Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2600
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Понимание здоровья и болезни в клинической психологии. -
Понимание здоровья и болезни в медицине -
Этические проблемы понимания нормы и патологии -
Проблемы типологии нормы в психологии. -
Здоровье как социально-психологическая проблема -
Здоровье как философская проблема человеческого существования -
Социально-психологическая модель здорового и больного человека -
Критерии психологического здоровья -
Социальная роль и «стигма» здорового человека -
Модель психического здоровья Братуся Б.С. -
Психологическое здоровье в позднем возрасте -
Психологическое здоровье на этапе зрелости -
Психологическая характеристика понятия акме -
Психологические особенности акме на разных этапах зрелости -
Жизненное самоопределение и здоровье -
Профессиональное самоутверждение и здоровье -
Понимание здоровья в валеологии -
Биопсихосоциальная модель здоровья -
Понимание здоровья в санологии -
Психологический аспект понимания здорового образа жизни -
Психодиагностические приемы исследования лиц без психической патологии в контексте психологического консультирования. -
Актуальные вопросы профилактики здоровья. -
Особенности психологического исследования здоровых лиц -
Особенности психодиагностического заключения лиц без признаков психической патологии. -
Особенности выбора методик и формулировки задачи психологического консультирования здоровых лиц. -
Использование формы патопсихологического эксперимента для составления психологического портрета здорового лица. -
Особенности психологического консультирования здоровых лиц. -
Психотерапевтические методы в психологии здоровья -
Особенности профилактики и сохранения здоровья -
Особенности неспецифической профилактики здоровья по Каплану
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Проведения профилактической работы по формированию зрелого отношения к здоровью, формированию целеобразующего и смыслопорождающего оздоровительного процесса -
Построения консультативной тактики в рамках профилактики и укрепления здоровья -
Описания характеристик и особенностей психической деятельности у лиц без признаков психической патологии -
Постановки дифференциального диагноза в клинической практике -
Психологически корректной коммуникации со здоровыми людьми и пациентами различного профиля, их родственниками, медицинским персоналом -
Организации собственного психологического континуума здоровья -
Сохранения и укрепления собственного индивидуального здоровья -
Планирования долгосрочной индивидуальной программы здорового образа жизни
«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Системный подход к анализу патологии психики. -
Место клинической психологии в системе общепсихологических наук -
Системообразующие понятия клинической психологии -
Многомерный подход к оценке психического состояния -
Развитие психологии в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах. Общемедицинская парадигма и новые парадигмы в психиатрии. -
Здоровье и болезнь, как проблема адаптации -
Проблема измерения в клинической психологии -
Проблемы сомы и психики. -
Методологические проблемы оценки эффективности работы клинического психолога. -
Методологические проблемы психологического воздействия
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Методологического осмысления оценки психического состояния -
Построения научного и клинического исследования в рамках современных парадигм в психологии и медицине -
Методологического анализа -
Методологической интерпретации экспериментальных исследований в клинической психологии -
Методологического анализа достижений и направлений в современной клинической психологии -
Оценки эффективности работы клинического психолога -
Оценки эффективности психологической интервенции
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ»
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
оценки и диагностики состояния пациента (клиента); -
критического анализа своих профессиональных и личностных возможностей в работе с каждым случаем эмоционального и поведенческого расстройства; -
овладения принципами и методами в работе с эмоциональными и поведенческими расстройствами у детей; -
обоснованного выбора адекватного психокоррекционного подхода; -
составления обоснованного плана психокоррекции; -
контроля за собственными психическими состояниями и реакциями в процессе психокоррекции; -
анализа эффективности и адекватности проводимой психокоррекции; -
навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения; -
критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психокоррекции;
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами детского возраста, их родственниками, медицинским персоналом.
ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Составьте примерную коррекционную программу с учётом возрастных особенностей и спецификой эмоционально-поведенческого расстройства предложенного ребёнка:
-
Миша (2г.3 мес.) боится взрослых людей, при разговоре с любым взрослым он закрывает глаза, громко кричит. Дома проявляет активность, бывает агрессивен к маме, может ударить, укусить. Любит играть с машинками. -
Таня (4г.5 мес.) начала посещать детский сад. В детском саду послушная, выполняет все просьбы и поручения, дома: капризы, упрямство, непослушание. -
Коля (4г 8 мес.) после развода родителей боится отпускать маму от себя, ночью прибегает к ней в постель, днём громко плачет когда она уходит, бьёт себя по голове. -
Света (6лет 7 мес.) не остаётся в комнате одна, объясняя присутствием в доме привидений, злых духов, с которыми невозможно справиться. -
Серёжа (7 лет) в школе не может усидеть на месте, на уроке ползает между рядами, берёт вещи других учеников, учителя. -
Марина (8 лет 4 мес.) хорошо учится в школе, дома каждый вечер плачет, что никто её не любит, придумывает страшные рассказы о себе в школе. -
Лариса (11 лет 3 мес.) дерётся со всеми в классе по любому поводу, если что-то ей не понравилось, кто-то с чем-то не согласен, бьёт кулаком в лицо и убегает. -
Саша (13 лет) говорит родителям, что уходит в школу, а сам сидит в подъезде, на улице или ходит по магазинам. Часто жалуется на скуку в школе. -
Люба (13 лет, 5 мес.) при посещении магазина самообслуживания не может уйти без какой-то украденной мелкой вещицы. Её пугает перспектива наказания, но остановиться самой не хватает сил. -
Вова (14 лет,8 мес.) не хочет ходить в школу, ничего не интересно, может целыми днями лежать, отказывается помогать родителям.
«ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Что такое факторы риска употребления психоактивных веществ? Перечислите их. -
Что такое факторы защиты (протективные факторы) от употребления психоактивных веществ? Перечислите их. -
Какие Вы знаете факторы риска формирования наркомании в подростковом возрасте? -
Перечислите концепции риска приобщения к употреблению наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ. В чем их суть? -
Какие Вы знаете этиологические концепции аддикции? -
Какие основные биологические механизмы принимают участие в формировании алкогольной и наркотической зависимости? -
Какие основные психологические механизмы принимают участие в формировании зависимости от наркотиков и алкоголя? -
Расскажите о функциональной, дисфункциональной и псевдофункциональной моделях копинг-поведения? -
Какова роль Я-концепции в формировании зависимости от алкоголя и наркотиков? -
Каково влияние субъективного контроля на формирование зависимости от наркотиков и алкоголя? -
Расскажите о когнитивном компоненте поведения, ведущего к наркотической зависимости. -
Расскажите о влиянии коммуникативных личностных ресурсов на формирование зависимого от наркотиков поведения. -
Расскажите об основных типах психоактивных веществ. -
Какие психоактивные вещества относятся к легальным? -
Какие психоактивные вещества относятся к нелегальным? Почему? -
Какова юридическая и личная ответственность при употреблении легальных и нелегальных психоактивных веществ? -
Расскажите о немедленном и отсроченном действии алкоголя. -
Расскажите о немедленном и отсроченном действии никотина. -
Расскажите о немедленном и отсроченном действии каннабиса. -
Расскажите о немедленном и отсроченном действии стимулирующих средств. -
Расскажите о немедленном и отсроченном действии опиоидов. -
Расскажите о немедленном и отсроченном действии депрессантов. -
Расскажите о немедленном и отсроченном действии галлюциногенов. -
Расскажите о немедленном и отсроченном действии летучих ингалянтов. -
Какие наркотики относятся к синтетическим? Дайте им краткую характеристику. -
Каковы социальные, психологические, физические и юридические последствия употребления психоактивных веществ? -
Какие Вы знаете симптомы и синдромы, характеризующие зависимость от алкоголя и наркотиков? -
Какие Вы знаете стадии развития зависимости от алкоголя? -
Как происходит формирование зависимости от опиоидов? -
Каковы признаки зависимости от стимуляторов? -
Как формируется зависимость от препаратов конопли (гашиша)? -
Какова клиническая картина злоупотребления психоделическими препаратами типа ЛСД? -
В чем смысл теории продвижения к здоровью? -
Расскажите об основных положениях теории мотивации. -
В чем практическая важность теории жизненных навыков? -
Каковы суть теории альтернативной наркотикам деятельности? -
Как может быть использована концепция социальной поддержки в профилактике алкоголизма и наркомании? -
Расскажите о целях, задачах и методах первичной профилактики алкоголизма и наркомании. -
На каких теоретических позициях основываются практические составляющиеся концептуальной программы профилактики зависимости от психоактивных веществ? -
Расскажите о принципах построения программ первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ. -
Каковы особенности вторичной профилактики зависимости от алкоголя и наркотиков? -
Что такое выздоровление от алкогольной и наркотической зависимости? -
В чем заключается работа с мотивацией лиц, зависимых от наркотиков и других психоактивных веществ? -
На каких принципах основывается третичная профилактика (реабилитация) наркомании и алкоголизма? -
Какие Вы знаете стадии выздоровления от зависимости? -
На каких теоретических позициях основывается профилактика рецидивов наркомании и алкоголизма? -
Какие практические подходы Вы можете использовать в профилактике рецидивов наркомании и алкоголизма? -
Что такое «снижение вреда» в проблеме профилактики наркомании и алкоголизма?