Файл: Государственная политика и система управления в градостроительной сфере города Москвы.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование градостроительной деятельности
1.2. Роль государства в развитии градостроительной деятельности
2.1. Характеристика Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы
2.2. Анализ градостроительной деятельности на территории ТиНАО города Москвы
3.1. Современные проблемы управления градостроительной деятельностью
По итогам проведенных Ростехнадзором в 2016 году контрольных мероприятий установлено, что наиболее распространенными нарушениями СРО являются:
– выдача свидетельств о допуске к определенному виду работ до уплаты взносов в компенсационный фонд либо уплата взносов в компенсационный фонд в рассрочку;
– несоблюдение минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске,отсутствие подтверждения наличия в штате члена СРО необходимого количества специалистов для производства работ;
– несоблюдение порядка приема в члены и порядка исключения из членов СРО;
– неприменение СРО в отношении своих членов прямо предусмотренных законодательством мер дисциплинарного воздействия за допускаемые нарушения требований, в томчисле за неустранение ранее выявленных нарушений [17; с. 18].
В 2016 году бо́льшая часть внеплановых проверок деятельности СРО Ростехнадзоромбыла инициирована по обращениям граждан, указывающим на то, что в штате строительных организаций нет соответствующих специалистов, но при этом имеется свидетельство СРО о допуске к определенному виду или видам работ. По результатам проведенных Ростехнадзором мероприятий данные факты в большинстве случаев были подтверждены. При этом СРО согласнопредставленным ими документам проводили ежегодные плановые проверки в отношении такихстроительных организаций и каждый раз подтверждали полное соответствие свидетельств о допуске всем установленным требованиям [17; с. 20].
В сети Интернет массово размещаются объявления, содержащие «коммерческие предложения» о «вступлении в СРО и получении допуска за пять минут». Кроме того, в избытке представлены предложения предоставитьнеобходимое количество специалистов соответствующей квалификации для получения свидетельства о допуске. При всём при этом законодательство РоссийскойФедерации о рекламе не предусматривает ограничений на размещение такого рода «предложений».
Дополнительно необходимо отметить, что в законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют положения, позволяющие надзорному органу сразу привлекать СРО к административной ответственности за подобные нарушения.
Все сказанное о проводимой государственной политике в области градостроительной деятельности актуально и значимо в настоящее время. Основными субъектами, участвующими в регулировании и развитии городских территорий, являются органы государственной власти и местного самоуправления, городское население, а также частные инвесторы и строительные организации. При этом главная роль в формировании направлений развития градостроительства, а также территориального планирования, принадлежит органам местного самоуправления (поселениям, муниципальным районам и городским округам).
В состав системы государственного управления градостроительной деятельностью входят: федеральный орган архитектуры и градостроительства; органы архитектуры и градостроительства субъектов РФ; органы архитектуры и градостроительства муниципальных образований; органы государственной экспертизы градостроительной и проектной документации. Однако, нельзя забывать что именно органы местного самоуправления ведут подготовку и утверждение документов территориального планирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры.
Именно они определяют градостроительную политику на данной территории, привлекают частных инвесторов и строительные организации, решают возникающие при этом социально-экономические проблемы и отчитываются за результаты проведенной работы перед местным населением.
В связи с этим, научные разработки, направленные на поиск путей совершенствования механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти в сфере градостроительства, приобретают особую актуальность.
Статья 8 Градостроительного кодекса РФ регламентирует полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Объем полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере деятельности зависит от конкретного вида муниципального образования: поселения; муниципального района; городского округа.
Прежде всего, полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства заключаются в подготовке и утверждении документов территориального планирования. Исторический анализ градостроительного развития убеждает, что благоприятные условия для жителей города невозможно создать без изменения его планировочной структуры в соответствии с современными требованиями [17; с. 49].
Целью градостроительного планирования, в соответствии с Градостроительным кодексом, является «обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека». Градостроительное планирование должно быть социально обосновано. Это требует и Градостроительный кодекс: в принципах учета в планировании социальных факторов и интересов всех субъектов градостроительной деятельности. В настоящее время невозможно найти городского жителя, который был бы доволен сложившимися условиями проживания в наших городах. Одна из главных причин неблагоприятной среды городов, по мнению большинства профессионалов (социологов, культурологов, урбанистов), – это недостаточный учет «человеческого» фактора в проектировании.
