Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2620
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Современное представление о строении и нарушении ВПФ. -
Учение о функциональных системах: их строение, характеристики и роль в нейропсихологии -
Учение о локализации ВПФ в головном мозге - история и современные представления -
Понятия фактора, синдрома и симптома -
Синдромный анализ дефекта -
Общий анализ трех функциональных блоков головного мозга -
Первичные зоны коры больших полушарий мозга и их функции -
Вторичные поля и их функции -
Третичные поля и их функции -
Первый функциональный блок мозга его расположение, строение и функции -
Второй функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции. Законы второго блока. -
Третий функциональный блок мозга его расположение, строение и функции -
Современное представление о о природе речи в психологии. -
Психологическая структура речи -
Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев о значении и смысле слова -
Функции речи -
Определение афазии и общая характеристика афазии. -
Механизмы и центральные дефекты эфферентной, афферентной и динамической форм афазии -
Механизмы и центральные дефекты семантической, и амнестической форм афазии -
Нарушения личности при афазии. -
Механизмы и центральные дефекты сенсорной, и акустико-мнестической форм афазии -
Пути восстановления ВПФ (снятие диашиза, викариат, перестройка функциональных систем, медикаментозные средства, спонтанное восстановление). -
Нейропсихологическая реабилитация: цели, задачи, содержание. -
Методы реабилитации. -
Этапы реабилитации -
Реабилитационная программа
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ И
ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Практического применения методов нейропсихологической диагностики. -
Практической нейропсихологической реабилитации больных. -
Использования и интерпретации нейропсихологических методик. -
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами с поражением высших психических функций, их родственниками, медицинским персоналом.
«СУИЦИДОЛОГИЯ»
Ситуационные задачи
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СУИЦИДОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 1
Подросток 12 лет, после отказа родителей пойти ночевать к другу совершает попытку выброситься из окна 10 этажа, зависает на карнизе со словами: «Раз вы меня не понимаете, значит не любите, и никому я не нужен…»
Вопросы:
-
Дайте классификацию суицидального поведения и какая степень риска? -
Какие факторы риска проявляются в данной ситуации? -
Какой личностный смысл вкладывается в суицидальное поведение? -
Какие предупреждающие знаки в данной ситуации показывают предпосылки к формированию суицидального поведения? -
Какие факторы защиты можно использовать в психотерапии?
Задача 2
Один студент колледжа, воспринимавшийся окружающими как прекрасный спортсмен, чувствовал, что он не соответствует их мнению: «Да, я не плох в спорте, но я не могу добиться большего». После соревнования, где он занял 3 место, резко изменил своё поведение, стал более замкнут, перестал следить за своей внешностью, стал интересоваться литературой и фильмами о смерти.
Вопросы:
-
Дайте классификацию суицидального поведения и какая степень риска? -
Какие факторы риска проявляются в данной ситуации? -
Какой личностный смысл вкладывается в суицидальное поведение? -
Какие предупреждающие знаки в данной ситуации показывают предпосылки к формированию суицидального поведения? -
Какие факторы защиты можно использовать в психотерапии?
Задача 3
Девушка-подросток (13 лет) потеряла деньги, которые родители ей дали на репетитора за месяц вперёд, пишет прощальную записку и закрывается в ванне. Текст записки: «Простите меня!»
Вопросы:
-
Дайте классификацию суицидального поведения и какая степень риска? -
Какие факторы риска проявляются в данной ситуации? -
Какой личностный смысл вкладывается в суицидальное поведение? -
Какие предупреждающие знаки в данной ситуации показывают предпосылки к формированию суицидального поведения? -
Какие факторы защиты можно использовать в психотерапии?
Задача 4
Девушка (15 лет) обучалась за границей в частной школе (4 человека в классе), после переезда семьи в г. Москву была зачислена в гимназию, где подвергалась постоянным насмешкам со стороны учащихся. Когда ей родители предложили потерпеть, она им сказала в ответ: «Если бы я умерла, мне не было бы так больно».
Вопросы:
-
Дайте классификацию суицидального поведения и какая степень риска? -
Какие факторы риска проявляются в данной ситуации? -
Какой личностный смысл вкладывается в суицидальное поведение? -
Какие предупреждающие знаки в данной ситуации показывают предпосылки к формированию суицидального поведения? -
Какие факторы защиты можно использовать в психотерапии?
Задача 5
Мужчина 52 лет живёт с женой и дочерью, которые часто ссорятся друг с другом и с ним. В конфликте с дочерью часто слышит жестокие слова в свой адрес: «Лучше бы ты умер».
После визита к врачу узнаёт о своей болезни (онкозаболевание).
Вопросы:
-
Дайте классификацию суицидального поведения и какая степень риска? -
Какие факторы риска проявляются в данной ситуации? -
Какой личностный смысл вкладывается в суицидальное поведение? -
Какие предупреждающие знаки в данной ситуации показывают предпосылки к формированию суицидального поведения? -
Какие факторы защиты можно использовать в психотерапии?
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СУИЦИДОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
оценки и диагностики состояния пациента (клиента); -
критического анализа своих профессиональных и личностных возможностей в работе с каждым случаем суицида; -
овладения принципами и методами в работе с суицидом; -
обоснованного выбора адекватного психотерапевтического подхода; -
составления обоснованного плана интенсивной психотерапии; -
контроля за собственными психическими состояниями и реакциями в процессе психотерапии; -
анализа эффективности и адекватности проводимой психотерапии; -
навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем-разрешающего и социально-поддерживающего поведения; -
критического анализа изменений собственного мышления, эмоционального состояния и поведения в процессе психотерапии;
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами с суицидальным риском, их родственниками, медицинским персоналом.
«ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА»
Ситуационные задачи
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 1
Сорокалетний строитель считает, что сослуживцы не любят его и боится, что кто-нибудь подстроит ему производственную травму – падение с лесов. Эта тревога возникла после ссоры в очереди за обедом, когда пациенту показалось, что коллега хочет пройти без очереди и он его одернул. Пациент стал замечать, что новый враг смеется в компании других и ему казалось, что он является объектом их насмешек. Пациент редко говорит по своей инициативе, сидит напряженно, глаза широко раскрыты и тщательно отслеживает все передвижения в кабинете, пытается понять скрытый смысл вопросов, думает, что его порицают.
Мальчиком был нелюдим, считая, что другие дети объединяются против него, чтобы устроить какую-нибудь подлость. В школе учился плохо, но обвинял в этом учителей в их предвзятом отношении. Он бросил учебу, стал хорошим рабочим, однако считает, что никогда не достигнет высокого положения, пациент считает, что его третируют за вероисповедание, но мало чем может это доказать. Он плохо ладит с начальством и товарищами по работе, не понимает шуток. Лучше всего чувствует себя в ситуациях, когда работает и питается в одиночку.