Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2624
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 4
Пациентка чрезмерно почтительна, даже подобострастна. Порою категорична в суждениях и слишком резка.
Вопросы:
-
Какой психологический феномен демонстрирует пациент? -
Какие вопросы необходимо задать, чтобы изучить природу феномена? -
Какая психологическая теория описывает данный феномен? -
Какие психологические теории можно использовать для работы с этим феноменом? -
Какая тактика работы с феноменом на Ваш взгляд эффективнее?
Задача 5
Ирвин Ялом пишет: «Я считаю естественным постоянно высказывать позитивные мысли и чувства о своих пациентах по самым разнообразным поводам… Только опасайтесь пустых комплиментов».
Вопросы:
-
Представителем какого психологического направления является Ирвин Ялом? -
Какие психологические приемы используются? -
Какой вид психотерапии применяется? -
В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов? -
Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?
Задача 6
«Если пациент предпринимает важный и смелый психотерапевтический шаг, поздравьте его с этим. Если я сильно увлечен сеансом и мне жаль, что он подходит к концу, я говорю, что очень сожалею о завершении сеанса. И я не колеблюсь высказать это без помощи слов, продлив сеанс на несколько минут».
Вопросы:
-
Представителем какого психологического направления является Ирвин Ялом? -
Какие психологические приемы используются? -
Какой вид психотерапии применяется? -
В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов? -
Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?
Задача 7
Майкл все еще изводился повторяющимися образами и страстным желанием к своей последней любовнице.
Психотерапевт: «Вы знаете, Майкл, вид испытываемой вами страсти не улетучивается в мгновение ока. Конечно же, вы и дальше будете чувствовать сильное желание. Это неминуемо. Это – часть вашей человечности».
«Часть моей слабости, Вы хотите сказать? Я хотел бы стать стальным человеком и навсегда забыть ее». - ответил Майкл.
«У нас есть название для подобных стальных людей: роботы. И, слава Богу, вы – не робот. Чувствительность и творчество натуры – ваши богатейшие активы. Но эти же черты имеют и обратную сторону. Давайте подумаем об обеих сторонах».
Вопросы:
-
Какое психологическое направление представлено? -
Какие психологические приемы используются? -
Какой вид психотерапии применяется? -
В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов? -
Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?
Задача 8
Пациентка спрашивает у психотерапевта-мужчины: «Нравлюсь ли я мужчинам? Если бы вы не были моим психотерапевтом, могли бы вы сблизиться со мной?»
Вопросы:
-
Какой психологический феномен демонстрирует пациент? -
Какие вопросы необходимо задать, чтобы изучить природу феномена? -
Какая психологическая теория описывает данный феномен? -
Какие психологические теории можно использовать для работы с этим феноменом? -
Какая тактика работы с феноменом на Ваш взгляд эффективнее?
Задача 9
«Смотрите из окна другого. Попытайтесь увидеть мир таким, каким видит его ваш пациент».
Вопросы:
-
Какое психологическое направление представлено? -
Какие психологические приемы используются? -
Какой вид психотерапии применяется? -
В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов? -
Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?
Задача 10
Пятьдесят лет назад Карл Роджерс охарактеризовал «осторожную» эмпатию как одну из наиболее значимых черт профессионального психотерапевта (вместе с «безоговорочным позитивным расположением» и «искренностью») и положил начало области психотерапевтического исследования, которое в конечном счете привело к четкому доказательству практической эффективности сочувствия».
Вопросы:
-
Какое психологическое направление представлено? -
Какие психологические приемы используются? -
Какой вид психотерапии применяется? -
В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов? -
Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?
Задача 11
«Боб, вот что я понимаю, когда думаю о ваших взаимоотношениях с Мэри. Вы говорите, что убеждены в вашей с ней несовместимости, что вы очень хотели бы расстаться с ней, что вас очень утомляет ее общество, и вы избегаете проводить с ней наедине целые вечера. Но сейчас, когда она сама поступила так, как вы хотели, и оставила вас, вы снова мечтаете о ней, но не можете примириться с мыслью, что она не будет доступна тогда, когда может понадобиться вам. Я прав?»
Вопросы:
-
Какое психологическое направление представлено? -
Какие психологические приемы используются? -
Какой вид психотерапии применяется? -
С точки зрения ещё какого подхода можно рассматривать ситуацию? -
Какие приёмы свидетельствуют об этом подходе?
Задача 12
Пациент с трудом рассказывает о себе. Он не хочет вспоминать свое прошлое и тем более детство.
Вопросы:
-
С позиции какого психологического направления можно рассматривать данную ситуацию? -
Какой психологический феномен демонстрирует пациент? -
Какой структурный критерий показан в этом примере? -
Какой механизм психологической защиты представлен? -
Какой тип личностной организации (по О. Кернбергу) представлен?
Задача 13
Пациентка во время интервью выражала свое отвращение к мужчинам, которые используют женщину, как сексуальный объект, рассказывала, как она защищалась от домогательств своего предыдущего начальника и как ей приходится избегать социальных контактов с людьми из-за грубости похотливых мужчин. Но в то же время она рассказала, что какое-то время работала «крошкой» в мужском клубе, и была крайне изумлена, когда терапевт указал на противоречия между ее взглядами и выбором работы.
Вопросы:
-
С позиции какого психологического направления можно рассматривать данную ситуацию? -
Какой психологический феномен демонстрирует пациент? -
Какой структурный критерий показан в этом примере? -
Какой механизм психологической защиты представлен? -
Какой тип личностной организации (по О.Кернбергу) представлен?
