Файл: Государственная политика и система управления в градостроительной сфере города Москвы.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование градостроительной деятельности
1.2. Роль государства в развитии градостроительной деятельности
2.1. Характеристика Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы
2.2. Анализ градостроительной деятельности на территории ТиНАО города Москвы
3.1. Современные проблемы управления градостроительной деятельностью
поскольку ни на федеральном, ни на региональном уровне нет ни четко выделенных структурных подразделений, ни отдельных специализированных органов власти, отсутствует Градостроительная доктрина Российской Федерации, являющаяся концептуальной основой управления градостроительной деятельностью.
Отметим, что в 2001 г. в РААСН была разработана Национальная доктрина градостроительства России [20; с. 55], несомненным достоинством которой было уже то, что это была первая попытка системно осмыслить градостроительные проблемы развития России. Однако этот документ так и не был утвержден в качестве официального, несмотря на то, что градостроительная доктрина есть основополагающий концептуальный документ для разработки Генеральной схемы территориального планирования Российской Федерации, это ориентир процесса подготовки градостроительной документации, основа согласования крупных инвестиционных проектов, связанных с территориальным развитием. На наш взгляд, принятие качественной, научно-обоснованной Градостроительной доктрины Российской Федерации является жизненно необходимым для эффективного управления градостроительной деятельностью в России.
Проведенное исследование позволило обобщить положения действующего законодательства, выявить его пробелы, проанализировать теоретические взгляды и мнения по вопросу правовой регламентации градостроительной деятельности и сделать следующие выводы:
В научной литературе отмечается, что для формирования благоприятной среды жизни и деятельности человека важно определить стратегическую цель государственной политики, внести существенные изменения в государственную политику, основные принципы градостроительной деятельности, Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Стратегическая цель государственной политики - обеспечение безопасности устойчивого развития территорий, объектов капитального строительства и создание лучших условий для жизни и деятельности человека. Полагаю, что есть все основания согласиться с данным мнением.
В системе приоритетных направлений государственной политики и деятельности органов государственной политики, ответственных за выработку и реализацию государственной политики, важно рассматривать обеспечение безопасности устойчивого развития территорий и объектов капитального строительства, что должно стать первым и основным принципом градостроительной деятельности [14; с. 17].
В свете сказанного необходимо более полное определение саморегулируемой организации строительной отрасли как некоммерческой организации, деятельность которой направлена на предупреждение причинения вреда жизни и деятельности человека, окружающей среде, объектам культурного наследия вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, повышение качества этих работ и сведения о которой включены в государственный реестр, что позволит не только упорядочить деятельность саморегулируемых организаций, но и повысить эффективность градостроительной политики и деятельности.
В составе комплекса мер по предупреждению причинения вреда самостоятельное место должно занять страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Интеграция целей и инструментов саморегулирования и страхования становится важной основой развития института саморегулирования, совершенствования градостроительной политики и деятельности.
Предложенная стратегическая цель и система основных принципов позволяют наиболее полно учесть развитие социально-экономических процессов, а, следовательно, обеспечить их успешное регулирование.Игнорирование этих закономерностей часто приводит законы и действия субъектов права к результатам, противоположным ожидаемым [14; с. 16].
Кроме того, проведенное исследование позволило определить направления совершенствования Градостроительного кодекса РФ. В качестве таких направлений могут быть названы следующие:
1. Подготовка и утверждение документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
2. Повышение качества документов за счет роста профессиональной квалификации лиц,осуществляющих подготовку документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, и совершенствованияметодического обеспечения процедур подготовки документов территориального планирования с внесением в них изменений.
Задачами государства в решении проблем в данной сфере должны стать научное и методическое обеспечение процедур подготовки соответствующих документов, разработка «модельных правил» по отдельным видам документов и подготовка специалистов, обеспеченность муниципальных образований и субъектов Российской Федерации кадрами.
3. Разработка и утверждение документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории на единой картографической основе.
В настоящее время на законодательном уровне не урегулирован вопрос о требованиях,предъявляемых к картографической основе, используемой для осуществления градостроительной деятельности, к форме и составу сведений, отражаемых на такой основе.
