Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2657

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 3


Молодая женщина 35 лет перенесла грипп. Ее проконсультировал известный врач, к которому она до того неоднократно обращалась на протяжении последних 2-х лет. Консультации проводились по поводу иногда возникавшей декомпенсации порока сердца. Профессор не нашел у нее никаких признаков сердечной недостаточности и рекомендовал ей встать с постели и ходить. Уходя, он шутя сказал несколько назойливой боязливой и мнительной пациентке "Вам нечего бояться по поводу вашего сердца, раньше меня вы все равно не умрете или если умрем, так вместе". На следующий день он внезапно скончался. Больная пришла в ужас. Говорила, что она теперь тоже умрет.

Вопросы:

1. Какое невротическое расстройство может иметь место с точки

зрения МКБ-10?

2. Какие черты личности преобладают?

3. Какой возможный механизм неврозогенеза и тип

невротического конфликта имеет место?

4. Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики.

5. Какие стратегии и тактики психологического воздействия

возможны в данном случае?

Задача 4


«Когда я сижу спокойно или пытаюсь читать - рассказывает больная - помимо мой воли мне лезут в голову мысли о том как будет лететь женщина, если она выпрыгнет из окна верхнего этажа. Я вынуждена представлять себе как колоколом раздувается платье и видны панталоны, как она держит руки во время полета, поворачивается в воздухе... Я хотела бы об этом не думать, Я понимаю абсурдность размышлений на эту тему. Я хочу избавится от этих мыслей, но помимо воли они лезут ко мне в голову»

Вопросы:

  1. Какое невротическое расстройство может иметь место с точки зрения МКБ-10?

  2. Какие черты личности преобладают?

  3. Какой возможный механизм неврозогенеза и тип невротического конфликта имеет место?

  4. Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики.

  5. Какие стратегии и тактики психологического воздействия возможны в данном случае?



Задача 5


Больной боится прикосновений к нему посторонних лиц и попадания грязи на свою одежду. Неделями он не выходит из дома, охваченный страхом, что к нему кто-нибудь случайно прикоснется. В течение 5 мес. Лежал в больнице, никого не подпуская к себе, часами стряхивая мнимую пыль со своей одежды и постели. Временами его охватывал ужас даже при одной мысли, что к нему может кто-нибудь прикоснуться. Из-за страха заражения и сложных процедур умывания, встряхивания одежды, защиты от прикосновения его жизнь и жизнь его близких превратилась в пытку.


Вопросы:

  1. Какое невротическое расстройство может иметь место с точки зрения МКБ-10?

  2. Какие черты личности преобладают?

  3. Какой возможный механизм неврозогенеза и тип невротического конфликта имеет место?

  4. Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики.

  5. Какие стратегии и тактики психологического воздействия возможны в данном случае?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»





  1. Феномен невроза как явление психической жизни и как психическое расстройство непсихотического уровня Невроз, невротическое расстройство, невротическое состояние.

  2. Понятие о психологической защите личности. Основные механизмы психологической защиты и феномен фрустрации. Конструктивные и невротические механизмы психологической защиты.

  3. Неврозология как современное научное направление на стыке психиатрии и клинической психологии. Неврозогенез как предмет неврозологии.

  4. Психическая травма как клинико-психологический феномен и фактор этиопатогенеза невроза. Общая характеристика основных психотравмирующих факторов (Г.К.Ушаков, В.Н.Мясищев, Ф.Е.Василюк, Н.Пажескян и др.).

  5. Преморбидные психологические особенности и их значение в этиопатогенезе невроза.

  6. Невроз и невротический конфликт. Общая характеристика основных невротических конфликтов и их значение для этиопатогенеза невроза. (В.Н.Мясищев, Б.Д.Карвасарский и др.).

  7. Психоанализ З.Фрейда как базовая теория неврозогенеза: основные понятия и положения, механизм невротического конфликта.

  8. Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности А.Адлера

  9. Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности К.Юнга.

  10. Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности К.Хорни.

  11. Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности В.Франкла.

  12. Концепция неврозогенеза и принципы психотерапии в классическом и современном бихевиоризме.

  13. Концепция неврозогенеза и принципы психотерапии в когнитивной психологии.

  14. Концепция неврозогенеза и принципы терапии неврозов в гештальттерапии.