Все профессионалы едины в том, что необходимо перейти к проектированию «города для людей, а не для производства». Социологи и урбанисты согласны в том, что необходимо включать в основание принятия проектных решений знания о городском социуме, о проблемах, как они воспринимаются самими горожанами, учитывать мнения и предложения по улучшению условий проживания самих городских жителей [12; с. 25].
Реализацию этих принципов в градостроительной деятельности должны воплощать, прежде всего, социологи – именно профессионалы-социологи обладают инструментарием для выявления социальных факторов и интересов. Однако, несмотря на требования ученых, строительство осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, в которых зачастую не учитываются мнения и желания местных жителей. К разработке территориальных планов городского строительства редко привлекаются ученые-социологи. Поэтому при формировании территориальных планов не всегда учитывается необходимость постройки объектов социально-культурного назначения: мест отдыха населения, детских площадок, площадок для посадки деревьев и цветов.
Градостроительная документация местными органами власти зачастую формируется без достаточно полного обсуждения с населением, проживающим на данной территории, и с институтами гражданского общества, без соответствующего учета их мнений. Нередки случаи, когда в пакет этих документов вносятся изменения в связи с производственной и строительной необходимостью, при этом мнения граждан игнорируются.
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
2.1. Характеристика Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы
В результате реализации «Соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью» от 29 ноября 2011 года, к городу Москве была присоединена территория общей площадью 148,8 тыс. га, из которой 67 тыс. га занимают зелёные насаждения (45%).
На этой территории созданы два административных округа – Троицкий и Новомосковский, в состав которых входят 19 поселений и 2 городских округа: Троицк и Щербинка.
В настоящее время численность населения составляет 334 460 человек, из которых: 50 619 детей и 46 768 пенсионеров.
Основной целью развития новой территории является создание в городе Москве градостроительной среды, благоприятной для жизнедеятельности человека и устойчивого социально-экономического развития города Москвы; реализации потенциальных конкурентных преимуществ развития города Москвы в качестве общенационального и международного финансового, делового, научно-образовательного, культурного и туристического центра; обеспечения высокого качества окружающей среды, сохранения и рационального использования природных и природно-антропогенных ландшафтов, объектов культурного наследия и исторической среды; повышения инвестиционной привлекательности, расширения налогооблагаемой базы и увеличения доходной части бюджета города Москвы [18; с. 91].
В настоящее время активно ведутся работы по строительству объектов жилищной, социальной и транспортной инфраструктуры.
Таблица 1- Динамика строительства объектов жилищной и социальной сферы в ТиНАО
Объекты | 2014 г. введено | 2015 г. введено | 2016 г. введено | 2017 г. введено | 2018 г. введено | ИТОГО введено с 2014 по 2018 гг. | 2018 г. остаток от плана | 2019 г. план | 2020 г. план | ИТОГО план на 2018-2020 |
Жилые площади | 0,425 млн. кв.м. | 1,480 млн. кв.м. | 1,925 млн. кв.м. | 2,473 млн. кв.м. | 0,774 млн. кв.м. | 7,077 млн. кв.м. | 0,936 млн. кв.м. | 1,713 млн. кв.м. | 1,263 млн. кв.м. | 3,912 млн. кв.м. |
ДОУ | 3 (550) мест | 3 (480) мест | 5 (1050 мест) | 10 (2110 мест) | 1 (185 мест) | 23 (3825 мест) | 15 (3380 мест) | 10 (2195 мест) | 11 (2385 мест) | 36 (7960мест) |
Школы | 0 | 2 (1 675 уч.) | 1 (1100 уч.) | 5 (3474 уч.) | 0 | 8 (6249 уч.) | 5 (5585 уч.) | 5 (4175 уч.) | 10 (7250 уч.) | 20 (17010 уч.) |
Поликлиники | 0 | 1 (400 пос. в см.) | 1 (300 пос. в см.) | 1 (550 пос. в см.) | 0 | 3 (1250 пос. в см.) | 1 (320 пос. в см.) | 4 (1340 пос. в см.) | 1 (160 пос. в см.) | 6 (1820 пос. в см. |
Нежилое строительство | 0,12 млн. кв.м. | 0,568 млн. кв.м. | 0,650 млн. кв.м. | 0,585 млн. кв.м. | 0,208 млн. кв.м. | 2,131 млн. кв.м. | 1,044 млн. кв.м. | 0,793 млн. кв.м. | 1,283 млн. кв.м. | 2,076 млн. кв.м. |