В этой связи представляется важным закрепить в Кодексе положения, указывающие нанеобходимость подготовки таких документов, а также конкретные требования к картографической основе. При этом следует иметь в виду, что последняя влияет на процесс образования новых земельных участков и их вовлечение в хозяйственный оборот,а всё это в совокупности существенно влияет на градостроительное развитие той илииной территории.
4. Эффективное информационное взаимодействие при подготовке документов территориального планирования.
Система территориального планирования должна учитывать стратегические документыи плановые показатели государственных, государственных целевых и отраслевых программ. Федеральная государственная информационная система территориального планирования, а также иные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности призваны обеспечить эффективную реализацию функций и услуг государственных и муниципальных органов, стать инструментом повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения публичности принятых решений и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за принятые решения.
5. Совершенствование института публичных слушаний, проводимых при подготовке генеральных планов поселений и городских округов.
Институт публичных слушаний, проводимых при подготовке генеральных планов поселений и городских округов, правил землепользования и застройки, а также проектовпланировки и межевания территории нуждается в совершенствовании. Это касается,в частности, случаев признания высказанных замечаний, предложений и возраженийобоснованными или необоснованными, критериев их обоснованности или необоснованности, а также более четкого определения вопросов, решаемых при проведении публичных слушаний.
6. Актуализация норм, регулирующих внесение изменений в документы территориальногопланирования.
Кодекс предусматривает возможность органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц представлять в уполномоченные органы местного самоуправления предложения о внесенииизменений. Вносятся изменения в такие документы в порядке, установленном для ихпринятия. Вместе с тем вопрос о последствиях поступления предложений о внесении изменений и сроках их рассмотрения Кодекс не регулирует. В дополнительнойпроработке нуждается и вопрос о гарантиях, которые могут быть предоставлены инвесторам, начавшим реализацию инвестиционного проекта в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории, нормативами градостроительногопроектирования и иными требованиями. Так, в случае начала строительства инвестором указанные требования не должны изменяться и приводить таким образом к невозможности завершения проекта.
7. Упрощение требований при подготовке документации по планировке территории для линейных объектов.
Сегодня назрела необходимость в изменениях к Кодексу в части особенностей разработки,утверждения и состава документации по планировке территории при размещении линейныхобъектов. На текущий момент в Кодексе не освещаются особенности подготовки и утверждения проекта планировки и межевания территории. Помимо вышесказанного, положения Кодекса следует направить и на регулирование вопросов подготовки документации применительно к элементам планировочной структуры (кварталам, микрорайонам и т.д.) в целом.
8. Создание механизмов по комплексному развитию социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры при осуществлении жилищного строительства.
Осуществление жилищного строительства без одновременного создания в необходимыхобъемах социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры порождает серьезные социальные и бытовые проблемы. В связи с этим необходимо предусмотреть комплексные меры, направленные на побуждение застройщиков развивать социальную, транспортную и коммунальную инфраструктуру при осуществлении жилищного строительства.
9. Модернизация проектирования, строительства, реконструкции объектов капитальногостроительства, в том числе путем актуализации стандартов и сводов правил.
10. Уточнение положений Кодекса в части отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отсутствие в Кодексе четких случаев и критериев принятия органами местного самоуправления решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства не исключаетзлоупотреблений на практике и не способствует соблюдению градостроительных регламентов, обеспечению единого архитектурного облика в границах элемента планировочной структуры. В связи с этим необходимо определить случаи, при которых допускаетсяотклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также сами предельные параметры такого отклонения (например,в части максимального количества этажей или высоты зданий, сооружений).
11. Расширение сферы компетенции органов государственного строительного надзора.
Одним из наиболее частых нарушений в строительстве является осуществление строительного процесса без разрешения на строительство. При этом в компетенцию органовгосударственного строительного надзора не входит контроль объектов, в отношении которых не требуется экспертиза проектной документации, в том числе объектов, перечисленных в части 2 статьи 49 Кодекса. Следует учесть, что к ним зачастую относятся офисы,магазины, иные объекты массового пребывания людей [23; с. 23].
