Файл: Государственная политика и система управления в градостроительной сфере города Москвы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование градостроительной деятельности

1.2. Роль государства в развитии градостроительной деятельности

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

2.1. Характеристика Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы

2.2. Анализ градостроительной деятельности на территории ТиНАО города Москвы

3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

3.1. Современные проблемы управления градостроительной деятельностью

3.2. Предложения по совершенствованию системы государственного управления градостроительной деятельностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование градостроительной деятельности


Различные аспекты понятия градостроительной деятельности целесообразно начать освещать с легального определения, закрепленного в Градостроительном кодексе Российской Федерации[2].

Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

В отношениях городского планирования каждый так или иначе участвует. Кто-то как обладатель права на объекты капитального строительства, кто-то как член местного сообщества, кто-то как представитель власти, как архитектор, инвестор, застройщик и т.д. При этом интересы одного и того же человека в градостроительном освоении территории в его разных ипостасях могут существенно различаться. «Я – инвестор», и «я – житель», это две большие разницы. Даже городские жители, которые не участвуют в обсуждении проектов городского развития, похоже, не заботятся или даже пассивно участвуют в отношениях городского развития. Закон должен защищать его право на благоприятную окружающую среду, и все участники градостроительной деятельности, от властей до строителей, должны учитывать их интересы.

Понятие «градостроительная деятельность» очень обширные, в том числе комплексные работы по обеспечению развития территории: территориальное планирование,градостроительное зонирование,территориальное планирование, архитектура и архитектурное проектирование,строительство объектов инфраструктуры и их реконструкция. В соответствии с градостроительным посредством законодательства и на основе системы градостроительных документов формулируются градостроительные нормативные акты, которые соответствуют статьй 85 Земельного кодекса Российской Федерации [3] основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под их поверхностью.


Градостроительство-это теория и практика градостроительства, которая охватывает сложный комплекс социально-экономических, архитектурно-технологических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических вопросов [19; с. 42].

На законодательном уровне термин «градостроительство» впервые был употреблён в тексте Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3295-I «Об основах градостроительства в Российской Федерации».

В действующем Градостроительном кодексе Российской Федерации термин «градостроительство» приравнен к термину «градостроительная деятельность», законное определение которой дано выше.

Конечно, это очень сложная задача-создать универсальный законодательный механизм, регулирующий отношения многих людей при осуществлении всех видов градостроительной деятельности и обеспечивающий устойчивое развитие территории на основе баланса государственных и частных интересов. И это задача не только Градостроительного кодекса РФ, но я ряда иных нормативных правовых актов различных отраслей российской правовой системы.

Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса РФ градостроительные отношения регулируются не только градостроительным законодательством, но и обстоятельствами и способами, предусмотренными Кодексом и другим отраслевым законодательством. Поэтому регламентируется взаимосвязь с принимаемыми мерами по обеспечению безопасности эксплуатации зданий, сооружений, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.:

— законодательством РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного характера;

— законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений;

— законодательством РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов;

— законодательством об применении атомной энергии;

— техническими регламентами.

Всё же Ведущая роль регулирования по-прежнему остается Градостроительному кодексу РФ – основному документу, регламентирующему градостроительную деятельность и устанавливающего ее основные принципы.

Особое значение для всей градостроительной деятельности имеет вопрос территориального планирования [13; с. 66].

Во-первых, отраслевой характер документа территориального планирования. На самом деле роль институтов, ответственных за комплексное и сбалансированное развитие территории, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, не сводится к тому, что роль институтов, ответственных за комплексное и сбалансированное развитие территории.



Во-вторых, характер документа территориального планирования. Для территории поселения такие документы можно разделить на четыре уровня–федерация, субъект, муниципальный район и само поселение. Представляется, что процессу территориального планирования следует придать определенный порядок, создав цикл. В противном случае муниципалитеты могут оказаться в крайне сложном положении. Ведь они несут ответственность перед жителями за развитие населенных пунктов и состояние окружающей среды.

Особенно сложно реализовать нормы Кодекса о градостроительном зонировании без ущерба для развития территорий.

Безусловное достижение Кодекса – достаточно четкое определение термина «градостроительный регламент». Некоторый недостаток этого определения видится только в том, что в специальной главе Кодекса о некоторые ограничения на землепользование и объекты капитального строительства в соответствии с Постановлением о градостроительстве не раскрываются в градостроительном зонировании. Предполагая, с другой стороны, это хорошо, потому что позволяет муниципалитетам самостоятельно вводить какие-либо ограничения на территориальную площадь.

Прямого определения понятию «виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства» Кодекс не дает. Однако нетрудно догадаться, что это перечень видов деятельности или функций, используемых объектами, которые разрешены в границах определенной территориальной зоны. Необходимо только определить уровень детализации вида деятельности, не допуская таких глупых записей «эксплуатация здания», какие, к сожалению, зачастую встречаются в правоустанавливающих документах на земельные участки [17; с. 50].