Задача 14
Терапевт предложил пациентке рассказать о себе, она сначала как будто удивилась, а затем начала говорить о том, как относится к ней муж. Позднее, когда терапевт спросил, есть ли у нее проблемы во взаимоотношениях с мужем в данных обстоятельствах и почему она привела этот пример, она заговорила о других сторонах поведения мужа. Когда терапевт предлагал рассказать о себе она автоматически отвечала, о том как относится к ней муж. Пациентка понимает удивление терапевта и отвечает, что она настолько озабочена взаимоотношениями с мужем, что как бы не вправе думать о том, что чувствует по отношению к себе самой.
Вопросы:
-
С позиции какого психологического направления можно рассматривать данный случай? -
Какой структурный критерий показан в данном примере? -
Нарушена ли способность к тестированию реальности? -
Какой тип личностной организации? (по О.Кернбергу) -
Если бы это был пример психотической личностной организации, какой бы был ответ пациентки на «удивление» терапевта?
Задача 15
Психологу предстоит работа с группой детей с различными расстройствами: двигательной расторможенностью, страхом замкнутого пространства, агрессивным поведением, страхом общения.
Вопросы:
-
Сколько детей возможно включать в групповую психотерапию? -
Возможно ли соединять детей с агрессивным поведением и со страхами в одну группу? -
С каким возрастом детей можно работать в групповой психотерапии? -
Какие базовые теории целесообразно использовать в построении игрового процесса? -
Сколько занятий предполагается в групповой психотерапии с детьми?
Задача 16
Наблюдая за новорожденными детьми, Уотсон описал три основные врожденные эмоции – гнев, страх и любовь. Например, страх (вздрагивание, плач) возникает всего на два исходных стимула: потерю опоры и громкий звук.
Вопросы:
-
Как с помощью механизма обусловливания можно экспериментально вызвать страх? -
Как преодолеть страх? -
О какой базовой теории идёт речь? -
Что лежит в основе разнообразия человеческого поведения? -
Какой вид психотерапии необходимо применить?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Цели, задачи и подходы в психотерапии. -
Теория и процесс психотерапии. Функции теорий психотерапии. Теории психотерапии как концептуальные структуры. Теории психотерапии как языки. -
Фазы психотерапии и структура взаимоотношений психотерапевта и клиента. -
Факторы лечебного действия психотерапии. -
Факторы эффективности психотерапии. Интегративный характер психотерапии. -
Психотерапия в системе видов психологической помощи. -
Психотерапия как предмет исследования. -
Процесс психотерапии (фазы психотерапевтических отношений, психотерапевтический контракт). -
Стратегия и тактика психотерапии. -
Основные положения и концепция психопатологии в гештальт-терапии Ф. Перлза. -
Уровни невроза по Ф. Перлзу. -
Основные технические процедуры гештальт-терапии Ф. Перлза. -
Аналитическая психотерапия К.Г. Юнга: общая характеристика. -
Трансперсональная психотерапия: общая характеристика. -
Психосинтез Р. Ассаджиоли: общая характеристика. -
Экзистенциальная философия, экзистенциальная психология и экзистенциальная психотерапия. -
«Конечные данности» в экзистенциальной психотерапии (по И. Ялому). -
Концепция психопатологии и направления работы в экзистенциальной психотерапии. -
Логотерапия В. Франкла: общая характеристика. -
Дазайн-анализ Л. Бинсвангера: общая характеристика. -
Клиент-центрированная психотерапия К.Р. Роджерса: общая характеристика. -
Экспириенциальная психотерапия: общая характеристика. -
Классическое, инструментальное и викарное обусловливание как основа поведенческой психотерапии. -
Основные положения и применение поведенческой психотерапии. -
Основная концепция, теория личности и содержание эмоциональных расстройств в когнитивной психотерапии А. Бека. -
Основные стратегии и техники в когнитивной психотерапии А. Бека. -
Характеристика рационально-эмотивной поведенческой психотерапии А. Эллиса. -
Иррациональные установки и иррациональные идеи в рационально-эмотивной поведенческой психотерапии. -
Этапы становления психоаналитической техники З. Фрейда (гипнотерапия, суггестивная техника, катарктический метод, психоаналитический метод). -
Основные понятия ортодоксального психоанализа (сопротивление, трансфер, контртрансфер). -
Техническая процедура, терапевтический процесс, методы, инструменты, техники, применяемые в ортодоксальном и неопсихоанализе. -
Основные понятия традиционной психоаналитической психотерапии (интрапсихический конфликт, природа тревоги, защитные механизмы). -
Невротический конфликт в теории З. Фрейда. Цель психоаналитической терапии. Основные направления психоаналитической терапии. -
Показания, противопоказания к ортодоксальной психоаналитической терапии. Правила психоаналитической терапии Гринсона. Требования к личности психоаналитика. -
Этапы ортодоксального психоанализа. Техника анализа сопротивления. -
Основные положения анализа сновидений. Этапы анализа сновидений. -
Основные принципы, лежащие в основе психоаналитической терапии (по З. Фрейду). Основные отличия ортодоксального и нео-психоанализа. -
Основные положения теории М. Кляйн. Позиции – как основные этапы развития личности. -
Структурное интервью О. Кернберга (содержание, сущность, фазы). -
Неопсихоанализ О. Кернберг (структурные критерии личностной организации).