Для расширения перечня объектов, в отношении которых орган государственного строительного надзора уполномочен проводить проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, в Государственную Думу внесены следующие законопроекты:
Отметим, что в 2001 г. в РААСН была разработана Национальная доктрина градостроительства России [20; с. 55], несомненным достоинством которой было уже то, что это была первая попытка системно осмыслить градостроительные проблемы развития России. Однако этот документ так и не был утвержден в качестве официального, несмотря на то, что градостроительная доктрина есть основополагающий концептуальный документ для разработки Генеральной схемы территориального планирования Российской Федерации, это ориентир процесса подготовки градостроительной документации, основа согласования крупных инвестиционных проектов, связанных с территориальным развитием. На наш взгляд, принятие качественной, научно-обоснованной Градостроительной доктрины Российской Федерации является жизненно необходимым для эффективного управления градостроительной деятельностью в России.
3.2. Предложения по совершенствованию системы государственного управления градостроительной деятельностью
Проведенное исследование позволило обобщить положения действующего законодательства, выявить его пробелы, проанализировать теоретические взгляды и мнения по вопросу правовой регламентации градостроительной деятельности и сделать следующие выводы:
В научной литературе отмечается, что для формирования благоприятной среды жизни и деятельности человека важно определить стратегическую цель государственной политики, внести существенные изменения в государственную политику, основные принципы градостроительной деятельности, Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Стратегическая цель государственной политики - обеспечение безопасности устойчивого развития территорий, объектов капитального строительства и создание лучших условий для жизни и деятельности человека. Полагаю, что есть все основания согласиться с данным мнением.
В системе приоритетных направлений государственной политики и деятельности органов государственной политики, ответственных за выработку и реализацию государственной политики, важно рассматривать обеспечение безопасности устойчивого развития территорий и объектов капитального строительства, что должно стать первым и основным принципом градостроительной деятельности [14; с. 17].
В свете сказанного необходимо более полное определение саморегулируемой организации строительной отрасли как некоммерческой организации, деятельность которой направлена на предупреждение причинения вреда жизни и деятельности человека, окружающей среде, объектам культурного наследия вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, повышение качества этих работ и сведения о которой включены в государственный реестр, что позволит не только упорядочить деятельность саморегулируемых организаций, но и повысить эффективность градостроительной политики и деятельности.
В составе комплекса мер по предупреждению причинения вреда самостоятельное место должно занять страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Интеграция целей и инструментов саморегулирования и страхования становится важной основой развития института саморегулирования, совершенствования градостроительной политики и деятельности.
Предложенная стратегическая цель и система основных принципов позволяют наиболее полно учесть развитие социально-экономических процессов, а, следовательно, обеспечить их успешное регулирование.Игнорирование этих закономерностей часто приводит законы и действия субъектов права к результатам, противоположным ожидаемым [14; с. 16].
Кроме того, проведенное исследование позволило определить направления совершенствования Градостроительного кодекса РФ. В качестве таких направлений могут быть названы следующие:
1. Подготовка и утверждение документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
2. Повышение качества документов за счет роста профессиональной квалификации лиц,осуществляющих подготовку документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, и совершенствованияметодического обеспечения процедур подготовки документов территориального планирования с внесением в них изменений.
Задачами государства в решении проблем в данной сфере должны стать научное и методическое обеспечение процедур подготовки соответствующих документов, разработка «модельных правил» по отдельным видам документов и подготовка специалистов, обеспеченность муниципальных образований и субъектов Российской Федерации кадрами.
3. Разработка и утверждение документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории на единой картографической основе.
В настоящее время на законодательном уровне не урегулирован вопрос о требованиях,предъявляемых к картографической основе, используемой для осуществления градостроительной деятельности, к форме и составу сведений, отражаемых на такой основе.
В этой связи представляется важным закрепить в Кодексе положения, указывающие нанеобходимость подготовки таких документов, а также конкретные требования к картографической основе. При этом следует иметь в виду, что последняя влияет на процесс образования новых земельных участков и их вовлечение в хозяйственный оборот,а всё это в совокупности существенно влияет на градостроительное развитие той илииной территории.
