Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2657
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 3
Молодая женщина 35 лет перенесла грипп. Ее проконсультировал известный врач, к которому она до того неоднократно обращалась на протяжении последних 2-х лет. Консультации проводились по поводу иногда возникавшей декомпенсации порока сердца. Профессор не нашел у нее никаких признаков сердечной недостаточности и рекомендовал ей встать с постели и ходить. Уходя, он шутя сказал несколько назойливой боязливой и мнительной пациентке "Вам нечего бояться по поводу вашего сердца, раньше меня вы все равно не умрете или если умрем, так вместе". На следующий день он внезапно скончался. Больная пришла в ужас. Говорила, что она теперь тоже умрет.
Вопросы:
1. Какое невротическое расстройство может иметь место с точки
зрения МКБ-10?
2. Какие черты личности преобладают?
3. Какой возможный механизм неврозогенеза и тип
невротического конфликта имеет место?
4. Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики.
5. Какие стратегии и тактики психологического воздействия
возможны в данном случае?
Задача 4
«Когда я сижу спокойно или пытаюсь читать - рассказывает больная - помимо мой воли мне лезут в голову мысли о том как будет лететь женщина, если она выпрыгнет из окна верхнего этажа. Я вынуждена представлять себе как колоколом раздувается платье и видны панталоны, как она держит руки во время полета, поворачивается в воздухе... Я хотела бы об этом не думать, Я понимаю абсурдность размышлений на эту тему. Я хочу избавится от этих мыслей, но помимо воли они лезут ко мне в голову»
Вопросы:
-
Какое невротическое расстройство может иметь место с точки зрения МКБ-10? -
Какие черты личности преобладают? -
Какой возможный механизм неврозогенеза и тип невротического конфликта имеет место? -
Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики. -
Какие стратегии и тактики психологического воздействия возможны в данном случае?
Задача 5
Больной боится прикосновений к нему посторонних лиц и попадания грязи на свою одежду. Неделями он не выходит из дома, охваченный страхом, что к нему кто-нибудь случайно прикоснется. В течение 5 мес. Лежал в больнице, никого не подпуская к себе, часами стряхивая мнимую пыль со своей одежды и постели. Временами его охватывал ужас даже при одной мысли, что к нему может кто-нибудь прикоснуться. Из-за страха заражения и сложных процедур умывания, встряхивания одежды, защиты от прикосновения его жизнь и жизнь его близких превратилась в пытку.
Вопросы:
-
Какое невротическое расстройство может иметь место с точки зрения МКБ-10? -
Какие черты личности преобладают? -
Какой возможный механизм неврозогенеза и тип невротического конфликта имеет место? -
Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики. -
Какие стратегии и тактики психологического воздействия возможны в данном случае?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Феномен невроза как явление психической жизни и как психическое расстройство непсихотического уровня Невроз, невротическое расстройство, невротическое состояние. -
Понятие о психологической защите личности. Основные механизмы психологической защиты и феномен фрустрации. Конструктивные и невротические механизмы психологической защиты. -
Неврозология как современное научное направление на стыке психиатрии и клинической психологии. Неврозогенез как предмет неврозологии. -
Психическая травма как клинико-психологический феномен и фактор этиопатогенеза невроза. Общая характеристика основных психотравмирующих факторов (Г.К.Ушаков, В.Н.Мясищев, Ф.Е.Василюк, Н.Пажескян и др.). -
Преморбидные психологические особенности и их значение в этиопатогенезе невроза. -
Невроз и невротический конфликт. Общая характеристика основных невротических конфликтов и их значение для этиопатогенеза невроза. (В.Н.Мясищев, Б.Д.Карвасарский и др.). -
Психоанализ З.Фрейда как базовая теория неврозогенеза: основные понятия и положения, механизм невротического конфликта. -
Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности А.Адлера -
Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности К.Юнга. -
Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности К.Хорни. -
Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности В.Франкла. -
Концепция неврозогенеза и принципы психотерапии в классическом и современном бихевиоризме. -
Концепция неврозогенеза и принципы психотерапии в когнитивной психологии. -
