Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2614
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 3
Больная К., 47 лет, Поступила в онкоцентр с жалобами на неприятные непереносимые ощущения в брюшной полости, связанные по мнению больной с прогрессирующим онкологическим заболеванием. Предварительный диагноз – рак тела матки.
При объективном обследовании никаких патологических изменений не выявлено. Отмечается анатомический вариант расположения брюшной аорты близко от брюшной стенки. Прощупав пульсацию аорты, больная решила что это метастатическое поражение каких – то сосудов. Возник страх разрыва сосудов, сопровождавшийся появлением непереносимых болезненных ощущений в области живота.
Вопрос:
-
Данное расстройство является функциональным? -
Как именуется данный феномен в психологии телесности? -
Какой смысл болезни отмечается у больной? -
Изучение какого раздела психологии телесности позволяет квалифицировать имеющееся расстройство? -
Как может быть идентифицировано данное расстройство?
Задача 4
Больная Т.А., 35лет, постоянно озабочена возможностью заболевания раком легких. Она постоянно предъявляют жалобы или проявляют озабоченность своим физическим состоянием. Периодический кашель или одышка после физической нагрузки интерпретируются больной как аномальные и неприятные. Причем внимание обычно фокусируется на одном или двух органах или системах организма (чаще всего - на сердце, ЖКТ, половых органах, головном мозге). Не очень уверена , что у неё рак легких. Раньше считала, что у неё рак печени, но после обследований и нескольких консультаций согласилась, что рака легких нет. Через две недели стала беспокоиться из- за состояния легких: кашель, одышка. Многочисленные обследования не подтверждают диагноз «рак легких и не выявляют какого-либо хронического заболевания легких. В детстве была мнительным, тревожным ребенком. Мама болела туберкулезом легких.
Вопросы:
-
Какой диагноз Вы можете поставить данной пациентке? -
Что в переводе означает слово «ипохондрия»? -
При каких заболеваниях отмечаются ипохондрические расстройства? -
Назовите главные отличительные признаки ипохондрии? -
Что такое «ипохондрия»?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Ведущие понятия психология телесности( телесность, психология телесности, внутреннее телесное ощущение, внутреннее телесное восприятие ,внутреннее тело). -
Принципы объективизма в исследованиях интрацепции. -
Телесные феномены как объект психиатрического обследования. -
Понимание интрацепции в концепциях «внутренней картины болезни». -
Этапы первичного и вторичного означения в динамике формирования внутренней картины болезни. -
Семиотическое опосредование интрацептивных ощущений на модели медицинского ритуала. -
Классические и современные мифы болезни и здоровья. -
Методологические трудности и ограничения объективистской интерпретации интрацептивного восприятия. -
Активность субъекта в телесном восприятии. -
Проблема происхождения категорий. -
«Первовидение» в интрацептивном восприятии. Образ тела и телесное восприятие. -
Проблема верификации интрацептивного восприятия. -
Проблема объективизации телесности. -
Граница «Я» или «зонд» сознания. -
Феномен тела. -
«Отчуждение как деструкция топологии субъекта. -
Проблема «истинного» субъекта. Фантом реальности. -
Присвоение против отчуждения. -
Коммуникативные формы объективизации телесности. -
Конверсия как патология «культурного» тела. -
Сексуальное «культурное» тело. -
Формирование человеческой сексуальности. -
«Культурная» патология эротического тела. -
Семиотика и знак. Семиотический подход Р. Барта. -
Вторичное означение телесных ощущений. -
Влияние вторичного означения на интрацептивные ощущения. -
Проблема влияния смысла на перцепцию -
Психоаналитические решения смыслового опосредования телесности. -
Герменевтический подход. -
Концепция «личностного смысла» -
Смысл телесного ощущения -
Преградный смысл болезни -
Позитивный смысл болезни -
Конфликтный смысл болезни. -
Смысловые образования как проблема опосредования телесности.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Практической психологической коррекции телесных расстройств. -
Использования и интерпретации психодиагностических методик. -
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами психосоматического профиля, их родственниками, медицинским персоналом.
ПРИМЕР
ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студенту предлагается выбрать по 1 вопросу из двух конвертов и ситуационную задачу из 3-го конверта.
Выбор:
1. Понимание интрацепции в концепциях «внутренней картины болезни».
2. Концепция «личностного смысла»
Задача 2
Больная в течение 4- х лет предъявляет стойкие жалобы на тошноту , рвоту, боли в конечностях трудности при глотании, одышку, не связанную с нагрузкой. Постоянно страдает из- за этого. Многочисленные консультации и обследования не помогают установить определенный диагноз. Категорически отказывается согласиться с мнением врачей, что она здорова.
Вопросы:
-
Какое расстройство отмечается у больной? -
Какое течение заболевания отмечается у больной? -
Какие критериями диагностики приведены в описании? -
Данное расстройство чаще встречается у мужчин или у женщин? -
От каких заболеваний следует дифференцировать соматизированное расстройство?
«УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ»
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 1
Больная 22 года, физик, астеничного телосложения, боявшаяся вида крови, впечатлительная. При сильном эмоциональном напряжении, вызванном различными обстоятельствами наступала рвота. Больная окончила университет с отличием. На протяжении 5 лет учебы перед каждым экзаменом сильно волновалась наступала рвота. Больная стеснялась этого, скрывала заболевание от сокурсников преподавателей. Рвота однажды наступила в связи с аффектом радости, когда она читала письмо от своего жениха, которого ждала. Несколько раз возникала рвота при сильном волнении.
Вопросы:
-
Какое невротическое расстройство может иметь место с точки зрения МКБ-10? -
Какие черты личности преобладают? -
Какой возможный механизм неврозогенеза и тип невротического конфликта имеет место? -
Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики. -
Какие стратегии и тактики психологического воздействия возможны в данном случае?
Задача 2
Больная 24 года обратилась с жалобами на сердцебиение, ощущение перебоев, постоянные колющие боли в области сердца, общую слабость, раздражительность, эмоциональную лабильность, временами чувство тревоги, подавленное настроение. Заболевание возникло после длительной психической травматизации. Последний год тяжело болела мать, она за ней ухаживала, волновалась, уставала. В это же время ухудшились отношения с мужем, они развелись.
По характеру общительная, эмоционально-лабильная. АД - немного повышено. ЭКГ - норма, x-Ray - норма, анализ крови - норма. Неврологический статус - легкий тремор пальцев рук, гипергидроз.
Вопросы:
-
Какое невротическое расстройство может иметь место с точки зрения МКБ-10? -
Какие черты личности преобладают? -
Какой возможный механизм неврозогенеза и тип невротического конфликта имеет место? -
Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики. -
Какие стратегии и тактики психологического воздействия возможны в данном случае?