Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2626

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»




ПЕРЕЧЕНЬ


ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОТИВАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студент должен иметь навыки:

  • формулирования проблемы

  • безусловного принятия

  • конструктивной конфронтации

  • обеспечения обратной связи

  • выражения эмпатии через рефлексивное слушание

  • рефлексии сопротивления

  • повышения самоэффективности и оптимизма

  • повышения степени осознания клиентом проблемы

  • предоставления образовательной информации по поводу здоровья

  • навык помощи клиенту принятия решения в форме свободной от конфронтации

  • оценки степени желания изменения и имеющихся препятствий

  • утилизации амбивалентности

  • баланса принятия решений

  • владение моделью краткосрочной интервенции «FRAMES»

  • технически приемом «Весла»

  • преодоления сопротивления

  • Психологически грамотной коммуникации со здоровыми людьми, пациентами различного профиля, их родственниками, медицинским персоналом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

Пациент Б. 57 лет. В беседе формален. Фон настроения снижен. В начале скован, напряжен, в последующем адаптируется к ситуации, держится свободно. Интереса к консультации не проявляет.

Со слов пациента, поступил в больницу с «белой горячкой» - очень «боится вернуться к этому состоянию», со страхом реагирует на воспоминания о произошедшем. Лечиться по поводу алкогольной зависимости решил сам («надоело мучаться»). Родственники поощряют его желание, оказывают поддержку. Сообщил что, хочет бросить пить, так как здоровье и возраст «уже не те», но при этом считает, что когда употребляет алкоголь у него «развязывается язык» - он не чувствует себя «зажатым», ему «комфортно», пациенту нравится состояние, когда он трезвый, но сразу же вспоминаются «личные проблемы», «жизненные трудности». В некоторых высказываниях отмечается противоречивость – «Когда выпью не хочется кушать – нужно бросать пить, а то организм совсем отравлен», но при этом отмечает и то, что «можно 50 гр. выпивать перед едой для аппетита».


Ситуации фрустрации сопровождаются чувством тоски, отчаянья, безнадежности, например, «когда не мог устроиться на работу». В процессе консультирования удалось прояснить ситуации провоцирующие употребление алкоголя: неурядицы на работе; неумение отказать товарищам в просьбе выпить, пациент считает себя «слабохарактерным человеком».
Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2

Пациентка Х, женщина, 29 лет. Стационарное лечение проходит в третий раз. Злоупотребляет алкоголем в течение 10 лет. Периоду алкоголизации предшествовал, эпизод продолжительностью около года употребления героина. Хранение и распространение наркотиков послужили причиной двух судимостей. Росла единственным ребенком в благополучной семье, подавала большие надежды, поступила на юридический факультет университета. Доучившись до 3 курса, обучение бросила, начала работать – «необходимы были деньги для оплаты дальнейшего обучения». В поисках высокого заработка стала реализовывать и употреблять героин. После отбывания наказания изменился круг общения, приобрела «криминальную компанию». Пребывала в депрессии, переживания пыталась преодолеть выпивкой, отмечалась двойственность стремлений – хотелось «стать человеком», продолжить обучение, но реальный круг общения препятствовал личностному росту. Цели не реализовались, несмотря на поддержку и заботливое отношение родителей, особенно отца, который «всегда поймет и поможет». Праздный образ жизни с систематическим употреблением алкоголя, приводил к длительным запоям. По настоянию родителей проходила курсы стационарного лечения, но длительных ремиссий не наблюдалось. За исключением 1,5 лет трезвости в условиях исключающих употребление алкоголя, лишение свободы при повторной судимости. После освобождения, последующий год до настоящей госпитализации, продолжала запойно употреблять алкоголь и по настоянию родителей при своем пассивном согласии вновь поступила на лечение.



Пациентка активно высказывает желание прекратить употребление алкоголя и «начать новую жизнь», но при этом считает невозможным «оторваться от компании, так называемых «друзей»». Она считает, что из-за зависти они не позволят ей вести трезвую жизнь, и будут активно препятствовать ее трезвости.

Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3

Пациентка Г., женщина 36 лет, поступает в стационарное отделение наркологической больницы во второй раз, предыдущая госпитализация менее года назад. Жизнь пациентки изменилась около 4 лет назад. Состоит в браке, имеет двоих детей подросткового возраста. До болезни была активной жизнерадостной, деятельной, была успешна в профессиональной сфере, работала мастером женской прически, занимала призовые конкурсные места, стремилась к собственной карьере. На одном из очередных профилактических осмотров у пациентки был обнаружен зоб больших размеров, было произведено оперативное лечение зоба. За короткое время на фоне гипотиреоза и гормональной заместительной терапии возникли серьезные поражения суставов (перемещается с тростью), поражение сердца и значительная прибавка в весе, что особенно травматично для самооценки женщины. Работу пришлось оставить, последние 2 года является инвалидом 2 группы. В течение всего периода болезни пациентку сопровождала депрессия с идеями собственной непривлекательности и малоценности, несмотря на заботливое отношение мужа, возникла сверхценная идея, что она потеряла свою женскую сексуальность и он продолжает жить с ней «из жалости». Прекратила всякие отношения с коллегами и подругами «не хотела, чтобы они меня видели беспомощной и больной», усугубил состояние эпизод, когда подруга заявила «Не удивительно, что муж охладел, ты со своим нытьем всех достала, старый, рваный башмак». Временами, чтобы «успокоиться» принимала без назначения настойку пустырника, в особенно тяжелый период выпила за короткое время около 5 флаконов, испытала безразличие и облегчение. Употребление стало систематическим, своеобразными запоями «разгрузочные периоды» по 4 дня до 10-12 флаконов за сутки. Алкоголь употребляет традиционно - эпизодически, с сохранением полного контроля над употреблением. Выбор необычного способа «разгрузки» связывает с неприятием «алкоголизма», а настойка пустырника «вроде как лекарство». Близкие заметили неадекватное поведение и большое количество пустых флаконов и настояли на первой госпитализации. После лечения эпизоды «разгрузки» повторялись с частотой 1-2 раза в месяц, пациентка, всячески старалась скрыть употребление от близких, но изменения настроения и поведения не остались незамеченными и по настоянию семьи пациентка пассивно согласилась на повторную госпитализацию.

Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4

Пациент М., мужчина 39 лет, страдает алкогольной зависимостью в течение 1,5 лет. Около года назад дважды проходил стационарный курс лечения методом «кодирования», ремиссия около полугода, после чего произошел рецидив, обусловивший последнюю госпитализацию. Состоит в браке, детей нет. Начало алкоголизации связывает с «семейными проблемами». В течение последних 10 лет своей трудовой деятельности пациенту удалось скопить небольшой капитал, с помощью которого он собирался открыть свой бизнес. Жена была категорически против такого вложения денег и «в сговоре» со своим братом, обвинив мужа в том, что он «глупец и простофиля», оказала на него давление и вложила деньги в покупку квартиры. Пациент переживал сильную обиду на жену, собственную малоценность и никчемность, потерю смысла жизни, «руки опустились, я как кактус - растение, слова собственного не имею». Невозможность адекватного преодоления ситуации привела к частым выпивкам в компании друзей. По настоянию жены прошел первый курс терапии, но алкоголизацию не прекратил. С течением времени появились боли в области печени, в трезвом состоянии нарастал уровень тревоги, что являлось поводом для повторного употребления. Тревога была настолько выраженной, что сопровождалась агорафобией, пациент стал избегать большого скопления людей, дважды испытывал эпизоды панического расстройства в метро, в связи, с чем на время прекратил пользоваться подземным транспортом. Однажды «собрал волю в кулак», решил «доказать себе, что он мужчина, а не тряпка», переборов приступ паники, воспользовался метро, после этого не ограничивает выбор транспорта, но периодически испытывает легкую тревогу. Ухудшение соматического и психологического состояния заставила пациента повторно обратиться за помощью. «Кодирование» тяжело воспринимается пациентом, вызывает чувство неполноценности, ущербности, ограничении свободы выбора, под влиянием этих переживаний, желая отстоять свое право выбора у пациента произошел рецидив.

Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5

Пациент М., мужчина 36 лет поступает на лечение самостоятельно в период трезвости. В ходе интервью оппозиционно относится к вопросам, отвечает, как будто защищаясь, часто отвлеченными метафорами с интроекцией на неопределенное окружение «всякий алкоголик не признает, что у него с алкоголем проблемы».

Несмотря на демонстрируемую готовность к сотрудничеству, предъявляемый заказ на терапию касается соматического состояния «вот только бы ноги вылечить». Считает, что способен контролировать прием алкоголя, «только трудно сопротивляться алкашне с района». Из истории жизни пациента известно, что рос в полной семье, имеет старшего брата, который также злоупотребляет алкоголем, отец умер 4 года назад, с матерью отношения открытые, поддерживающие. Работал шеф-поваром в ресторане, тогда и начал чрезмерно употреблять алкоголь «работа тяжелая, алкоголь как допинг, иначе не выдерживал», пил малыми дозами в течение суток «до свинства не напивался, так как умеет пить, надо хорошо закусывать и не будешь мордой в тарелке». Был женат, отношения того периода, до сих пор эмоционально значимы, «злится» и «закрывается» рассказывая о жене, сообщил, что «никого после не любил и уже не полюбит, разочаровался в женщинах», со стороны жены поводом для развода послужило пьянство, когда расстались, у пациента период трезвости был 3 месяца «хотел доказать, что могу не пить, чтобы она вернулась».