Концепция неврозогенеза и принципы терапии неврозов в гештальттерапии. -
Концепция неврозогенеза и принципы терапии неврозов в телесно-ориентированной психотерапии. -
Концепция неврозогенеза в учении И.П.Павлова и принципы терапии неврозов в гипносуггестотерапии. -
Концепция неврозогенеза и принципы терапии неврозов в отечественной психологии и медицине (В.Н.Мясищев, Б.Д.Карвасарский, Г.К.Ушаков и др.). -
Общая характеристика информационного и антиципационного подходов к неврозогенезу и принципам психотерапии в современной отечественной клинической психологии и медицине (В.Д.Менделевич, М.М.Хананашвили, А.М.Свядощ и др.). -
Клинические проявления (семиотика) невротических расстройств, отражённых в МКБ-10. Соотношение международной и традиционной (отечественной) классификации неврозов. -
Общее представление о феномене диссоциации и его роли в неврозогенезе. Невротическая триада К.Ясперса. -
Феноменология основных невротических расстройств: тревожно-фобические расстройства (F 40), тревожные расстройства (F 41) – невроз страха. -
Феноменология основных невротических расстройств: обсессивно-компульсивное расстройства (F 42) – невроз навязчивых состояний. -
Феноменология основных невротических расстройств: диссоциативные (конверсионые) расстройства (F 44) – истерический невроз. -
Феноменология основных невротических расстройств: неврастения (F 48.0). -
Патопсихология невротических расстройств. Общее представление о невротическом патопсихологическом симптомокомплексе. Клинико-психологические признаки дифференциации невротических, личностных и психотических расстройств. -
Неврозы в детском и подростковом возрасте: специфика этиопатогенеза , клинической феноменологии и терапии.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Практического применения методов психологической диагностики. -
Практической психологической коррекции больных. -
Использования и интерпретации психологических методик. -
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами с невротическими расстройствами, их родственниками, медицинским персоналом.
ПРИМЕР
ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студенту предлагается выбрать по 1 вопросу из двух конвертов и ситуационную задачу из 3-го конверта.
Выбор:
1)Общая характеристика концепции неврозогенеза в теории личности А.Адлера.
2)Патопсихология невротических расстройств. Общее представление о невротическом патопсихологическом симптомокомплексе. Клинико-психологические признаки дифференциации невротических, личностных и психотических расстройств.
Задача 2
Больная 24 года обратилась с жалобами на сердцебиение, ощущение перебоев, постоянные колющие боли в области сердца, общую слабость, раздражительность, эмоциональную лабильность, временами чувство тревоги, подавленное настроение. Заболевание возникло после длительной психической травматизации. Последний год тяжело болела мать, она за ней ухаживала, волновалась, уставала. В это же время ухудшились отношения с мужем, они развелись.
По характеру общительная, эмоционально-лабильная. АД - немного повышено. ЭКГ - норма, x-Ray - норма, анализ крови - норма. Неврологический статус - легкий тремор пальцев рук, гипергидроз.
Вопросы:
1. Какое невротическое расстройство может иметь место с точки
зрения МКБ-10?
2. Какие черты личности преобладают?
3. Какой возможный механизм неврозогенеза и тип
невротического конфликта имеет место?
4. Укажите основные объекты (сферы) психодиагностики.
5. Какие стратегии и тактики психологического воздействия
возможны в данном случае?
«МОТИВАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОТИВАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Мотивационное консультирование, сущность. -
Мишени применения, теоретические основания -
Ключевые положения ведения мотивационного интервью -
Основные мотивационные стратегии -
Пять признаков мотивационного интервью -
Безусловное принятие. -
Конструктивная конфронтация. -
Эмпатия. -
Рефлексивное слушание. -
Повышение самоэффективности. -
Достижение сотрудничества. -
Пути изменений поведения. Компоненты процесса изменений. -
Стадии изменений. -
OARS – «Весла». -
Элементы эффективного мотивационного консультирования -
FRAMES (каркас) подход. -
Использование техники «Баланс принятия решений». -
Этапы разрешения проблемы. -
Типы сопротивления клиента. -
Факторы сопротивления. Конкретные стратегии преодоления сопротивления