4. Эффективное информационное взаимодействие при подготовке документов территориального планирования.
Система территориального планирования должна учитывать стратегические документыи плановые показатели государственных, государственных целевых и отраслевых программ. Федеральная государственная информационная система территориального планирования, а также иные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности призваны обеспечить эффективную реализацию функций и услуг государственных и муниципальных органов, стать инструментом повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения публичности принятых решений и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за принятые решения.
5. Совершенствование института публичных слушаний, проводимых при подготовке генеральных планов поселений и городских округов.
Институт публичных слушаний, проводимых при подготовке генеральных планов поселений и городских округов, правил землепользования и застройки, а также проектовпланировки и межевания территории нуждается в совершенствовании. Это касается,в частности, случаев признания высказанных замечаний, предложений и возраженийобоснованными или необоснованными, критериев их обоснованности или необоснованности, а также более четкого определения вопросов, решаемых при проведении публичных слушаний.
6. Актуализация норм, регулирующих внесение изменений в документы территориальногопланирования.
Кодекс предусматривает возможность органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц представлять в уполномоченные органы местного самоуправления предложения о внесенииизменений. Вносятся изменения в такие документы в порядке, установленном для ихпринятия. Вместе с тем вопрос о последствиях поступления предложений о внесении изменений и сроках их рассмотрения Кодекс не регулирует. В дополнительнойпроработке нуждается и вопрос о гарантиях, которые могут быть предоставлены инвесторам, начавшим реализацию инвестиционного проекта в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории, нормативами градостроительногопроектирования и иными требованиями. Так, в случае начала строительства инвестором указанные требования не должны изменяться и приводить таким образом к невозможности завершения проекта.
7. Упрощение требований при подготовке документации по планировке территории для линейных объектов.
Сегодня назрела необходимость в изменениях к Кодексу в части особенностей разработки,утверждения и состава документации по планировке территории при размещении линейныхобъектов. На текущий момент в Кодексе не освещаются особенности подготовки и утверждения проекта планировки и межевания территории. Помимо вышесказанного, положения Кодекса следует направить и на регулирование вопросов подготовки документации применительно к элементам планировочной структуры (кварталам, микрорайонам и т.д.) в целом.
8. Создание механизмов по комплексному развитию социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры при осуществлении жилищного строительства.
Осуществление жилищного строительства без одновременного создания в необходимыхобъемах социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры порождает серьезные социальные и бытовые проблемы. В связи с этим необходимо предусмотреть комплексные меры, направленные на побуждение застройщиков развивать социальную, транспортную и коммунальную инфраструктуру при осуществлении жилищного строительства.
9. Модернизация проектирования, строительства, реконструкции объектов капитальногостроительства, в том числе путем актуализации стандартов и сводов правил.
10. Уточнение положений Кодекса в части отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отсутствие в Кодексе четких случаев и критериев принятия органами местного самоуправления решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства не исключаетзлоупотреблений на практике и не способствует соблюдению градостроительных регламентов, обеспечению единого архитектурного облика в границах элемента планировочной структуры. В связи с этим необходимо определить случаи, при которых допускаетсяотклонение от предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также сами предельные параметры такого отклонения (например,в части максимального количества этажей или высоты зданий, сооружений).
11. Расширение сферы компетенции органов государственного строительного надзора.
Одним из наиболее частых нарушений в строительстве является осуществление строительного процесса без разрешения на строительство. При этом в компетенцию органовгосударственного строительного надзора не входит контроль объектов, в отношении которых не требуется экспертиза проектной документации, в том числе объектов, перечисленных в части 2 статьи 49 Кодекса. Следует учесть, что к ним зачастую относятся офисы,магазины, иные объекты массового пребывания людей [23; с. 23].
Для расширения перечня объектов, в отношении которых орган государственного строительного надзора уполномочен проводить проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, в Государственную Думу внесены следующие законопроекты: