Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2626
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОТИВАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
формулирования проблемы -
безусловного принятия -
конструктивной конфронтации -
обеспечения обратной связи -
выражения эмпатии через рефлексивное слушание -
рефлексии сопротивления -
повышения самоэффективности и оптимизма -
повышения степени осознания клиентом проблемы -
предоставления образовательной информации по поводу здоровья -
навык помощи клиенту принятия решения в форме свободной от конфронтации -
оценки степени желания изменения и имеющихся препятствий -
утилизации амбивалентности -
баланса принятия решений -
владение моделью краткосрочной интервенции «FRAMES» -
технически приемом «Весла» -
преодоления сопротивления
-
Психологически грамотной коммуникации со здоровыми людьми, пациентами различного профиля, их родственниками, медицинским персоналом.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1
Пациент Б. 57 лет. В беседе формален. Фон настроения снижен. В начале скован, напряжен, в последующем адаптируется к ситуации, держится свободно. Интереса к консультации не проявляет.
Со слов пациента, поступил в больницу с «белой горячкой» - очень «боится вернуться к этому состоянию», со страхом реагирует на воспоминания о произошедшем. Лечиться по поводу алкогольной зависимости решил сам («надоело мучаться»). Родственники поощряют его желание, оказывают поддержку. Сообщил что, хочет бросить пить, так как здоровье и возраст «уже не те», но при этом считает, что когда употребляет алкоголь у него «развязывается язык» - он не чувствует себя «зажатым», ему «комфортно», пациенту нравится состояние, когда он трезвый, но сразу же вспоминаются «личные проблемы», «жизненные трудности». В некоторых высказываниях отмечается противоречивость – «Когда выпью не хочется кушать – нужно бросать пить, а то организм совсем отравлен», но при этом отмечает и то, что «можно 50 гр. выпивать перед едой для аппетита».
Ситуации фрустрации сопровождаются чувством тоски, отчаянья, безнадежности, например, «когда не мог устроиться на работу». В процессе консультирования удалось прояснить ситуации провоцирующие употребление алкоголя: неурядицы на работе; неумение отказать товарищам в просьбе выпить, пациент считает себя «слабохарактерным человеком».
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2
Пациентка Х, женщина, 29 лет. Стационарное лечение проходит в третий раз. Злоупотребляет алкоголем в течение 10 лет. Периоду алкоголизации предшествовал, эпизод продолжительностью около года употребления героина. Хранение и распространение наркотиков послужили причиной двух судимостей. Росла единственным ребенком в благополучной семье, подавала большие надежды, поступила на юридический факультет университета. Доучившись до 3 курса, обучение бросила, начала работать – «необходимы были деньги для оплаты дальнейшего обучения». В поисках высокого заработка стала реализовывать и употреблять героин. После отбывания наказания изменился круг общения, приобрела «криминальную компанию». Пребывала в депрессии, переживания пыталась преодолеть выпивкой, отмечалась двойственность стремлений – хотелось «стать человеком», продолжить обучение, но реальный круг общения препятствовал личностному росту. Цели не реализовались, несмотря на поддержку и заботливое отношение родителей, особенно отца, который «всегда поймет и поможет». Праздный образ жизни с систематическим употреблением алкоголя, приводил к длительным запоям. По настоянию родителей проходила курсы стационарного лечения, но длительных ремиссий не наблюдалось. За исключением 1,5 лет трезвости в условиях исключающих употребление алкоголя, лишение свободы при повторной судимости. После освобождения, последующий год до настоящей госпитализации, продолжала запойно употреблять алкоголь и по настоянию родителей при своем пассивном согласии вновь поступила на лечение.
Пациентка активно высказывает желание прекратить употребление алкоголя и «начать новую жизнь», но при этом считает невозможным «оторваться от компании, так называемых «друзей»». Она считает, что из-за зависти они не позволят ей вести трезвую жизнь, и будут активно препятствовать ее трезвости.
