в разработку проблем психологии и психопатологии аномального развития.
Дисгармоническое развитие и проблема формирования поведенческих расстройств. Особенности когнитивной, мотивационно-волевой и личностной сфер при дисгармоническом развитии. Принципы психолого-педагогической коррекции.
Задача 1.
Оля С., 8 лет. Ученица 1-го класса. Обратилась мама. Девочка в течение 2 месяцев перенесла операцию аппендицита и пневмонию, долго находилась в больнице. В настоящее время осталась температура на уровне 37,1 —37,3 °С. Мать беспокоит то, что девочка утратила интерес к учебе, охотно слушает сказки для более младшего возраста, играет в куклы. Попытки заставить ее «догонять» учебную программу безуспешны: Оля плачет, раздражается. Раньше (до начала болезней) успеваемость была хорошей, интерес к учебе сформирован, девочка готовилась к урокам самостоятельно.
При патопсихологическом обследовании ярко выражены черты «детскости» в поведении, быстрая истощаемость по гипостеническому типу. Уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Круг интересов в данный момент соответствует шести годам. Выражена эмоциональная лабильность.
Вопросы:
-
Какой тип психического дизонтогенеза наблюдается у ребёнка? -
Укажите возможный вариант нарушения психического развития по МКБ-10. -
Требуется ли помощь смежного специалиста (психиатра, невропатолога, дефектолога, соц. педагога и др.)? -
Каковы стратегия и тактика коррекции и прогноз развития ребёнка в целом? -
В какой форме и в каком типе образовательного учреждения возможно обучение ребёнка?
«ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ»
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 1
Больной В., 45 лет, в течении 6 лет ходит к разным врачам разных специальностей в разных лечебных учреждениях, но не чувствует облегчения после проводимого лечения. Инструментальные обследования выявляют незначительные отклонения в сердечно – сосудистой системе, которые трактуются как возрастные изменения. Предъявляет необычные жалобы: Кровь не поступает в прямую кишку в результате чего мозг не получает питательных веществ. Испытывает ощущение, что мерзнет поверхность мозга и возникает головная боль в виде выпуклого кверху треугольника. Головные боли по типу сетки — болит по периметру ячеек, а в середине их — нет…
Вопросы:
-
Определите, какое расстройство отмечается у пациента? -
Что в переводе означает слово «сенестопатия»? -
Что такое сенестопатии? -
При каких заболеваниях отмечаются сенестопатии? -
Назовите главные отличительные признаки сенестопатии?
Задача 2
Больная в течение 4- х лет предъявляет стойкие жалобы на тошноту, рвоту, боли в конечностях трудности при глотании, одышку, не связанную с нагрузкой. Постоянно страдает из-за этого. Многочисленные консультации и обследования не помогают установить определенный диагноз. Категорически отказывается согласиться с мнением врачей, что она здорова.
Вопросы:
-
Какое расстройство отмечается у больной? -
Какое течение заболевания отмечается у больной? -
Какие критериями диагностики приведены в описании? -
Данное расстройство чаще встречается у мужчин или у женщин? -
От каких заболеваний следует дифференцировать соматизированное расстройство?