  15. Концепция неврозогенеза и принципы терапии неврозов в телесно-ориентированной психотерапии.

  16. Концепция неврозогенеза в учении И.П.Павлова и принципы терапии неврозов в гипносуггестотерапии.

  17. Концепция неврозогенеза и принципы терапии неврозов в отечественной психологии и медицине (В.Н.Мясищев, Б.Д.Карвасарский, Г.К.Ушаков и др.).

  18. Общая характеристика информационного и антиципационного подходов к неврозогенезу и принципам психотерапии в современной отечественной клинической психологии и медицине (В.Д.Менделевич, М.М.Хананашвили, А.М.Свядощ и др.).

  19. Клинические проявления (семиотика) невротических расстройств, отражённых в МКБ-10. Соотношение международной и традиционной (отечественной) классификации неврозов.

  20. Общее представление о феномене диссоциации и его роли в неврозогенезе. Невротическая триада К.Ясперса.

  21. Феноменология основных невротических расстройств: тревожно-фобические расстройства (F 40), тревожные расстройства (F 41) – невроз страха.

  22. Феноменология основных невротических расстройств: обсессивно-компульсивное расстройства (F 42) – невроз навязчивых состояний.

  23. Феноменология основных невротических расстройств: диссоциативные (конверсионые) расстройства (F 44) – истерический невроз.

  24. Феноменология основных невротических расстройств: неврастения (F 48.0).

  25. Патопсихология невротических расстройств. Общее представление о невротическом патопсихологическом симптомокомплексе. Клинико-психологические признаки дифференциации невротических, личностных и психотических расстройств.

  26. Неврозы в детском и подростковом возрасте: специфика этиопатогенеза , клинической феноменологии и терапии.

ПЕРЕЧЕНЬ


ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студент должен иметь навыки:

  • Практического применения методов психологической диагностики.

  • Практической психологической коррекции больных.

  • Использования и интерпретации психологических методик.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

  • Психологически грамотной коммуникации с пациентами с невротическими расстройствами, их родственниками, медицинским персоналом.


ПРИМЕР


ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»


Студенту предлагается выбрать по 1 вопросу из двух конвертов и ситуационную задачу из 3-го конверта.
Выбор:
1)Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности А.Адлера.
2)Патопсихология невротических расстройств. Общее представление о невротическом патопсихологическом симптомокомплексе. Клинико-психологические признаки дифференциации невротических, личностных и психотических расстройств.

Задача 2


Больная 24 года обратилась с жалобами на сердцебиение, ощущение перебоев, постоянные колющие боли в области сердца, общую слабость, раздражительность, эмоциональную лабильность, временами чувство тревоги, подавленное настроение. Заболевание возникло после длительной психической травматизации. Последний год тяжело болела мать, она за ней ухаживала, волновалась, уставала. В это же время ухудшились отношения с мужем, они развелись.

По характеру общительная, эмоционально-лабильная. АД - немного повышено. ЭКГ - норма, x-Ray - норма, анализ крови - норма. Неврологический статус - легкий тремор пальцев рук, гипергидроз.

Вопросы:

1. Какое невротическое расстройство может иметь место с точки

зрения МКБ-10?

2. Какие черты личности преобладают?

3. Какой возможный механизм неврозогенеза и тип

невротического конфликта имеет место?

4. Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики.

5. Какие стратегии и тактики психологического воздействия

возможны в данном случае?

«МОТИВАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОТИВАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»





  1. Мотивационное консультирование, сущность.

  2. Мишени применения, теоретические основания

  3. Ключевые положения ведения мотивационного интервью

  4. Основные мотивационные стратегии

  5. Пять признаков мотивационного интервью

  6. Безусловное принятие.

  7. Конструктивная конфронтация.

  8. Эмпатия.

  9. Рефлексивное слушание.

  10. Повышение самоэффективности.

  11. Достижение сотрудничества.

  12. Пути изменений поведения. Компоненты процесса изменений.

  13. Стадии изменений.

  14. OARS – «Весла».

  15. Элементы эффективного мотивационного консультирования

  16. FRAMES (каркас) подход.

  17. Использование техники «Баланс принятия решений».

  18. Этапы разрешения проблемы.

  19. Типы сопротивления клиента.

  20. Факторы сопротивления. Конкретные стратегии преодоления сопротивления