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3
Пациентка Г., женщина 36 лет, поступает в стационарное отделение наркологической больницы во второй раз, предыдущая госпитализация менее года назад. Жизнь пациентки изменилась около 4 лет назад. Состоит в браке, имеет двоих детей подросткового возраста. До болезни была активной жизнерадостной, деятельной, была успешна в профессиональной сфере, работала мастером женской прически, занимала призовые конкурсные места, стремилась к собственной карьере. На одном из очередных профилактических осмотров у пациентки был обнаружен зоб больших размеров, было произведено оперативное лечение зоба. За короткое время на фоне гипотиреоза и гормональной заместительной терапии возникли серьезные поражения суставов (перемещается с тростью), поражение сердца и значительная прибавка в весе, что особенно травматично для самооценки женщины. Работу пришлось оставить, последние 2 года является инвалидом 2 группы. В течение всего периода болезни пациентку сопровождала депрессия с идеями собственной непривлекательности и малоценности, несмотря на заботливое отношение мужа, возникла сверхценная идея, что она потеряла свою женскую сексуальность и он продолжает жить с ней «из жалости». Прекратила всякие отношения с коллегами и подругами «не хотела, чтобы они меня видели беспомощной и больной», усугубил состояние эпизод, когда подруга заявила «Не удивительно, что муж охладел, ты со своим нытьем всех достала, старый, рваный башмак». Временами, чтобы «успокоиться» принимала без назначения настойку пустырника, в особенно тяжелый период выпила за короткое время около 5 флаконов, испытала безразличие и облегчение. Употребление стало систематическим, своеобразными запоями «разгрузочные периоды» по 4 дня до 10-12 флаконов за сутки. Алкоголь употребляет традиционно - эпизодически, с сохранением полного контроля над употреблением. Выбор необычного способа «разгрузки» связывает с неприятием «алкоголизма», а настойка пустырника «вроде как лекарство». Близкие заметили неадекватное поведение и большое количество пустых флаконов и настояли на первой госпитализации. После лечения эпизоды «разгрузки» повторялись с частотой 1-2 раза в месяц, пациентка, всячески старалась скрыть употребление от близких, но изменения настроения и поведения не остались незамеченными и по настоянию семьи пациентка пассивно согласилась на повторную госпитализацию.
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4
Пациент М., мужчина 39 лет, страдает алкогольной зависимостью в течение 1,5 лет. Около года назад дважды проходил стационарный курс лечения методом «кодирования», ремиссия около полугода, после чего произошел рецидив, обусловивший последнюю госпитализацию. Состоит в браке, детей нет. Начало алкоголизации связывает с «семейными проблемами». В течение последних 10 лет своей трудовой деятельности пациенту удалось скопить небольшой капитал, с помощью которого он собирался открыть свой бизнес. Жена была категорически против такого вложения денег и «в сговоре» со своим братом, обвинив мужа в том, что он «глупец и простофиля», оказала на него давление и вложила деньги в покупку квартиры. Пациент переживал сильную обиду на жену, собственную малоценность и никчемность, потерю смысла жизни, «руки опустились, я как кактус - растение, слова собственного не имею». Невозможность адекватного преодоления ситуации привела к частым выпивкам в компании друзей. По настоянию жены прошел первый курс терапии, но алкоголизацию не прекратил. С течением времени появились боли в области печени, в трезвом состоянии нарастал уровень тревоги, что являлось поводом для повторного употребления. Тревога была настолько выраженной, что сопровождалась агорафобией, пациент стал избегать большого скопления людей, дважды испытывал эпизоды панического расстройства в метро, в связи, с чем на время прекратил пользоваться подземным транспортом. Однажды «собрал волю в кулак», решил «доказать себе, что он мужчина, а не тряпка», переборов приступ паники, воспользовался метро, после этого не ограничивает выбор транспорта, но периодически испытывает легкую тревогу. Ухудшение соматического и психологического состояния заставила пациента повторно обратиться за помощью. «Кодирование» тяжело воспринимается пациентом, вызывает чувство неполноценности, ущербности, ограничении свободы выбора, под влиянием этих переживаний, желая отстоять свое право выбора у пациента произошел рецидив.
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5
Пациент М., мужчина 36 лет поступает на лечение самостоятельно в период трезвости. В ходе интервью оппозиционно относится к вопросам, отвечает, как будто защищаясь, часто отвлеченными метафорами с интроекцией на неопределенное окружение «всякий алкоголик не признает, что у него с алкоголем проблемы».
Несмотря на демонстрируемую готовность к сотрудничеству, предъявляемый заказ на терапию касается соматического состояния «вот только бы ноги вылечить». Считает, что способен контролировать прием алкоголя, «только трудно сопротивляться алкашне с района». Из истории жизни пациента известно, что рос в полной семье, имеет старшего брата, который также злоупотребляет алкоголем, отец умер 4 года назад, с матерью отношения открытые, поддерживающие. Работал шеф-поваром в ресторане, тогда и начал чрезмерно употреблять алкоголь «работа тяжелая, алкоголь как допинг, иначе не выдерживал», пил малыми дозами в течение суток «до свинства не напивался, так как умеет пить, надо хорошо закусывать и не будешь мордой в тарелке». Был женат, отношения того периода, до сих пор эмоционально значимы, «злится» и «закрывается» рассказывая о жене, сообщил, что «никого после не любил и уже не полюбит, разочаровался в женщинах», со стороны жены поводом для развода послужило пьянство, когда расстались, у пациента период трезвости был 3 месяца «хотел доказать, что могу не пить, чтобы она вернулась».