Сегодня органы местного самоуправления городских округов и поселений имеют реальную возможность влиять на размещение на своей территории объектов, необходимых для устойчивого развития. На основе генерального плана и планируемого проекта разрабатывается лицензионный пакет, проводится публичный аукцион в форме конкурса, в котором победитель имеет право построить конкретный объект с определенным функциональным назначением, без права его изменения. Продаются на торгах находящиеся в муниципальной собственности здания и помещения или право их аренды с фиксацией функционального назначения [16; с. 44].

Помимо разрешенных к использованию видов, градостроительные регламенты содержат максимальный размер участка и максимальные параметры, позволяющие осуществлять строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры. Принципиально меняет Кодекс отношения в части обеспечения качества проектных работ.


По Кодексу рамки для целей проектирования устанавливаются результаты инженерных изысканий, градостроительный план участка, требования технических регламентов и технических условий на подключение объектов к сети инженерно-технического обеспечения.

Старый Градостроительный кодекс [15] обеспечивал систему для создания и ведения государственного градостроительного кадастра-информации, необходимой для осуществления градостроительной деятельности.

При этом планируется ведение государственного градостроительного кадастра на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, а также в случае передачи соответствующих государственных полномочий органам местного самоуправления. Однако для создания такой системы почти ничего не было сделано. Для этого есть много причин, как объективных, так и субъективных.

Главное, на мой взгляд, это:

во-первых, систему предполагалось строить сверху вниз, в то время как основное производство и потребление информации на нижнем муниципальном уровне;

во-вторых, не были созданы нормативные предпосылки ни для формирования информационных ресурсов, ни для их использования;

в-третьих, не была предложена рациональная модель финансирования системы.

Действующий Кодекс исключает употребление слова «кадастр» применительно к информационным системам обеспечения градостроительной деятельности и делает их муниципальными. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] ведение систем отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Предусмотренный Кодексом единый порядок ведения позволит в перспективе передавать в удобной для использования форме необходимые сведения, как на уровень субъекта Федерации, так и на федеральный уровень. Единственно не стоило прямо записывать, что ведение систем осуществляется органами местного самоуправления. В ряде регионов успешно зарекомендовала себя практика, когда муниципальную информационную систему ведут в качестве операторов структуры субъектов, подведомственные органам архитектуры и градостроительства.

Это, помимо прочих преимуществ, дает возможность привлекать средства из бюджетов субъектов федерации для управления муниципальной системой. С учетом финансирования этих систем также логично, что расходы на предоставление информации органам государственной власти Российской Федерации и субъектам Российской Федерации бесплатно покрываются из соответствующего бюджета.


Большое внимание в Кодексе уделяется вопросу участия населения в принятии градостроительных решений путем проведения публичных слушаний. Это однозначно положительный момент. Однако эффективность механизмов защиты интересов граждан, изложенных в Кодексе, вызывает сомнения. Во-первых, правила землепользования и застройки должны обеспечивать уважение права людей на хорошие условия жизни и труда, которые действительно должны широко обсуждаться до их принятия. Эти правила должны быть стабильными и меняться не чаще одного раза в четыре-пять лет.

Градостроительные регламенты должны быть обязательными для всех участников градостроительной деятельности, осуществляемой на территории поселения[14; с. 49].

Если градостроительные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, тогда к таким отношениям применяется:

— земельное законодательство;

— лесное законодательство;

— водное законодательство;

— законодательство об особо охраняемых природных территориях;

— законодательство об охране окружающей среды;

— законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— иное законодательство Российской Федерации.

Исходя из анализа указанных норм, можем сделать вывод, что в рассматриваемой сфере приняты и действуют множество нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты ведения градостроительной деятельности. Однако, к сожалению, несмотря на это, количество нарушений градостроительного законодательства не уменьшилось. Практика арбитражных судов и судов общей юрисдикции представляет, что в России одним из наиболее распространенных преступлений является самовольная конфискация земельных участков, самовольное строительство, незаконное строительство при отсутствии разрешения.

Считаем, что причинами этого являются, в том числе, недостаточная информированность населения и должностных лиц коммерческих организаций о действующих градостроительных нормах, а также «тяжелый» для осмысления язык законов, регулирующих предоставленную сферу, что затрудняет использование законов. Не специалисты не способны понять действующие нормы, а возможности нанять хорошего специалиста есть не у каждой организации или гражданина. Также причинами нарушений являются излишние бюрократические проволочки при получении разрешений и согласований на строительство и реконструкцию. И, видимо, недостаточно строгая юридическая ответственность за указанные нарушения.